"Закрепление знаний об ударении. Деление слов на слоги."
план-конспект занятия по теме

Содержание занятия выбрано в соответствии с опытом, уровнем знаний, умений и навыков обучающихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_0.doc53.5 КБ
Office presentation icon zanyatie.ppt548.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

«Закрепление знаний об ударении

и деление слов на слоги»

Подготовила и провела: учитель-логопед МАОУ «Гимназия № 6» Машкина Наталья Викторовна

Тема: «Закрепление знаний об ударении и деление слов на слоги».

Лексическая тема «Дикие и домашние животные».  

Цели: повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро-;                                                           повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги; повторить правописание словарных слов; работать над развитием связной речи детей; развивать словарный запас; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинки с животными, листочки с текстами, карточки со  словами-омографами, таблица, красные, зелёные и жёлтые фишки, карточки с вопросами Почемучки, мягкая игрушка – кот.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

На доске картинки животных.

- К нам в гости пришёл Почемучка. Он приготовил нам свои вопросы.

1 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв больше, чем звуков. (Лось, конь, олень, медведь.)

 - Почему?

2 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв и звуков поровну. (Игра «Четвёртый лишний».)

 - Почему?

3 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв меньше, чем звуков. (Ёжик, ёрш, ящерица, ягуар.)

 - Почему? (Буква ё состоит из звуков j,о.)

4 вопрос. - На какой вопрос отвечают названия этих животных? (Кто.)

 - Почему? (Одушевлённые.)

5 вопрос. - К какой части речи относятся? (К существительным.)

 - Почему?

Дети оценивают себя фишками.

  1. Работа над ударением.

     Вопросы Почемучки.

  1. – Сколько слогов в словах: конь? тигр? лев? Почему?

     – Какой гласный звук в слове  конь? тигр? лев?

     – Ударение ставится в словах, в которых один слог?

     – В каком случае ещё ударение не ставится? (Если ударная буква ё.)

  1. – Назовите животных, в названии которых два слога. (Заяц, кошка, медведь, овца, лиса, баран.)

     – Объясните, почему в этих словах два слога?

     – Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадке.

Загадки Почемучки.

Зверька узнаем мы с тобой                                  Кто в беретке ярко-красной,

По двум таким приметам:                                    В чёрной курточке атласной?

Он в шубе серенькой зимой,                                На меня он не глядит,

А в рыжей шубке летом.                                       Всё стучит, стучит, стучит.

            (Бел-ка)                                                                      (Дя-тел)

Трав копытами касаясь,                                      Сер, но не волк.

Ходит по лесу красавец;                                     Длинноух, да не заяц.

Ходит смело и легко,                                           С копытами, да не лошадь.

Рога раскинув широко.                                                    (О-сёл)

           (О-лень)

Вопросы Почемучки к отгадкам.

- Какой ударный слог?

- Назовите первый гласный звук.

- Назовите второй гласный звук.

- Запишите названия этих животных, деля слова на слоги и ставя ударение.

- В слове осёл будем ставить ударение? Почему?

3) – Назовите животных, в названии которых три слога. (Муравей, носорог, бегемот, курица.)

  - Почему в этих словах три слога?

 - Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадках.

Загадки Почемучки.

Маленький мальчишка                                            Шевелились у цветка

В сером армячишке                                                  Все четыре лепестка.

По дворам шныряет,                                                 Я сорвать его хотел,

Крохи собирает.                                                        Он вспорхнул и иулетел.

      (Во-ро-бей)                                                                  (Ба-боч-ка)

Сама пёстрая, ест зелёное,                                       Гладишь – ласкается,

Даёт белое.                                                                 Дразнишь – кусается.

(Ко-ро-ва)                                                                          (Со-ба-ка)

    Вопросы Почемучки.

- Что вы можете сказать о словах воробей, сорока, ворона, корова?

- Что у них общее?

На доске сочетание -оро- .

- Назовите в слове собака гласные звуки.

- Назовите  ударный слог.

- На какой гласный звук падает ударение?

- Запишите по слогам любые три названия животных, в названии которых три слога. Поставьте ударение.

    Один ученик у доски.

    Проверка.

    Дети оценивают себя фишками.

- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из одного слога. (Устно.)

- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из двух слогов. (Устно.)

- Назовите в слове ударный слог.

- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из трёх слогов. (Устно.)

  1. - А каких вы знаете животных, в названии которых четыре слога?

На доске картинки-подсказки: черепаха, поросёнок, жаворонок, гусеница, куропатка, обезьяна, гиппопотам.

- Составьте предложение с одним из названных животных.

- Запишите своё предложение, а название животного подчеркните.

 Дети оценивают себя фишками.

Физкультминутка.

Мы тоже можем так.

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так.

Пастух в лесу трубит в рожок –

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так.

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на двух руках.

Мы тоже можем так.

Конь через мост идёт шажком…

Мы тоже можем так.

