Средства изобразительной деятельности, используемые при обучении детей с ДЦП.
материал на тему

Предлагаю Вашему вниманию список средств изобразительной деятельности, доступных для детей с ДЦП при значительном нарушении двигательных функций рук. Приведены наиболее эффективные средства, исходя из опыта работы педагогом надомного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_izobrazitelnoy_deyatelnosti_statya.docx385.28 КБ

Предварительный просмотр:

Средства изобразительной деятельности, используемые при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в виде сочетания ДЦП и тяжелой степени умственной отсталости.

Из опыта работы.

Работая педагогом надомного обучения, я столкнулась со следующей проблемой. Обучая ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (со сложной структурой дефекта), я не могла использовать традиционные для школы изобразительные средства для уроков ИЗО и формирования начальных графических навыков. Это происходило в силу таких причин, как сочетание у ребенка тяжелой степени умственной отсталости, частичной атрофии зрительных нервов и особенно грубой формы ДЦП – тетрапареза. У ребенка были грубо нарушены движения обеих рук. Правая рука постоянно находилась в согнутом состоянии, ребенок самостоятельно не мог разжать пальцы. Возможности движения левой руки бы более сохранны – объем самостоятельных движений в плечевом и локтевом суставах было достаточно большой, ребенок разжимал ладонь, легко захватывал и манипулировал предметами небольших размеров (3 на 3 см). Но движения захвата и манипулирования предметами левой рукой были очень стереотипны, движения кисти и самостоятельное удержание, например, карандаша, оказались невозможными.

В связи с чем я использовала следующие средства изобразительной деятельности:

  • Пальчиковые краски

Пальчиковые краски позволяли ребенку рисовать и раскрашивать самостоятельно, особенно в том случае, если они выдавливались в отдельную емкость (тарелку). Что взять краски непосредственно из баночек, мне приходилось удерживать пальцы ребенка и помогать ему двигать рукой.

  • Толстые сувенирные карандаши диаметром 3,5 см.

Это деревянные карандаши с толстым грифелем длиной 9 см. Грифель можно заменить слегка обточенным восковым мелком. При работе с ними приходилось помогать ребенку поворачивать кисть большим пальцем вверх.

  • Жидкие краски в тюбиках

Все краски в тюбиках ребенок предварительно тряс, открывал и выдавливал в емкость (с помощью педагога).

  • Толстую кисть для нанесения пудры с обрезанным до нужной длины ворсом и специальные кисти для маленьких детей с резиновыми ручками.

Руку с кисточкой приходилось поворачивать педагогу.

  • Специальные детские мелки для детей от 1,5 лет (восковые и обычные)

Такие мелки разработаны для детей раннего возраста и не  требовательны к тонким дифференцированным движениям пальцев. В то же время их диаметр не большой, что затрудныет использование, а цвета не очень яркие.

  • Детские печати со специальной лентой-держателем

Это одно из немногих средств изобразительной деятельности, которое позволило ребенку с сильно ограниченными движениями кисти и пальцев рисовать и раскрашивать что-либо самостоятельно. Специальная лента позволяет держать печать в правильном положении относительно поверхности стола, а результат отпечатывания крупный и красочный. Но печатью невозможно действовать безотрывно, как например, при раскрашивании карандашами.

  • Меловую доску для стола и длинные мелки большого диаметра.

Иногда ребенку удается самостоятельно удерживать и рисовать таким мелком. Преимуществом рисования на меловой доске я считаю вибрации, создающиеся от проведения линий по неровной поверхности.

  • Толстые фломастеры.

Результат использования толстых ярких фломастеров радует ребенка, но удержать их в нужном положении он затрудняется.

Даже использование такого метода фиксации, как лента с липучками на конце, не гарантирует надежного удержания изобразительного средства. Поэтому применяется метод «рука в руку», когда педагог помогает удерживать предмет.

В работе использовались как листы формата А4, так и рулонная бумага большого формата.

Список фирм-изготовителей не приводится в целях избежания рекламы. Возможно, существуют аналоги таких товаров или их можно изготовить самостоятельно.

Таким образом, существует довольно мало изобразительных средств, которыми ребенок с тяжелой формой ДЦП, затрагивающей верхние конечности, мог бы пользоваться без педагогического метода «рука в руку».

Надеюсь, опыт будет полезен педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...

Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».

«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Виды работ в преподавании истории , используемых при обучении детей с ОВЗ

Возможно,этот материал будет полезен педагогам,работающи с детьми с ОВЗ....

Коррекция психических процессов у детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности.

Этот материал поможет учителю изобразительного искусства при работе с детьми с ОВЗ осуществлять коррекционную работу.  На уроке используется доступный материал, но задания построены так, чтобы ко...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...

«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта....