Занятие по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе «Соединение рюша с основной деталью на образце».
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Хисматулина Зайтуна Мухаматуловна

Занятие по теме "Соединение рюша с основной деталью на образце" из раздела программы "Отделка лёгкой одежды" для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Основная цель занятия - это дать представление  о способе и последовательности соединения рюша с основной деталью. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:1.  Повторить виды отделки швейных изделий, учить настрачивать рюш на основную деталь на образце.2. Развивать словесно-логическую речь, мышление посредством выполнения специальных упражнений.3. Воспитывать  мотивацию к учению, самостоятельность и аккуратность.4. Корригировать навыки сравнительного анализа, обобщения и классификации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « В стране мастеров и мастериц».

Раздел « Построение чертежей основы втачного длинного  рукава и воротника на стойке», « Обработка деталей с кокетками».

Класс 8.

Тип занятия. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Цель – систематизировать и обобщить теоретические знания.

Задачи:

обучающая: закрепить практические умения по обработке деталей с кокетками, проверить итоговые знания по разделам программы;

 развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности; воспитательная - способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, коммуникабельности; коррекционная – умение планировать свою деятельность.

Оснащение занятия: демонстрационные щиты, швейные машины, наборы ручных инструментов, ткань, карта путешествия с флажками и стрелками, костюмы сказочных героев, образцы ткани искусственной и натуральной, образцы ткани для определения лицевой и изнаночной стороны ткани, таблицы «Машинная игла», «Механизмы швейной машины 2 М класса ПМЗ», «Приспособления к швейным машинам», цветы бумажные, схемы изображения машинных швов, словарное слово «Кокетка», образцы кокеток, рисунки кокеток по форме и способу отделки, предметно-операционная карта по изготовлению кокетки с отделкой, виды и фасоны рукавов по покрою, рисунки с различными фасонами воротников.

Методы обучения: дидактические игры, практическая работа, вводный и текущий инструктажи.

Форма проведения. Игра- путешествие.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Постановка цели и задач уроков.

Сегодняшний урок будет уроком обобщения и проверки ваших знаний по двум темам, которые прошли ранее. Но проведем мы его в несколько иной форме, чем обычные уроки по проверке знаний, умений и навыков. Сегодняшнее занятие – это путешествие в Страну мастеров и мастериц. На пути  повстречаетесь с жителями этой страны и посоревнуетесь с ними, показав все, чему вы научились на уроках швейного дела. В предстоящем путешествии нам поможет карта (вывешиваю карту с флажками).

                 2. Первая остановка – станция « Храбрый портняжка». ( Выходит ученик в костюме героя).

В доме храброго портняжки видим, что на столе у него лежат различные инструменты. Какие именно, узнаем, отгадав загадки.

Бежит свинка,

Золотая спинка,

Носочек стальной, А хвостик льняной.

Инструмент бывалый,

Не большой не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт.

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. А что вы знаете о тканях?

ВОПРОСЫ.

Что собой представляет ткань?

На доске дано схематичное изображение структуры ткани. Что означает позиция 1 на данном изображении? Что означает позиция 2? Позиция 3?

Назовите свойства ткани, (Все свойства ткани делятся на эстетические, гигиенические, стойкость к износу, сминаемость.)

Что такое эстетические свойства? (это свойства внешнего вида ткани: цвет, особенности расцветки, блеск, плотность, прозрачность, ворсистость и другие.)

Что такое гигиенические свойства? (это свойства ткани впитывать влагу, её способность пропускать воздух и сохранять тепло.)

Что означает стойкость к износу?

(это способность тканей сохранять свои качества после стирки, утюжки, химической чистки.)

Что означает сминаемость ткани? (способность тканей мяться во время носки.)

На столе лежат образцы ткани. Они отличаются друг от друга по волокнистому составу.

Определите образцы искусственных тканей и натуральных.

На образцах ткани с печатным рисунком, гладкокрашеной, пестротканой определите лицевую и изнаночную стороны.

  1. Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию « Мастер Самоделкин». ( выходит ученик в костюме героя).

В его доме есть разные машины и, конечно, швейные. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете её устройство, чтоб работать на ней.

При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение? ( При помощи привода.)

Какие приводы вы знаете?

Как правильно вставить машинную иглу в игловодитель?

