Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Развитие речи.
план-конспект занятия по теме
Осень.
Зима и ее признаки.
Зимние развлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.doc | 43.5 КБ |
zima_i_ee_priznaki.doc | 46.5 КБ |
zimnie_razvlecheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦЛПДО
Конспект дефектологического занятия
Тема: «Осень».
учитель-дефектолог
Кузьменцова А.С.
Москва
2010г.
Цели:
1. коррекционно—образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
2. коррекционно—развивающие:
· систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
· активизировать словарь по данной теме;
3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
Что такое листопад?
2. Объявление темы.
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
3. Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
5. Физкультминутка
К нам на длинной тонкой ножке | Прыжки на одной ноге по кругу. |
Скачет дождик по дорожке. | Прыжки на другой ноге. |
В лужице — смотри, смотри! | Показывают руками на воображаемые пузыри. |
6. Чтение письма.
Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
7. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
V. Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осенью—осеннее;
ветер осенью—
небо осенью—
туча осенью—
дождь осенью—
лес осенью—
аллея осенью—
погода осенью—
пальто осенью—
сапоги осенью—
одежда осенью—
куртка осенью—
день осенью—
утро осенью—
роща осенью—
парк осенью—
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦЛПДО
Конспект дефектологического занятия
Тема: «Зима и ее признаки».
учитель-дефектолог
Кузьменцова А.С.
Москва
2011г.
Тема: «Зима и ее признаки».
Цель: развитие речи и расширение представлений об окружающем мире.
Задачи:
1. образовательные:
- закрепить знания о смене времен года;
- формировать представления о зиме;
- активизировать словарь по данной теме;
2. коррекционно-развивающие:
- увеличение запаса представлений об окружающем мире;
- развитие временных представлений;
- развитие зрительного восприятия, памяти и внимания;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой и общей моторики;
3. воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;
4. здоровьесберегающие:
- следить за правильной осанкой;
- создавать благоприятный психологический климат;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
- сюжетная картина с изображение зимы;
- предметные картинки с изображением одежды;
- сюжетные картинки;
- паззл «времена года»;
- цветные карандаши.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Составь рассказ по картине.
3. Игра «Снеговик».
4. Сюрпризный момент.
5. Игра «Помоги обезьяне».
6. Игра «Скажи наоборот».
7. Физкультминутка.
8. Игра «Подбирай, называй, запоминай».
9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
10. Упражнение «Считай, и называй».
11. Физкультминутка.
12. Разноцветные льдинки.
13. Паззл «Времена года».
14. Итог занятия.
15. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Л. Яхнин «Зима».
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- А как ты догадался, что это зима?
- Какое сейчас время года?
- Какие зимние месяцы ты знаешь?
2. Составь рассказ по картине.
Детям дается картина с изображением зимних забав. Дети должны рассказать, в какие игры можно играть зимой.
3. Игра «Снеговик».
Отгадай загадку.
Меня не купили,
Из снега слепили
Вот я какой
Кто я такой? (снеговик)
Детям дается картинка с изображением снеговика. (Приложение 1)
У вас на столе лежат картинка с изображением снеговика, посмотрите, что не хватает, возьмите карандаши и дорисуйте.
4. Сюрпризный момент.
Стук в дверь и в классе появляется обезьяна.
Посмотрите, к нам в гости приехала игрушка - обезьяна из жаркой страны, она никогда не видела снега, не знает, что такое зима, давайте ей расскажем, что же мы знаем про зиму.
5. Игра «Помоги обезьяне».
Детям даются картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.
Посмотрите на картинки и выберите зимнюю одежду, головные уборы и обувь для нашей обезьянки.
6. Игра «Скажи наоборот».
Закончи предложения.
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой – … .
Летом день длинный, а зимой – … .
Летом солнце яркое, а зимой – … .
7. Физкультминутка.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять (шаг на месте).
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков).
Птичек крошками кормили (крошить хлебушек пальчиками).
С горки мы потом катались (вести ладонью правой руки по левой руке).
А еще в снегу валялись (приседать на корточки).
Все в снегу домой пришли (отряхиваемся),
Съели суп и спать легли (производить движения воображаемой ложкой, положить руки на щеку.)
8. Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).
