"Закрепление знаний об ударении. Деление слов на слоги."
план-конспект занятия по теме
Содержание занятия выбрано в соответствии с опытом, уровнем знаний, умений и навыков обучающихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_0.doc | 53.5 КБ |
zanyatie.ppt | 548.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого логопедического занятия
«Закрепление знаний об ударении
и деление слов на слоги»
Подготовила и провела: учитель-логопед МАОУ «Гимназия № 6» Машкина Наталья Викторовна
Тема: «Закрепление знаний об ударении и деление слов на слоги».
Лексическая тема «Дикие и домашние животные».
Цели: повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро-; повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги; повторить правописание словарных слов; работать над развитием связной речи детей; развивать словарный запас; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картинки с животными, листочки с текстами, карточки со словами-омографами, таблица, красные, зелёные и жёлтые фишки, карточки с вопросами Почемучки, мягкая игрушка – кот.
Ход занятия
- Организационный момент.
На доске картинки животных.
- К нам в гости пришёл Почемучка. Он приготовил нам свои вопросы.
1 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв больше, чем звуков. (Лось, конь, олень, медведь.)
- Почему?
2 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв и звуков поровну. (Игра «Четвёртый лишний».)
- Почему?
3 вопрос. - Назовите животных, в названии которых букв меньше, чем звуков. (Ёжик, ёрш, ящерица, ягуар.)
- Почему? (Буква ё состоит из звуков j,о.)
4 вопрос. - На какой вопрос отвечают названия этих животных? (Кто.)
- Почему? (Одушевлённые.)
5 вопрос. - К какой части речи относятся? (К существительным.)
- Почему?
Дети оценивают себя фишками.
- Работа над ударением.
Вопросы Почемучки.
- – Сколько слогов в словах: конь? тигр? лев? Почему?
– Какой гласный звук в слове конь? тигр? лев?
– Ударение ставится в словах, в которых один слог?
– В каком случае ещё ударение не ставится? (Если ударная буква ё.)
- – Назовите животных, в названии которых два слога. (Заяц, кошка, медведь, овца, лиса, баран.)
– Объясните, почему в этих словах два слога?
– Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадке.
Загадки Почемучки.
Зверька узнаем мы с тобой Кто в беретке ярко-красной,
По двум таким приметам: В чёрной курточке атласной?
Он в шубе серенькой зимой, На меня он не глядит,
А в рыжей шубке летом. Всё стучит, стучит, стучит.
(Бел-ка) (Дя-тел)
Трав копытами касаясь, Сер, но не волк.
Ходит по лесу красавец; Длинноух, да не заяц.
Ходит смело и легко, С копытами, да не лошадь.
Рога раскинув широко. (О-сёл)
(О-лень)
Вопросы Почемучки к отгадкам.
- Какой ударный слог?
- Назовите первый гласный звук.
- Назовите второй гласный звук.
- Запишите названия этих животных, деля слова на слоги и ставя ударение.
- В слове осёл будем ставить ударение? Почему?
3) – Назовите животных, в названии которых три слога. (Муравей, носорог, бегемот, курица.)
- Почему в этих словах три слога?
- Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадках.
Загадки Почемучки.
Маленький мальчишка Шевелились у цветка
В сером армячишке Все четыре лепестка.
По дворам шныряет, Я сорвать его хотел,
Крохи собирает. Он вспорхнул и иулетел.
(Во-ро-бей) (Ба-боч-ка)
Сама пёстрая, ест зелёное, Гладишь – ласкается,
Даёт белое. Дразнишь – кусается.
(Ко-ро-ва) (Со-ба-ка)
Вопросы Почемучки.
- Что вы можете сказать о словах воробей, сорока, ворона, корова?
- Что у них общее?
На доске сочетание -оро- .
- Назовите в слове собака гласные звуки.
- Назовите ударный слог.
- На какой гласный звук падает ударение?
- Запишите по слогам любые три названия животных, в названии которых три слога. Поставьте ударение.
Один ученик у доски.
Проверка.
Дети оценивают себя фишками.
- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из одного слога. (Устно.)
- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из двух слогов. (Устно.)
- Назовите в слове ударный слог.
- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из трёх слогов. (Устно.)
- - А каких вы знаете животных, в названии которых четыре слога?
На доске картинки-подсказки: черепаха, поросёнок, жаворонок, гусеница, куропатка, обезьяна, гиппопотам.
- Составьте предложение с одним из названных животных.
- Запишите своё предложение, а название животного подчеркните.
Дети оценивают себя фишками.
Физкультминутка.
Мы тоже можем так.
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла…
Мы тоже можем так.
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так.
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках.
Мы тоже можем так.