Теперь пора и отдохнуть,

Устали как-никак.

- Покажите, как ходит медведь.

- А как прыгает зайчик?

- А как крадётся лиса?

3. Работа над развитием речи.

Учитель-логопед раздаёт детям листочки от Почемучки.

Волк                                              хитрая

Рыбка                                            волнистый

Лиса                                              бурый

Медведь                                        злой

Ёжик                                              золотая

Попугай                                         колючий

- Составьте словосочетания, используя слова из двух столбиков. Слова надо соединять стрелочкой.

4. Работа над омографами.

На доске карточка со словами:

стоит – стоит

Вопросы Почемучки.

- В первом слове поставьте ударение на первый слог.

- Какое значение имеет слово?

- Во втором слове поставьте ударение на второй слог.

- Какое значение имеет слово?

- Может ли от места ударения зависеть смысл слова?

- Давайте убедимся в этом ещё раз.

      На каждой парте лежат листочки со следующими текстами от Почемучки.

 В ведёрко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Косит косец,

А зайчишка косит.

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

На двери замка

Нет замка.

Живёт щегол здесь –

Первый щёголь.

Дети в парах быстро расставляют ударение в словах-омографах. Объясняют значение слов. Учитель-логопед  помогает ученикам.

Окуни – опусти руки в воду;

Окуни – пресноводная рыба;

Косит – срезает траву косой или косилкой;

Косит – имеет косые глаза;

Трусит – боится, испытывает страх;

Трусит – бежит мелкой рысью;

Замок – дворец, крепость;

Замок – приспособление для запирания чего-нибудь ключом;

Щегол – певчая птичка из отряда воробьиных;

Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.

- Запишите эти слова в тетрадь.

Учитель-логопед пишет на доске с комментированием:

Окуни – окуни, косит – косит, трусит – трусит, замка – замка, щегол – щёголь.

Дети оценивают себя фишками.

5. Работа над развитием связной речи.

- Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Барсик. Давайте с помощью таблицы составим о нём рассказ.

Дети рассказывают о Барсике, учитель-логопед оценивает их фишками.

- Теперь послушайте рассказ Почемучки.

Учитель-логопед сам рассказывает о Барсике.

6. Итог занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Закрепление знаний об ударении и деление слов на слоги» Подготовила и провела: учитель-логопед МАОУ «Гимназия № 6» Машкина Наталья Викторовна

Слайд 2

Цели: повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро- ; повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги; повторить правописание словарных слов; работать над развитием связной речи детей; воспитывать любовь к русскому языку;

Слайд 3

БЕЛКА Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке летом .

Слайд 4

ДЯТЕЛ Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит.

Слайд 5

ОЛЕНЬ Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец; Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

Слайд 6

Сер, но не волк. Длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь. Осёл

Слайд 7

О Р О

Слайд 8

Мы тоже можем так. Смотри скорей, который час, Тик-так, тик-так, тик-так. Налево раз! Направо раз! Мы тоже можем так. Чтоб стать похожим на орла И запугать собак, Петух расправил два крыла… Мы тоже можем так. Пастух в лесу трубит в рожок – Пугается русак. Сейчас он сделает прыжок… Мы тоже можем так. Идёт медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг… На двух ногах, на двух руках. Мы тоже можем так. Конь через мост идёт шажком… Мы тоже можем так. Теперь пора и отдохнуть, Устали как-никак.

Слайд 9

Волк хитрая Рыба волнистый Лиса бурый медведь злой Ёжик золотая Попугай колючий

Слайд 10

В ведёрко руку окуни , Не бойся: это окуни. Косит косец, А зайчишка косит . Трусит трусишка, А ослик трусит . На двери замка Нет замка . Живёт щегол здесь – Первый щёголь .

Слайд 11

Окун и – опусти руки в воду; О куни – пресноводная рыба; К о сит – срезает траву косой или косилкой; Кос и т – имеет косые глаза; Тр у сит – боится, испытывает страх; Трус и т – бежит мелкой рысью; З а мок – дворец, крепость; Зам о к – приспособление для запирания чего-нибудь ключом; Щег о л – певчая птичка из отряда воробьиных; Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.

Слайд 12

О кун и – о кун и , к о сит – кос и т, тр у сит – трус и т, з а мка – замк а , щег о л – щ ё голь .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

Открытое логопедическое занятие: "Ударение. Деление слов на слоги".

Закрепить знания и умения детей делить слова на слоги, выделять гласные и определять ударный звук. Продолжать учить детей определять порядок слов в слове. Обогащать словарный запас детей. Развивать фо...

Конспект урока по письму в 5 классе специальной коррекционной школы Тема: «Слог. Деление слов на слоги».

Конспект урока по письму в 5 классе специальной коррекционной школы Тема: «Слог. Деление слов на слоги»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор".

Урок построен на технологии критического мышления и развития читательской грамотности....

Деление слова на слоги. Ударение

Деление слова на слоги. Ударение...