Содержание педагогической диагностики детей с ТМНР
статья по теме
Педагог впервые сталкивающийся с обучением ребёнка с ТМНР, встаёт перед вопросом : чему учить такого ребёнка и от чего отталкиваться? Данная статья даст ответы на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagostika_detey_s_tmnr.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание педагогической диагностики детей с ТМНР
Цель обучения ребенка с ТМНР – подготовить его к максимально возможной самостоятельной жизни, научить его обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.
У каждого ребенка с ТМНР свой порог возможностей социализации, поэтому при обучении таких детей, основным документом поясняющим деятельность педагога и сущность составляемой им специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП) для ребенка, будет являться педагогическая характеристика на ребенка. Для написания грамотной и обоснованной характеристики необходимо проведение качественной педагогической диагностики, результаты которой сыграют значимую роль и в планировании работы педагога.
Критерии, взятые за основу педагогического обследования детей с ТМНР, базируются на том, что основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.
Моторные умения включают в себя способ передвижения, подъём предметов, ходьбу по ровной и наклонной поверхности, ходьбу по скользкой поверхности, ходьбу по ступенькам, лазание по стремянкам, балансирование, наклон тела, захват мелких предметов тремя и двумя пальцами и др. Иными словами, здесь речь идёт о силе, выносливости, координационной способности и ловкости, мелкой моторике.
Познавательные умения включают слежение за объектом, удержание внимания на объекте, восприятие цвета, формы, величины, узнавание изображений, пространственный гнозис, подбор пар и группировку по заданному признаку, чтение собственного имени, чтение предложений, узнавание слов, написание собственного имени, написание простых слов, списывание слов, письмо под диктовку, счёт, ориентацию по часам во времени и др.
Коммуникативные умения включают понимание речевых команд и жестов, следование простым и сложным речевым инструкциям, следование указаниям на изображениях, следование письменной инструкции, выражение потребностей и желаний, выражение согласия и отказа, называние предметов, называние действий, ответы на вопросы, описание ситуации, формулирование вопросов, поддержание диалога, общение по телефону, выражение чувств и др. Здесь также характеризуются вспомогательные средства, которые позволят улучшить коммуникативные возможности человека с ТМНР.
Бытовые умения включают приём пищи, соблюдение личной гигиены, одевание и раздевание, правильный подбор одежды для определённого случая, уход за одеждой и обувью, ручную стирку, уход за помещениями, использование денег, пользование транспортом, пользование услугами почты и банка, соблюдение расписания и др.
Трудовые умения связаны с сортировкой, сборкой, упаковкой, упорядочением объектов, заполнением контейнеров, работой с бумагой, а также природными, текстильными, пластическими, бросовыми материалами, уходом за растениями и животными и др.
Социальные умения включают выполнение указаний, соблюдение правил и следование требованиям и инструкциям, самостоятельный переход от одной деятельности к другой, реакцию на замечания и критику, просьбу о помощи и оказание помощи в случае необходимости, сотрудничество, участие в собраниях, конструктивное разрешение конфликтов, адекватное выражение гнева и разочарования, ожидание своей очереди и др.
Досуговые умения связаны с рисованием, лепкой, конструированием, играми с игрушками, а также настольными, подвижными играми, рассматриванием и чтением книг, слушанием музыки, просмотром любимых телепередач и др.
Регуляторные умения включают восприятие и понимание инструкции, удержание мотивации и алгоритма деятельности, составление предметно-практического плана, выполнение последовательной цепочки действий по плану, контроль и оценку результатов деятельности.
Данные диагностики удобно отражать в диагностической карте в виде следующей таблицы:
Образец оформления диагностической карты
Перечень умений | Оценка освоения умений | Способ выполнения | |||
Не выполняется | Выполняется с помощью | Выполняется самостоятельно | |||
Эпизодически | Регулярно | ||||
Моторные Познавательные Коммуникативные Бытовые Трудовые Социальные | - физической -жестовой -наглядной - схем и рисунков | - сопряжено - по образцу - по подражанию - по инструкции - по замыслу |
В графе "Перечень умений" выделяются основные умения по каждой области жизнедеятельности ребёнка и могут указываться входящие в их состав действия. Графа "Оценка освоения умений" используется для регистрации освоения ребёнком определённых умений путём проставления любого удобного учителю-дефектологу знака с указанием даты наблюдения. Если действие выполняется с помощью – указывается её вид:
- физическая – специалист выполняет действие руками человека с ТМНР;
- жестовая – специалист указывает, подаёт знаки, означающие "стоп", "здесь", "ещё немного";
- наглядная – специалист показывает, что нужно делать с помощью шаблонов, маркировки цветом, пооперационных карт;
- вербальная – специалист говорит, что следует делать.
В графе "Способ выполнения" указывается один из следующих вариантов осуществления умений.
- Выполнение сопряженных действий.
- Выполнение полусопряженных действий.
- Выполнение действий по подражанию.
- Выполнение действий по образцу.
- Выполнение действий по инструкции.
- Выполнение действий по представлению.
- Выполнение действий по замыслу.
Кроме того, в этой графе могут указываться ошибки, которые совершает ребёнок.
Эту же таблицу можно использовать в качестве планирования работы. При этом, в перечне умений стоит расшифровывать какие именно умения вы планируете формировать у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая диагностика детей
Психолого-педагогическая диагностика детейс речевыми нарушениями...
Методическая разработка "Психолого -педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....
Доклад на МО "Диагностика уровня сформированности преставлений об окружающем мире у детей с ТМНР"
Одна из задач констатирующего эксперимента подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность представлений об окружающем мире у учащихся старших классов со сложной структу...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...
Психолого-педагогической диагностика детей с ОВЗ .
quot;Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером." ...
Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.
Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной ...
Педагогическая диагностика детей по результатам мониторинга достижений воспитанников по образовательной области «Физическое развитие» 2022 - 2023 учебный год
В общей системе образовательной работы МАДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ре...