Конь через мост идёт шажком…
Мы тоже можем так.
Теперь пора и отдохнуть,
Устали как-никак.
- Покажите, как ходит медведь.
- А как прыгает зайчик?
- А как крадётся лиса?
3. Работа над развитием речи.
Учитель-логопед раздаёт детям листочки от Почемучки.
Волк хитрая Рыбка волнистый Лиса бурый Медведь злой Ёжик золотая Попугай колючий |
- Составьте словосочетания, используя слова из двух столбиков. Слова надо соединять стрелочкой.
4. Работа над омографами.
На доске карточка со словами:
стоит – стоит |
Вопросы Почемучки.
- В первом слове поставьте ударение на первый слог.
- Какое значение имеет слово?
- Во втором слове поставьте ударение на второй слог.
- Какое значение имеет слово?
- Может ли от места ударения зависеть смысл слова?
- Давайте убедимся в этом ещё раз.
На каждой парте лежат листочки со следующими текстами от Почемучки.
В ведёрко руку окуни, Не бойся: это окуни. | Косит косец, А зайчишка косит. Трусит трусишка, А ослик трусит. |
На двери замка Нет замка. Живёт щегол здесь – Первый щёголь. |
Дети в парах быстро расставляют ударение в словах-омографах. Объясняют значение слов. Учитель-логопед помогает ученикам.
Окуни – опусти руки в воду;
Окуни – пресноводная рыба;
Косит – срезает траву косой или косилкой;
Косит – имеет косые глаза;
Трусит – боится, испытывает страх;
Трусит – бежит мелкой рысью;
Замок – дворец, крепость;
Замок – приспособление для запирания чего-нибудь ключом;
Щегол – певчая птичка из отряда воробьиных;
Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.
- Запишите эти слова в тетрадь.
Учитель-логопед пишет на доске с комментированием:
Окуни – окуни, косит – косит, трусит – трусит, замка – замка, щегол – щёголь.
Дети оценивают себя фишками.
5. Работа над развитием связной речи.
- Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Барсик. Давайте с помощью таблицы составим о нём рассказ.
Дети рассказывают о Барсике, учитель-логопед оценивает их фишками.
- Теперь послушайте рассказ Почемучки.
Учитель-логопед сам рассказывает о Барсике.
6. Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро- ; повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги; повторить правописание словарных слов; работать над развитием связной речи детей; воспитывать любовь к русскому языку;
БЕЛКА Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке летом .
ДЯТЕЛ Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит.
ОЛЕНЬ Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец; Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Сер, но не волк. Длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь. Осёл
О Р О
Мы тоже можем так. Смотри скорей, который час, Тик-так, тик-так, тик-так. Налево раз! Направо раз! Мы тоже можем так. Чтоб стать похожим на орла И запугать собак, Петух расправил два крыла… Мы тоже можем так. Пастух в лесу трубит в рожок – Пугается русак. Сейчас он сделает прыжок… Мы тоже можем так. Идёт медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг… На двух ногах, на двух руках. Мы тоже можем так. Конь через мост идёт шажком… Мы тоже можем так. Теперь пора и отдохнуть, Устали как-никак.
Волк хитрая Рыба волнистый Лиса бурый медведь злой Ёжик золотая Попугай колючий
В ведёрко руку окуни , Не бойся: это окуни. Косит косец, А зайчишка косит . Трусит трусишка, А ослик трусит . На двери замка Нет замка . Живёт щегол здесь – Первый щёголь .
Окун и – опусти руки в воду; О куни – пресноводная рыба; К о сит – срезает траву косой или косилкой; Кос и т – имеет косые глаза; Тр у сит – боится, испытывает страх; Трус и т – бежит мелкой рысью; З а мок – дворец, крепость; Зам о к – приспособление для запирания чего-нибудь ключом; Щег о л – певчая птичка из отряда воробьиных; Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.
О кун и – о кун и , к о сит – кос и т, тр у сит – трус и т, з а мка – замк а , щег о л – щ ё голь .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....
Открытое логопедическое занятие: "Ударение. Деление слов на слоги".
Закрепить знания и умения детей делить слова на слоги, выделять гласные и определять ударный звук. Продолжать учить детей определять порядок слов в слове. Обогащать словарный запас детей. Развивать фо...
Конспект урока по письму в 5 классе специальной коррекционной школы Тема: «Слог. Деление слов на слоги».
Конспект урока по письму в 5 классе специальной коррекционной школы Тема: «Слог. Деление слов на слоги»....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»...
Техкарта урока русского языка в 5 классе "Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор".
Урок построен на технологии критического мышления и развития читательской грамотности....
Деление слова на слоги. Ударение
Деление слова на слоги. Ударение...