"Развитие читательской грамотности как одна из форм подготовки к огэ"
статья

Развитие читательской грамотности как одна из форм подготовки к огэ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни   многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются   целому университету. Чтением человек переживает века.

                                                                                               Александр Герцен

Подготавливая современных учеников к сдачи огэ, я столкнулась с проблемой: около 30 процентов моих девятиклассников не могут выполнить большую часть требований к написанию сжатого изложения. Если мы справляемся с определением темы текста, понимаем авторскую позицию, то теряем абзацы, научились определять абзацы, но текст остаётся «сухим», теряется его красота, нет смысловой цельности. Стали работать с заданиями 6,7,8 и тоже удивление. Казалось бы, такое задание как №6 не должно вызывать у детей трудностей, однако и здесь я вижу отсутствие адекватного понимания прочитанного текста, неумение сопоставить информацию с вопросами к прочитанному. Все мы понимаем, что причина лежит на поверхности: наши современные дети не умеют читать, точнее, не владеют навыками читательской грамотности. А сыпать на них цитатами о пользе чтения бесполезно, гораздо эффективнее и интереснее попробовать работу с текстом на практике, проследить с ребёнком, какой результат мы получим в итоге, есть ли смысл продолжать работу дальше. Как говорил Джордж Карлин: «Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» Здесь, как нельзя лучше, по моему мнению, подойдёт одно из направлений функциональной грамотности- читательская грамотность. Она как раз учит тому, что пригодится ученику в жизни. А для нас это ещё и одна из форм подготовки учеников к выполнению заданий 6,7,8, написанию сжатого изложения и сочинения.

Я использую смысловое чтение на уроках русского языка и литературы в качестве понимания цели чтения и выбора   вида   чтения; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации. Начать работу я решила с изучения и анализа педагогической литературы по вопросам смыслового чтения. Затем определила маршрут действий при формировании и развитии навыков смыслового чтения у учащихся. Проанализировала используемые приемы при формировании навыков смыслового чтения, отобрала наиболее эффективные и постепенно стала внедрять в практику технологию смыслового чтения. Вместе с учениками следила за уровнем овладения навыками смыслового чтения.

Наиболее эффективными для моих учеников оказались основные виды чтения.

Ознакомительное чтение даёт возможность подготовиться к заданию № 6, а на его разборе легче справиться и с 8 заданием, а также подготовиться к изложению. Работаем по определённому алгоритму:

1 ученики читают текст, определяют тему, идею произведения;

2 в каждом абзаце обращаем внимание на первое и последнее предложение;

3 читаем вопрос, соотносим с прочитанным;

4 при необходимости обращаем внимание на реплики;

5 при работе с текстом используем карандаш, для выделения нужной информации, заметок. Данный алгоритм даёт возможность научиться быстро извлекать из текста основную информацию (определить главные вопросы и способы их решения, какие мысли являются наиболее важными). Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается, но я его даю как дополнительное задание (по подобию тестов огэ).

Приведу пример упражнения для обучения ознакомительному чтению (взят текст для изложения огэ 2022).

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.            Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Ученика предлагается выполнить задание.

1 Прочитайте утверждение, определите, соответствует ли оно последовательности изложенных в тексте фактов: Чтобы понять добро, нужно самому его делать. Доброта- это обязанность долг. Если человек испытал добро, однажды и сам ответит добром. Для вражды нет места в душе. Тогда человек забывает своё «я», и всё становится «моим», «мною».

2 Расположите вопросы в последовательности, соответствующей содержанию текста:

А Когда человек слышит «пение» своего сердца?

Б Как вы понимаете, что значит понятие чужая доброта?

В При каких условиях в нашем сердце не остаётся места для вражды и ненависти?

3 Найдите в тексте ответы на вопросы.

4 Выделите в каждом абзаце одно-два предложения (части предложения), которые можно было бы опустить как второстепенные.

5 Прочитайте текст ещё раз и озаглавьте его.

6 Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить.

Использование приёмов рефлексивного чтения – «чтение с пометками», «чтение с остановками» даёт возможность подготовить учеников к заданию 9, а также к написанию сочинения в 11 классе. Кроме того, дети убеждаются, что написание сочинения - это не только кропотливая работа, но и захватывающий творческий процесс.

 В отличие от авторов методики мы с учениками работаем карандашом и используем только те значки, которые наиболее эффективны в нашей работе: + новая информация, - я думал по-другому,?- нужна дополнительная информация.

Так же в моей практике успехом (у учеников 5-7) классов пользуется приём Ривина (Александр Григорьевич Ривин преподавал в первой половине XX века преподавал на Украине). Учащийся получает индивидуально тему, а вот прорабатывает её с несколькими одноклассниками. Данная методика учит читать абзацы, выделять микротему и выражать её  одним предложением. Одновременно в классе можно изучить несколько тем. Основная цель- изучить материал так, чтобы ученик мог обсудить изученное с одноклассниками, ответить на вопросы.

Мы работаем по уже определённому алгоритму. Допустим, Аня получает тему, материал к теме, который нужно изучить (по ходу работы заполняет таблицу).

