Организация общения неслышащих детей со слышащими как средство социальной адаптации в общесте.
статья (5 класс) на тему
Формы и методы работы по организации общения детей с нарушением слуха со слышащими сверсниками в условиях щколы-интерната.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Еще в 16 веке известный французский философ-гуманист Мишель Монтель писал: «Глухота- более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный».
Но с потерей слуха еще не все в жизни потеряно. Многие из десятков тысяч глухих, успешно овладев знаниями, умениями и навыками, полученными в школе, трудятся на разных предприятиях города и занимают различные должности. Дефект глухоты и тугоухости – проблема социальная. В процессе социализации, т.е. усвоении человеком социального опыта, личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, и такой опыт может передаваться через систему обучения и воспитания, а также через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
Мы сейчас много говорим об интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инвалидов по слуху) в общество, их социальной адаптации в нем. Но возможности полноценной коммуникации, социального развития во многом зависят от готовности самого общества жить наравне с инвалидами, понимать их и принимать такими, какие они есть
Людям с ограниченными возможностями здоровья нужна не жалость ,а наши внимание, дружелюбие и поддержка. Наше общество должно стать обществом равных возможностей.
Наша задача - научить детей с проблемами слуха жить наравне со всеми, жить как все. Когда неслышащие дети научены всему, многое знают и умеют - они вооружены, они придут в мир обычных людей не с протянутой рукой, а с открытой ладонью для рукопожатия. Такой подход к обучению и воспитанию неслышащих детей предполагает максимальную открытость специальной школы внешнему миру, чтобы обеспечить своим воспитанникам непосредственное общение со слышащими людьми, потому что именно общение и является главным звеном в социальном развитии глухих.
В нашей школе проводится большая и целенаправленная работа по подготовке наших воспитанников к общению со слышащими при помощи совместной деятельности.
.Формы и методы этой работы разнообразны, но все они направлены на формирование коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучаемых нами воспитанников в социальной среде.
Одной из таких форм, способствующей развитию монологической и диалогической форм речи, активному усвоению словаря, накоплению речевого опыта и овладению словесной речью, как надежным средством общения со слышащими, являются специальные внеурочные занятия «Час речевого общения».
Эти занятия проходят в форме бесед, деловых игр, экскурсий. Ребята на практике отрабатывают диалоги с педагогом, друг с другом, с приглашенными слышащими детьми или взрослыми, со специалистами различных профессий. Темами таких занятий могут быть: «Здоровый образ жизни», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Из истории моды», «Польза и вред компьютера», «В мире профессий» и т.п.
Во время проведения экскурсий педагогами также ставятся задачи, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков. Каждой экскурсии предшествует большая подготовительная работа.Актуализируются знания по предмету экскурсии, речевой материал, планируются вопросы, обыгрываются предполагаемые диалоги. Посещая мебельную фабрику, станцию технического обслуживания автомобилей, зубопротезный кабинет, кондитерскую фабрику и т.д., воспитанники закрепляют коммуникативные навыки, учатся общению с разными людьми в различных ситуациях.
Хорошей традицией в школе стало проведение информационно-образовательных часов, которые готовятся совместно классным руководителем, воспитателем и учащимися с привлечением различных специалистов и гостей: врачей, юристов, спортсменов, работников Центральной городской библиотеки.
Нашим ребятам запомнилась встреча с известным не только у нас в городе, но и во всем мире,заслуженным мастером спорта по плаванию, неоднократным призером и рекордсменом мира и Европы, чемпионом Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне Денисом Тарасовым.
Ребята смогли не только задать мужественному спортсмену интересующие их вопросы, но увидеть и потрогать золотую паралимпийскую медаль Дениса и взять у него автограф на память. А он, в свою очередь, явился для них примером для подражания, человеком, для которого нет преград в достижении цели, к которой стремишься.
Проведение таких мероприятий позволяет решать образовательные, воспитательные, информационные задачи, а участие в них специалистов различных областей не только расширяет кругозор ребят об окружающем мире, дает практические знания в той или иной области, но и обогащает опыт общения неслышащих детей со слышащими.
Кроме этого, с каждым годом расширяется круг общения наших воспитанников с учащимися различных школ города, учащимися школ искусств и студентами саратовских вузов. Встречи с ними стали уже традиционными.
Со слышащими ребятами мы проводим такие совместные мероприятия, как театрализованные игры, инсценировки русских народных сказок и басен И.А. Крылова, конкурсы, праздники и просто дружеские встречи . Наши воспитанники также выезжают в эти школы с концертными номерами. Слышащие ребята тепло принимают наших артистов, всегда горячо поддерживают их дружными аплодисментами и с удовольствием ждут новых встреч с ними.
Студенты СГУ представляли нам свою развлекательную программу «Русские посиделки», которая включала в себя совместные игры, конкурсы , танцы.
Кроме того,большую роль в обогащении социального опыта неслышащих детей играют посещения ими театров, кино, парков, храмов, музеев, где наши дети принимают непосредственное участие в праздничных программах.
Также наши дети принимают активное участие в конкурсах различных уровней и часто занимают в них призовые места. Мы приняли активное участие в районном фестивале «Добрый волшебник» в рамках проекта «МИР ОДИН ДЛЯ ВСЕХ», организованном коллективом СОШ № 24 и Энгельсским центром социальной помощи «Семья». В этом фестивале детского творчества, запланированном на весь учебный год, принимали участие как здоровые дети ,так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники нашей школы стали на этом фестивале победителями сразу в нескольких номинациях.
Ребята из нашего школьного Театра моды принимали участие во Всероссийских и международных конкурсах художественного детского творчества среди слышащих школьников и заняли там призовые места .
Такие мероприятия и успехи в них являются для детей большим стимулом к совершенствованию своих знаний, умений и навыков, вселяют в них уверенность в своих силах и возможностях.
Встречи наших воспитанников со слышащими ребятами всегда проходят очень интересно, эмоционально, к большому удовольствию обеих сторон. Процесс такого взаимодействия дает большие результаты и в воспитании слышащих: формирование у них таких качеств как толерантность, доброжелательность, готовность к сотрудничеству с инвалидами, что способствует духовному совершенствованию всего общества в целом , общей взаимной человечности и уверенности в том, что у людей с ограниченными возможностями здоровья- безграничные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство социальной адаптации «особых» детей
В данной статье представлены игры, методы и приемы игровых технологий, которые можно использовать в работе с «особыми» детьми....
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей
Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личност...
Презентация Организация общения неслышащих детй со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе.
Презентация по организации общения неслышащих детей со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе....
ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.
В душе каждого ребёнка таится желание театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное воспр...
Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...
Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.
Актуальность и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи. виды и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....