Рассмотрите рисунок и назовите основные механизмы швейной машины.

Рассмотрите таблицу и назовите приспособления к швейной машине.

  1. Следующая остановка – станция « Поляна чудес». На ней растут цветы – не простые, а волшебные. Сейчас вы соберете из них букет. Срывая каждый цветок- карточку, вы должны объяснить сущность специального термина, который применяют при отделке ткани. (Опаливание, расшлихтовка, отварка, беление, крашение, печатание.)
  2. Впереди у нас станция « Дом Белошвейки». Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили красивое бельё. Посмотрим, кто из вас мог бы посоревноваться с Белошвейкой.

Я вам показываю  карточки с условным изображением машинных швов. Назовите их.

Назвать виды рукавов по покрою.

Назвать фасоны втачных рукавов ( прямой, узкий, расширенный к низу, фонарик, крылышко).

Назвать фасоны воротников (отложной для изделий с застёжкой до верха, отложной для изделий с отворотами, стойка, воротник на стойке, шалька, апаш.)

 

  1. Наше путешествие подходит к концу. Теперь вы поняли, как много нового узнали на предыдущих уроках. Мы прибываем на конечный пункт нашего путешествия – станцию ателье « Кокетка». На этой станции вы выполните практическую работу по обработке одного из видов кокетки.

Стук в дверь. ( Входит девочка в костюме кокетки).

- Тук, тук! Я слышу, тут говорят про меня. И я очень люблю, когда на меня обращают внимание.

- Подождите! А вы кто, собственно говоря, будете?

-Я  -  кокетка!

- А мы говорим совсем  о другой кокетке.

- Как?! Разве есть ещё кроме меня любители кокетничать?

- Есть два значения этого слова в словаре Ожегова.

Кокетка – женщина, стремящаяся заинтересовать собой, понравиться своим поведением, нарядом.

А есть ещё и второе значение этого слова. Об этом тебе расскажут ребята.

( Выходит девочка и дает сведения про кокетку.) Кокетка – это верхняя отрезная часть изделия. Кокетки могут быть расположены на полочках, спинке, на полотнищах юбки, в брюках. По форме они бывают прямые, овальные и фигурные. Соединяют кокетки с основными деталями стачным,  настрочным и накладным швами. По нижнему краю кокеток можно расположить кант, кружево, оборку. ( По ходу своего рассказа уч-ся  показывает рисунки с различными видами кокеток по форме и т. д.)

- Вот про какую кокетку мы говорим. И если тебе это интересно, то я предлагаю остаться и посмотреть, какую практическую работу по обработке кокеток ребята сейчас будут выполнять.

- Нет, нет, мне что-то не очень хочется заниматься рукоделием. Мне больше по душе танцевать, веселиться и привлекать внимание гостей к своей персоне своими нарядами. Вы лучше позовите меня, когда сошьёте очень красивый наряд, какого нет ни у кого, а я его с удовольствием поношу. А пока я говорю вам « До свидания!» и ухожу.

- Что ж,  до скорой встречи, кокетка! Ну а мы продолжим нашу работу.

Сейчас я расскажу, как соединить кокетку с основной деталью, расположив по её нижнему краю шитьё с опорой на предметно-операционную карту. (Учитель даёт вводный инструктаж).

  1. Собрать на сборку верхний срез основной детали.
  2. Готовое шитьё собрать на сборку.
  3. Сложить кокетку с шитьём лицевыми сторонами внутрь, приметать.
  4. Настрочить шитьё на кокетку между строчками сборки.
  5. Удалить нитки смётывания и нитки сборки.
  6. Сложить кокетку с основной деталью лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сколоть, сметать.
  7. Притачать кокетку к основной детали по строчке притачивания шитья.
  8. Удалить нитки примётывания, шов притачивания обметать, заутюжить в сторону кокетки.

Вопросы по закреплению.

Что необходимо сделать с шитьём и основной деталью?

Какими сторонами внутрь складывают кокетку и шитьё?

Какими сторонами ткани складывают основную деталь и кокетку? Как заутюживают шов притачивания? ( в сторону кокетки)

Повторение правил безопасной работы электрическим утюгом, ручной иглой, ножницами, на швейной машине.

Самостоятельная работа учащихся с опорой на  предметно-операционную карту.

