Родственные слова
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат
с. Камышла
Учитель начальных классов : :
Садыкова А. М.
2009-2010 учебный год
Тема. Родственные слова.
Цель:
- Ознакомить с признаками родственных слов;
- Развивать умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные слова;
- Способствовать развитию речи учащихся;
- Формировать орфографическую зоркость;
- Развивать письменную и устную речь;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
использование ИКТ, рисунки гуся с гусятами, гусеницы.
- Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
- Пальчиковая гимнастика.
Замок.
На дворе висит замок.
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покружили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, стучат ладошками друг об дружку)
И открыли! (пальцы расцеплены)
- Минутка чистописания.
- Давайте начнём урок с минутки чистописания. (на доске слова: Л..сной, л..сник, просека, л..совик.)
- Прочитайте слова.
- Какая буква пропущена?
- Почему?
- От какого слова образованы все остальные слова? (лес)
- Чем похожи слова?
- Сегодня тема нашего урока «Родственные слова» (слайд 1)
- Запишите число, классная работа.
Ее
Лесной, лесник, лесовик.
- Докажите. Какие признаки родственных слов.
1. Слова близки по смыслу.
2. У слов общая часть – корень.
- Прочитайте правило (слайд 2)
- Выделите корень в словах, записанных в тетрадях.
IV. Продолжение изучения темы.
- Послушайте историю:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова – веточки. Эти слова назвали однокоренными. (слайд 3) А так как они все были дети одного корня – папы, то их еще назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.
Из глубокого уважения к родителю родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный. (слайд 4)
И вот однажды появились на свете слово «ход». Нашли его люди и думают: «Что же с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня и я превращусь в большое красивое дерево»
Посадили люди слово «ход» и стало оно расти (Слайд 5: появилось дерево с веточками и корнем «ход»)
- Вот вам и задание: придумайте слова с корнем «ход» (проверка: слайд 6)
- Почему эти слова родственные?
V. Работа по учебнику.
- Откройте страницу 136, упр.21
- Прочитайте. О чем текст?
- Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
- Почему так считаете?
- Какая буква пропущена?
- Какое слово является для них проверочным.
- Запишите последнее предложение и разберите по членам предложения.
VI. Физминутка.
Дали Мурочке тетрадь
Стала Мура рисовать
«Это – ёлочка мохнатая
Это – козочка рогатая
Это – дядя с бородой
Это – дом с трубой».
«Ну, а это что такое
Непонятное чудное
С десятью ногами
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка»
VII. Закрепление.
- Я прочитаю вам слова, а вы запишите их в два столбика к словам «гора», «горит»: горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый)
- А слово «горе» к какой группе подходит? (ни к какой)
- Почему?
VIII. Выполнение упражнения на компьютере (индивидуально)
- Выделите лишнее слово
1) Борьба, борец, бороться, воевать.
2) Весельчак, весёлый, радостный, веселье.
3) Вражда, враг, противник, вражеский.
4) Дорога, путь, подорожник, дорожный.
IX. Зарядка для глаз.
- Встали, выпрямили спину, расправили плечи, улыбнулись и делаем упражнения по таблице.
X. Инсценировка «Родня ли гусеница гусю?»
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
- Права ли гусеница?
- Почему?
XI. Итог урока.
- Что изучали на уроке?
- Какие признаки родственных слов?
- Что понравилось на уроке?
Оценки, дом. задание: упр. 19, стр. 136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Родственные слова"
В конспекте урока на тему : "Родственные слова " хорошо видно различие между родственными и однокоренными словами....
Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"
Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Родственные слова.
Групповое запятие на тему "Родственные слова" направлено на закрепление родственных слов в словах и предложениях....
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»
Урок в коррекционной школе I-II вида5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...
Однокоренные или родственные слова и формы слова
Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...
Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...