Зима (какая?) – холодная, морозная, долгая.
Снег (какой?) – … .
Снежинки (какие?) – … .
Лед (какой?) – … .
Погода (какая?) – … .
Снежинки зимой (что делают?) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает?) – … .
Мороз (что делает?) – … .
Дети на зимней прогулке (что делают?) – … .
Метель (что делает?) – … .
9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Раздаются серии сюжетных картинок, дети должны разложить их в правильном порядке и составить рассказ.
10. Упражнение «Считай, и называй».
Обезьянка нам приготовила письмо, мы сейчас с вами его прочитаем и в кружочки запишем цифры, которые обозначают количество предметов.
(Приложение 2)
11. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие дружные,
Вот такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Вот какие чистые!
12. Разноцветные льдинки.
Раскрась льдинки в разные цвета.
(Приложение 3)
13. Пазл «Времена года».
14. Итог занятия.
- о каком времени года мы сегодня?
- что мы на занятии узнали нового о зиме?
15. Домашнее задание.
Найди две одинаковые снежинки, раскрась их.
(Приложение 4)
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦЛПДО
Конспект дефектологического занятия
Тема: «Зимние развлечения».
учитель-дефектолог
Кузьменцова А.С.
Москва
2010г.
Тема: «Зимние развлечения».
Цель: развитие речи и расширение представлений об окружающем мире.
Задачи:
1. образовательные:
- закрепить знания о смене времен года;
- формировать представления о зиме и о зимних забавах;
- активизировать словарь по данной теме;
2. коррекционно-развивающие:
- увеличение запаса представлений об окружающем мире;
- развитие временных представлений;
- развитие зрительного восприятия, памяти и внимания;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой и общей моторики;
3. воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;
4. здоровьесберегающие:
- следить за правильной осанкой;
- создавать благоприятный психологический климат.
Оборудование:
- сюжетная картина с изображение зимы;
- сюжетные картинки-фрагменты;
- цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Л. Яхнин «Зима».
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- А как ты догадался, что это зима?
- Какое сейчас время года?
- Какие зимние месяцы ты знаешь?
2. Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и ее фрагментам.
Детям даются картины с изображением зимних забав (девочка катается на санках, дети лепят снеговика, мальчик катается на лыжах, дети играют в снежки, девочка катается на коньках). Дети должны рассказать, в какие еще игры можно играть зимой.
3. Игра «Скажи иначе».
Детям даются слова, им нужно подобрать к ним синонимы.
Снегопад-метелица, метель, вьюга, буря, пурга.
Стужа-холод, мороз.
Мерзнуть-зябннуть, стынуть, леденеть, замерзать.
4. Физкультминутка.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять (шаг на месте).
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков).
Птичек крошками кормили (крошить хлебушек пальчиками).
С горки мы потом катались (вести ладонью правой руки по левой руке).
А еще в снегу валялись (приседать на корточки).
Все в снегу домой пришли (отряхиваемся),
Съели суп и спать легли (производить движения воображаемой ложкой, положить руки на щеку.)
5. Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).
Зима (какая?) – холодная, морозная, долгая.
Снег (какой?) – … .
Снежинки (какие?) – … .
Лед (какой?) – … .
Погода (какая?) – … .
Снежинки зимой (что делают?) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает?) – … .
Мороз (что делает?) – … .
Дети на зимней прогулке (что делают?) – … .
6. Работа с карандашами.
Детям дается лист бумаги и цветные карандаши, они должны нарисовать и рассказать о своем самом интересном зимнем развлечении ( Как называется мое зимнее развлечение? Где это было? Кто еще принимал участие? Почему мне понравилось? и т.д.).
7. Итог занятия.
- о каком времени года мы сегодня говорили?
- что мы на занятии узнали нового о зиме и о зимних забавах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...
Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.
Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:· Создать ребёнку с ограниченн...
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."
Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилагательных; развитие связной речи; обучение составлению описательного ра...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)
программа составлена для обучающихся 10 классов с ОВЗ...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Развитие речи обучающегося с РАС.
Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 1 класса школы VIII вида, второй год обучения, пролонгированные сроки. Развитие речи обучающегося с РАС. Лексическая тема: «Домашние птицы&r...