Текущий инструктаж. Целевой обход учащихся: контролирую правильность приёмов выполнения работы, приёмов выполнения операций, соблюдение технологии, правильного положения рук, техники безопасности.

Анализ практических работ. Отметить типичные ошибки, пути их исправления. Назвать и показать лучшие работы учащихся, выставить оценки.

Итог занятия.

 

 

 

КОУ Тарская коррекционная школа- интернат.

План – конспект

открытого занятия по швейному делу

в 8 классе.

Тема « В стране мастеров и мастериц».

Учитель Хисматуллина З. М.

Февраль

2011 г.



Предварительный просмотр:

Казённое образовательное учреждение Омской области «Тарская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект

занятия по профессионально-трудовому обучению

в 8 классе

                                «Соединение рюша с основной деталью на образце».

Подготовила

учитель профессионально-трудового обучения

Хисматулина Зайтуна Мухаматуловна

г. Тара

Раздел программы.   Отделка лёгкой одежды.  

Тема. Соединение рюша с основной деталью на образце.

Цель. Дать представление  о способе и последовательности соединения рюша с основной деталью.

Задачи.

1.  Повторить виды отделки швейных изделий, учить настрачивать рюш на основную деталь на образце.

2. Развивать словесно-логическую речь, мышление посредством выполнения специальных упражнений.

3. Воспитывать  мотивацию к учению, самостоятельность и аккуратность.

4. Корригировать навыки сравнительного анализа, обобщения и классификации.

Тип урока. Комбинированный.

Оборудование. Предметно – операционная карта, ИКТ, иллюстрации с журналов мод, карты «Технология», швейные машины, утюжильное оборудование, ножницы, образцы отделки (волан, аппликация, мережка, вышивка, кружева, шитьё, отделочная фурнитура), слова-таблички со спецтерминологией.

Речевой материал.  Волан, аппликация, мережка, вышивка, кружево, шитьё, отделочная фурнитура, рюши.

Ход занятия.

Этапы урока

Целеполагание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент

 Организованное начало урока: осуществляется подготовка детей к уроку, создаётся мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово: настрой на деловой лад. Проверка готовности детей к уроку.

(слайд 1)

Проверяют свои рабочие места, их готовность к уроку  (наличие на столах учебных принадлежностей и работ).

II.

Повторение

 Повторить виды отделки, различия между съёмной и постоянной отделкой, закрепить умения определять в журнале мод виды отделки (постоянные и съёмные).

Уметь различать съёмную отделку от постоянной.

Уметь определять вид отделки на фото из журнала мод.

На прошлых занятиях вы познакомились с разными видами отделки швейных изделий и на практической части занятия начали обработку рюш. Наша цель сейчас повторить изученный материал. (Слайд 2,3)

Фронтальная беседа

Для чего служит отделка в швейном производстве?

Что используют в качестве отделки?

Перечислите, что относится к фурнитуре?

А что относится к отделочным материалам?

Какие ещё красивые виды отделки вы знаете?

Отделка может быть постоянной и съёмной.

Какую отделку относят к постоянной?

В чём отличие съёмной отделки?

Назовите примеры съёмных отделок.

Работа со слайдами 4 -10

Назовите виды отделки, применённой для молодёжной одежды.

Для чего мы изучаем виды отделки одежды? Где эти знания вам могут пригодиться?

Ответы учащихся.

Отделка служит для украшения швейных изделий.

В качестве отделки используют фурнитуру и разные отделочные материалы.

Пуговицы, молнии, пряжки

Тесьма, шнур, ленты, кружево, шитьё.

Аппликация и вышивка, оборки, воланы, рюши.

К постоянной относят  отделку, без которой изделие не может выглядеть законченным.

Съёмная – это отделка, без которой изделие можно носить, но оно будет иметь более скромный вид.

Банты, широкие пояса, воротники, галстуки из отделочной ткани.

Эти знания нам пригодятся в жизни. Например, выбирая одежду в магазине, мы сможем спокойно обсуждать фасон своей будущей покупки с продавцом, высказывать свои пожелания по отделке изделия.

III.

Изучение нового материала

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Закрепить правописание специального термина.

Подвести учащихся к новой теме и  цели урока.

Выполнение здоровьесберегающих технологий.

Довести новые сведения до учащихся с соблюдением принципа «речь-действие-речь».

1.Объявление темы и цели урока.

Какой вид отделки вы начали выполнять на предыдущем уроке?

Дайте определение понятию рюш.

Слайд с определением термина.11

Словарная работа. Спрашиваю учащихся, как пишется это слово.

Чем рюш похож на оборку?

Как можно обработать срезы рюша?

Каким способом обработали вы срезы своих образцов?

Положите перед собой свои работы. Образцы у вас законченные или нет? Как вы думаете, что ещё вам необходимо сделать? Правильно.

  Тема нашего урока «Соединение рюша с основной деталью на образце». Слайд с темой урока.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

   Напоминаю про правильную посадку за  п партой и соблюдение правильной осанки

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами?

Слайд с целью  урока.

2. Объяснение нового материала. Сначала любую работу на уроке мы с вами планируем. Мы должны знать с чего начнём работу, как продолжим и чем закончим.  

3. Объяснение нового материала учителем с опорой на предметно – операционную карту «Соединение рюша с основной деталью на образце».

  • Определить и наметить на основной детали линию притачивания рюша.
  • Определить середину подготовленной детали рюша путём сложения.
  • Проложить две машинные строчки для образования сборок (длина стежка равна 4-5 мм) на одинаковом расстоянии (2-3мм) от середины детали рюша.
  • Собрать деталь рюша за нижние нитки до размера намеченной на основной детали линии, распределить сборки равномерно.
  • Наложить деталь рюша изнаночной стороной на лицевую сторону основной детали, совмещая середину детали рюша с линией притачивания, приколоть, наметать.
  • Настрочить рюш на основную деталь, выполняя строчку посередине между строчками сборки.
  • Удалить нитки строчек временного назначения.
  • Проверить качество работы.

(перехожу к швейной машине на рабочее место швеи).

5.  Практический показ приёмов работы учителем на образце.

Во время практического показа приёмов работы самим учителем проговаривается необходимость о соблюдении правил ТБ, организации рабочего места и т.д.

5. Вводный инструктаж по началу работы: Какую работу вы сейчас будете выполнять? Какая цель вашей практической работы, что вы должны научиться делать?

 Как   подготовить деталь рюша и основную деталь;

какой следующий этап работы;  

какой стороной накладываем деталь рюша на основную деталь. Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

6 . Организация учащимися своих рабочих мест.

Что нам понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Следует организовать своё рабочее место, убрать всё лишнее и расположить нужные предметы рационально.)

7 . Повторение правил ТБ. Учащиеся по очереди рассказывают правила безопасной работы ножницами, иглой, электроутюгом, эл. шв. машиной.

8. Практическая работа. Целевые обходы учителя: при этом контролируется соблюдение правил ТБ, организации рабочего места, правильности выполнения операций, технических условий и правильных приёмов работы. Проводится текущий инструктаж, кому это необходимо.

Рюши.

Рюш – это полоска ткани для отделки, собранная на сборку посередине.

Это специальный термин, словарное слово имеет иностранное происхождение, мягкий знак не пишется на конце, нужно просто запомнить, как пишется это слово.

Раскраивают рюши так же, как и оборки: по косому или поперечному направлению нитей ткани.

Швом вподгибку с закрытым срезом, швом вподгибку с открытым срезом, зигзагообразной строчкой.

Зигзагообразной строчкой.

Достают свои неоконченные работы.

Записывают число и тему урока в тетради.

Научиться соединять рюш с основной деталью.

Слушают, наблюдают за работой учителя, отвечают на вопросы.

Нужно сложить детали рюша и основную деталь пополам и так найти середину деталей.

Нужно проложить две машинные строчки для образования сборок.

Изнаночной стороной на лицевую сторону основной детали.

IV.

Закрепление

Проверить качество усвоения нового материала.

Назовите тему урока.

Чему вы учились на практической части занятия? Какая цель стояла перед вами?

Работа со слайдами 12 - 19

Работа по карте «Технология» проводится с учётом разделения детей на сильных, средних и слабых по знаниям.

Сильные учащиеся самостоятельно записывают пункты плана, средние – составляют последовательность уже готовых пунктов, а слабые выполняют с опорой на схемы-подсказки.

«Соединение рюша с основной деталью на образце».

Учились настрачивать рюш на основную деталь.