номер абзаца

микротема абзаца

ключевые слова

участники работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашает к работе Ивана. Вместе читают первый абзац, обсуждают, вырабатывают вариант для записи в тетрадь. А потом проделывают такую же работу с заданием Ивана. Работа на этом этапе закончена. Аня приглашает следующего партнера и излагает свой материал по записям в тетради, если у напарника возникают вопросы, он их задаёт. Затем вместе изучается второй абзац, и запись в Аниной тетради делает партнер. Ребята меняются ролями. Третий абзац Аня изучает с новым учеником, но перед этим знакомит его с предыдущим материалом. Таким образом изучаются все абзацы. В итоге Аня вновь встречается с Ваней и рассказывает ему тему в полном объёме, а он излагает свою.

После изучения темы проводится зачёт. Это может быть рассказ с применением цитат, терминов, примеров, с ответами на дополнительные вопросы по теме.

Изучающее чтение я применяю как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Это один из видов учебного чтения, который даёт возможность наиболее полно понять содержание текста, прочувствовать его, проанализировать, ведь наша цель запомнить его на длительное время. Обычно при изучающем чтении используют тексты познавательные, информативные, трудные в языковом смысле. Так как одной из задач познавательного чтения, является научить ученика самостоятельно преодолевать языковые трудности. Ученик должен в итоге разбираться во всех фактах, присутствующих в тексте, понимать их. Приёмов работы с текстом при изучающем чтении множество, каждый педагог выбирает их самостоятельно с учётом подготовленности учащихся, опыта учителя и желания работать творчески.

Приведу пример применения изучающего чтения на уроке русского языка в 9 классе. Тема урока «Понятие о сложноподчинённом предложении». На этапе объяснения нового материала ученики работают со статьей.  Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённое предложение. (Справочники «Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов»)

Задание. Прочитайте текст статьи ответьте на вопросы: 1 В чём отличие спп от ссп.

2 Выпиши пример спп, попробуй начертить схему данного предложения.

3 Какое предложение в спп называется главным, какое предложение называется придаточным, покажи их на схеме.

4 О каких средствах связи простых предложений в спп вы узнали, запиши их.

             5Напишите отзыв на статью по плану: Название, автор, источник, тема материала, ясно ли изложен материал, иллюстрируется ли он примерами, можно ли её использовать для подготовки к огэ. Какой еще материал можно извлечь из статьи для подготовки к огэ.

Для проверки усвоения материала использую тест или упражнения (материал беру из сборника огэ под редакцией Н.А. Сениной, 2022,Легион, Ростов-на-Дону, можно из интернета и составляю на данную тему упражнение).

 Например: Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Установите, подчинительным союзом или союзным словом соединяются части в каждом предложении.

1) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.

2) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.

3) Со мною вежливы, и в домах, где я работаю, меня угощают чаем.

4) Нет, если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй.

5) В народе говорят, что на месте нынешнего города была когда-то высочайшая крутая гора, на которую трудно было взобраться.

Чтобы не «выпасть» из реальной жизни, быть в курсе всех изменений в сфере образования, научить детей учиться, читать, подготовить к успешной сдачи огэ, нужно следить за базой новых заданий, которые широко представлены на сайте ФИПИ (и многих других), изучать и применять методики, их может быть немного, но они должны работать.

 Например, я часто использую практические задания по формированию читательской грамотности для 8-9 классов. (Материал взят на сайте ФИПИ)

Прочитайте текст

(1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже. (4) Простую безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.

                                                                                                                                       (С. Михалков)

2. Какое утверждение противоречит мысли, выраженной в тексте С. Михалкова?

1) Человек, умеющий посмеяться над собой, защищён от нападок окружающих.

2) Человек без чувства юмора несчастен.

3) Без чувства юмора человеку легко прожить.

4) Чувство юмора помогает человеку в трудные минуты жизни.

3.Какое средство выразительности использует автор в предложении №9?

1) олицетворение       2) метафора       3) сравнение       4) фразеологизм

4.Каково лексическое значение слова МНИТЕЛЬНЫЙ (МНИТЕЛЕН) из предложения № 3?

1) обидчивый        2) думающий      3) кажущийся       4) всего опасающийся

Из данного вида работы видно, что мы действительно имеем возможность подготовиться одновременно к заданиям 6,7,8.

Итак, к чему же я пришла, развивая у учащихся читательскую грамотность, принесло ли мне это ожидаемый результат? Опыт показывает, что дети, которые раньше отмалчивались, стали принимать участие в обсуждениях, задают вопросы, а значит они думают, пытаются разобраться в проблеме. Мы улучшили свои результаты по написанию изложения и сочинения, а успех, как известно, даже самый небольшой, окрыляет. Мы видим, что современный мир представляет собой текст, пусть в разных формах, но всё же текст. И читательская грамотность –это наше средство обучения математике, истории…везде текст, а его нужно уметь понять, осмыслить. Без читательской грамотности мы бы не смогли привести аргументы в споре, убедить в чем- либо собеседника. «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.»  К. Д. Ушинский

Список используемых источников.

1 Плетнева, М. С. Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе / М.  С. Плетнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41680/

2 Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.

3 Поташник М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС.

4 Романова, И. И. Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника / И. И. Романова, Т. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23242/ (дата обращения: 02.04.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...

Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя (статья)

Статья "Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя" содержит краткие рекомендации о структуре комбинированного урока, являющегося основным в практике ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие читательской грамотности при подготовке к итоговому сочинению»

В основе занятий курса «Развитие читательской грамотности при подготовке к итоговому сочинению» в 11 классе лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование и развитие ко...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...