Нарушения в произношении звука Л и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по теме

Стенина Ольга Александровна

Описание артикуляции звука Л,возможные нарушения в произнесении,способы коррекции и автоматизации звука у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_l.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Положение органов речи при произношении звука Л

Возьмите зеркало. Произнесите звук л. Рассмотрите положение органов речи. Ваши губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.

Мягкий звук л' отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинут вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение.

Варианты нарушения произношения звука Л и коррекционная работа

Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л', поэтому нарушение его произношения встречается чаще. Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх, слабость мышц языка, нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков л, л'. Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуу в угу спаа.»

Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (Упр. «Вкусное варенье», «Качели для гнома», «Катушка», «Грибок»); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы (См. Свистящие звуки, пояснение к таблице, межзубный С - аналогично); умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Взрослый говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук а в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 - 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука а. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем - ла, ла, ла. При этом обратите внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука а, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу. Далее переходят к словам, к фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.

Звук л' После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись праввильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю.

Межзубное произношение звука л. При этом слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным произношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л. Поэтому исправление данного варианта искажения звука осуществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие (т, д, н, с, з, ц).

Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жанга, на пуху в угнгу спанга.

Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его отсутствии.

При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через нос. (См. Упражнения для выработки направленной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка. )

Замена звуков л, л' другими звуками

Замена звука л звуком й. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх другой, вместо того чтобы опускаться. «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая.»

Замена звука л звуком у. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ. «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа.»

Замена звука л звуком ы. Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа.»

Замена звука л звуком в. Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава.»

Замена звука л звуком г. Кончик языка не поднимается к верхним рехцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага.»

Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции (см. комментарии к таблице в группе свистящих звуков - работа проводится аналогично), четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

при замене л на й ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами м сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;

при замене л на у, нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни губы. Как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок ни научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык». (взрослый поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так». Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а взрослый следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь;

при замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее;

при замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Взрослый говорит: «Скажи ла, ла, ла… (ребенок произносит «га», «га», «га»). Видишь, как далеко ушел твой язы? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи ы, но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так (слышится звук похожий на л).

Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии.

При заменах звука л другими необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

Постановка звука Л

Подготовительные упражнения


Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребенок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

«Вкусное варенье», «Лошадка», «Качели», «Иголочка», «Приклей конфетку».

Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

«Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. (Могут быть следующие неточности: кончик языка не достает до неба, скребет в пространстве, и, цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.)

Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать небо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придает языку удобное положение («Катушка»). Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз. (Могут быть следующие неточности: кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину неба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.)

Произнесение длительного звука л

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплы поток воздуха.

Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука л слышится звук н; это происходит потому, что каря языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.

Автоматизация звука Л

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Обратитесь в качестве образца к разделу: «Свистящие звуки (с, с', з, з')». Выполняйте аналогичные задания с данным звуком. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.

Произносить (читать) слоги

Ла - ло - лу - лы лы - лу - ло - ла ал - ол - ул - ыл

Ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло ял - ёл - юл - ил - ел

Лу - лы - лы - ло лы - ла - ло - лу ал - ял - ол - ёл

Произносить (читать) слова

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка

Лу, лы:

лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает

Ал:

бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил,

высадил, вытащил, выпустил, выскочил

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался

Слова со стечением согласных

Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.



Произносить (читать) предложения

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем, повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопата). Володя и Слава плывут на (лодка). Клава мыла ладони (мыло). Собака унесла в чулан (кукла). Володя поехал на (велосипед). Михаил смотрел на (глобус). Павел ловил (голубь).

Павел сел за (стол). (Дятел) долбил кору.

Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчел. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес. По реке плыл плот. Котенок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Я нашел и положил в банку много червей. Летом я молотил зерно и работал на веялке. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке. Солдат доложил, что выполнил задание. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пес. Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот веселы колобок покатился, как клубок.



Загадки. Белое одеяло землю одевало. Солнце напекло, одеяло потекло. (Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам, шапку с головы сорвал и… удрал. (Ветер)
 Кукла Мила
Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белы башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.
Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, н куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.
Произносить (читать) тексты

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Потянулся, и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Рыболов

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучи наизусть стихотворения

Зима

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.

Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик

Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.

Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка

Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый

Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

Автоматизация звука Л'

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Обратитесь в качестве образца к разделу: «Свистящие звуки (с, с', з, з')». Выполняйте аналогичные задания с данным звуком. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Произносить слоги

Аль - оль - уль - ыль яль - ёль - юль - иль - ель ля - лё - лю - ли

Яль - юль - иль - ель оль - ёль - аль - юль лю - ля - ли - ле

Аль - яль - уль - юль ыль - иль - ель - аль ле - лё - ли - ля

Произносить слова

Даль, шаль, сталь, эмаль, дальше, деталь, медаль, педаль, фестиваль, пальма, мальчик, пальчик

Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс, булькать

Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный

Паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы

Удаль, пальба, пальто, батальон, почтальон

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон

Китель, табель, никель, шницель, дельфин

Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка

Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат

Лев, лей, лес, лезь, левы, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка, лебедка, ледоход

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень

Лед, лен, Лева, Леня, Леша, Легкий, Летчик, Полет, Силен, далекий, колеса, пеленка, следка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек, самолет

Клев, клен, слет, взлет, пленка, шлепать, похлебка

Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий

Колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец

Блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать

Произносить предложения

У лены лейка. Галя и Оля бегали. Лева и Коля сидели. Коля сильнее толи. Леня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Леня лепит из пластилина. У Левы заболели родители. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Вертолет летит над поляной. Маленькие лисята бежали за лисой. Каждый вечер я из лейки поливаю тополь клейкий. Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клены и газоны сами поливали. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Загадки. Он рисует на стекле пальмы, звезды, ялики.

Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.(Мороз)

Маленький, удаленьки сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (Гриб)

Выучи стихотворения

Зиму всю мели метели - клены, липы поседели…

А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

Птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели! И. Демьянов

В магазине Веленьке покупают валенки.

Маленькие валенки до чего милы!

Но надела валенки маленькая Валенька -

Оказались валенки на нее малы.

Произносить тексты

Лиса и собаки

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

Ушки, ушки, что вы делали?

Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ножки, что вы делали?

Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

Глазки, глазки, что вы делали?

Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

А т, хвост, что делал?

Я по пням, по кустам цеплялся.

А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л. Толстой)

Дифференциация твердого и мягкого звуков Л - Л

Произносить слова

Лавка - лямка игла - земля слон - силен улыбка - улитка

Лапа - шляпа метла - петля лук - люк ел - ель

Юла - Юля лоб - лед лужа - Люда угол - уголь

Кулачок - светлячок пилот - полет клумба - клюква стал - сталь

Произносить предложения

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжал кулачок - на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам все, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон. Летят самолеты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

Была в лесу белка

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке. По Л. Толстому

Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….

Догадайся сам и загадай своим друзьям

Я землю копала, ничуть не устала. Белый на белом написал, где бегал.

А кто мной копал, тот и устал. Рыжая прочтет - белого надет.

Что за птица смелая по небу промчалась? Круглое, румяное с дерева упало,

Лишь дорожка белая от нее осталась Любе в рот попало.

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Закружится стоит или идет,

На меня они глядят, молок они хотят. А если остановишь - упадет.

Слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза

Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?

Слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белы клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.

Назовите слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: кто? Что? Какие?

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко. Я с трудом его поймала. Быть хозяйкой нелегко.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб. Увидал лук внук, оборвал луку чуб. Удивительная штука: слезы капают - у внука!

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!

- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.

Колокольчик

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Белые лебеди

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.

Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолали...

Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....

Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ,...