Взаимодействие в работе логопеда и учителя.Проблема дисграфии и дислексии.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Я не виноват, я стараюсь..." Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция
Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы?
Нарушение процесса письма - Дисграфия. Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв. Нарушение процесса чтения - Дислексия. Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Необходимо постоянно помнить, что дисграфики больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении По данным различных исследований, дисграфия и дислексия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников у 3–7% детей от10до16 лет и у 70 % обучающихся в коррекционных классах
Причины возникновения длительные соматические заболевания дефицит речевых контактов неправильная речь окружающих Наследственная предрасположенность двуязычие в семье недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых патология беременности, родов, асфиксия детские инфекции, травмы головы
При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии .
формы дисграфии Артикуляторная то есть пишет так, как говорит Акустическая пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта » и т.д.), твердые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо» ), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат » ). Оптико-пространственная несформированность пространственных представлений и синтез информации от разных анализаторов. Аграмматическая неправильное употребление окончаний, предлогов, ошибки при изменении слов по падежам, числам, трудности согласования слов между собой. Моторная связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов.
Чем может помочь учитель? режим благоприятствования отказ от проверок ребенка на скорость чтения. нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению). подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Чего делать нельзя? Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим . В устной работе: ежедневно проводить упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред . Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.
Единые требования к ребенку учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); учет возрастных особенностей детей; предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения; осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
Профилактика дисграфии и дислексии. 1. Корректурная проба (« Вычеркни букву»). Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Короткие диктанты карандашом . Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. 3 . Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста 4. Автоматизация поставленных звуков , «самоконтроль ребенка» 5. Упражнения по развитию фонематического восприятия .
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: « Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопед и учителя.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с детьми с ЗПР. Диагностика и коррекция дислексии и дисграфии.
Предлагаемый материал может быть использован в работе логопедами на школьных логопунтах и учреждениях для детей с задержкой психического развития по преодалению нарушений чтения и письма....
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР» ...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...