Учащиеся закрепляют умение планировать работу по соединению рюша с основной деталью на образце.

V.

Итог

Подведение итогов занятия.

Переходим к последнему этапу урока. Ваша цель сейчас -  проверить качество готовой продукции. Работу можно провести с опорой выданные карточки    во время практической работы.

Выставление оценок за урок, комментирование ответов и работ.

Домашнее задание. Записать в тетрадь «Критерии к проверке качества работы» сразу под заголовком в тетради

Проверку своих выполненных работ по картам «Технология» учащиеся проводят с опорой на презентацию 12 – 19 сл.

Список использованной литературы

1. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2006.

2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.2.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ профессионально – трудового обучения 8 класс Соединение рюша с основной деталью на образце КОУ «Тарская школа-интернат» Учитель ПТО Хисматулина З.М. г Тара

Слайд 2

Раздел программы Отделка швейных изделий

Слайд 3

Цель: повторить виды отделок, уметь определять и называть её виды.

Слайд 4

Виды отделки Определите виды отделки, использованной при изготовлении молодёжной одежды.

Слайд 5

Мелкие складки, оборки

Слайд 6

фурнитура

Слайд 7

Вышивка, оборки

Слайд 8

Кружево, съёмный пояс

Слайд 9

Фурнитура, съёмная отделка, отделочная ткань

Слайд 10

Галстук, пояс

Слайд 11

Рюш – это полоска ткани для отделки, собранная на сборку посередине.

Слайд 12

Технологическая карта Соединение рюша с основной деталью на образце

Слайд 13

1 этап Определить и наметить на основной детали линию притачивания рюша

Слайд 14

2 этап Определить середину подготовленной детали рюша путём сложения

Слайд 15

3 этап Проложить две машинные строчки для образования сборок

Слайд 16

4 этап Собрать деталь рюша за нижние нитки до размера намеченной на основной детали линии, распределить сборки равномерно

Слайд 17

5 этап Наложить деталь рюша на основную деталь, приколоть, наметать

Слайд 18

6 этап Настрочить рюш на основную деталь, выполняя строчку посередине между строчками сборки

Слайд 19

7 этап Удалить нитки строчек временного назначения, проверить качество работы

Слайд 20

Закрепление Определить и наметить на основной детали линию притачивания рюша. Определить середину подготовленной детали рюша путём сложения. Проложить две машинные строчки для образования сборок. Собрать деталь рюша за нижние нитки до размера намеченной на основной детали линии, распределить сборки равномерно. Наложить деталь рюша на основную деталь, приколоть, наметать. Настрочить рюш на основную деталь, выполняя строчку посередине между строчками сборки. Удалить нитки строчек временного назначения, проверить качество работы.

Слайд 21

Проверка качества работы 1.Сборки распределены равномерно по всей длине рюша; 2. Машинная строчка проходит посередине детали рюша;

Слайд 22

Спасибо за внимание и уважение!

Слайд 23

Список использованной литературы 1. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2006. 2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.2

Слайд 24

Список использованных материалов, Интернет-ресурсов www.elle.ru/moda


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе

План - конспект занятия по швейному делу в 9 классе по теме: "Втачивание рукавов в открытую пройму". Занятие относится к изучению раздела программы: "Технология пошива простейших изделий, выпускаемых ...

Адаптированная основная образовательная программа по профессионально – трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе

АООП по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида...

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения (швейное дело), 8 класс "Соединение рюша с основной деталью на образце".

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения (швейное дело), 8 класс "Соединение рюша с основной  деталью на образце".. Презентация ставит своей целью дать представление ...

Коррекционные задания для занятий по профессионально-трудовому обучению (швейное дело).

Данный материал будет полезен для учителей технологии, педагогов коррекционных школ и педагогов дополнительного образования; родителям для совместных занятий с детьми. Материал подобран с учетом возра...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению. Швейное дело. 9 класс

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.Достижение цели предполагает одновременно с к...

Презентация "Соединение рюша с основной деталью на образце" (8 класс) (18.12.23)

Презентация "Соединение рюша с основной деталью на образце" (8 класс) (18.12.23)...

Презентация к уроку "Соединение рюша с основной деталью на образце"

Презентация к уроку "Соединение рюша с основной деталью на образце"...