Логопедический проект:«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР средствами игровых технологий».
проект

Павлова Галина Николаевна

Проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Сказка»

     

Проект:

«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР

средствами игровых технологий».

Составила:

учитель-логопед

Павлова Галина Николаевна

Когалым

2022г.

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Обоснование выбранной темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика, коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм, методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Игра является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Цель проекта:разработать и внедрить комплекс игровых технологий для коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста с  нарушениями речи (ОНР), а также привлечь родителей к процессу обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Изучить современные подходы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Разработать комплекс игровых упражнений для коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет.
  3. Внедрить игровые технологии в коррекционно-развивающий процесс.
  4. Оценить эффективность использования игровых методов в работе с детьми с ОНР.
  5. Привлечь родителей к участию в коррекционном процессе.
  6. Провести консультации и семинары для родителей по вопросам речевого развития их детей.
  7. Организовать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей для достижения наилучших результатов в коррекции речевых навыков у детей.
  8. Оценить результаты проекта и сделать выводы о его эффективности.
  9. Поделиться опытом и результатами проекта с коллегами и специалистами в области логопедии и дефектологии.

Участники проекта: дети, зачисленные в логопункт, учитель – логопед, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

-Изучение научной литературы по теме проекта.

-Разработка плана проекта.

-Определение целей и задач проекта.

-Проведение диагностики речевого развития детей.

-Разработка комплекса игровых упражнений.

Основной:

-Внедрение игровых технологий в коррекционный процесс.

-Оценка эффективности использования игровых методов

-Использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ОНР.

-Создание сборника универсальных игр.

Заключительный:

-Диагностирование детей, систематизация полученных данных,

-Анализ итогов реализации проекта и их оформление в методические продукты.

-Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.

-Подведение итогов.

Прогнозируемые результаты:

  1. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
  2. Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
  3. Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте
  4. Положительная оценка деятельности ДОУ родителями.
  5. Активизация педагогического потенциала родителей.
  6. Заинтересованность детей в творчестве.

Одними из главных принципов ФГОС дошкольного образования в работе учителя-логопеда является:

  • создание развивающей образовательной среды;
  • осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

Описание проекта:

Первоочередная задача учителя – логопеда и воспитателя детского сада - это постановка и автоматизация звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.

В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, учитель – логопед может почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат.

Цель использования игровой технологии в логопедической практике:

  • повышение мотивации к занятиям,
  • увеличение результативности коррекционно-развивающей работы,
  • развитие любознательности, интереса к родному языку.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  1. Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  2. Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  3. Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  4. Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  5. Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:

  • выразительность проведения игр;
  • необходимость включения педагога в игру;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • простота, доступность, ёмкость и наглядность;
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Принципы отбора игр для логопедических занятий:

  • игра должна опираться на программный материал;
  • игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);
  • назначение предметов, картинок, пособий, условия игр должны быть понятны детям;
  • пособия для игр должны быть внешне привлекательными;
  • условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения грамотной и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с детьми, должен помнить: то, что дети смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.

Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяются игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-драматизации), так как игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.

Описание игровых технологий, используемых в проекте:

В проекте используются различные игровые технологии, которые направлены на развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, лексико-грамматических навыков, связной речи и других аспектов речевого развития. К таким технологиям относятся:

Игровые технологии для развития мелкой моторики рук детей.

  • Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», грецкими орехами, карандашами,
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.

Игровые технологии для развитияправильного речевого выдоха.

  • Сменяемость развивающей среды посезонно:«Сдуй листок», «Подуй на снежинку», «Отправь бабочку в полёт»
  • «Мыльные пузыри»
  • «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
  • «Вертушки», «Султанчики»
  • «Футбол».

Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.

Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.

  •  «Эхо»(произнесение звуков, слогов в разном темпе, высоте)
  • «Поймай звук» ( Взрослый произносит ряды звуков , а ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданную фонему)
  • «Найди картинку  с твердым (мягким) звуком» (ребенок должен найти картинку с заданным звуком)
  • «Что лишнее?» — педагог предлагает детям ряд картинок или слов, среди которых есть одно лишнее по смыслу. Дети должны определить это слово и объяснить свой выбор.
  • Игра «Кто больше?» — педагог называет букву или звук, а дети должны назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы или содержащих этот звук. Эта игра помогает развивать фонематический слух и обогащать словарный запас.
  •  «Волшебный мешочек» — дети достают из мешочка предметы или картинки, называют их и определяют первый звук в слове. Игра помогает развивать артикуляционную моторику и фонематический слух.

Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи и словарного запаса.

  • «Скажи наоборот» — педагог говорит слово, а ребёнок должен подобрать к нему антоним. Игра развивает логическое мышление и расширяет словарный запас ребёнка.
  • «Паровозик», «Дождик»(определяем количество слогов в слове)
  • «Цепочка слов»
  • «Прочитай по первым буквам»
  • Подбираем картинки со звуком
  • Найдём картинки с твердым (мягким)звуком.
  • Найдём место звука в слове (Подбери слова к схеме).

Игровые технологии  для коррекции звукопроизношения.        

  • «Вертушка» (Назвать слова на данный звук).
  •  «Назови правильно»
  • «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
  •  «Найди  и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
  • «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чемотличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
  •  «Звуковая улитка»    (автоматизация  и  дифференциация звуков)

При проведении занятий по развитию связной речи используются инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.

Мероприятия с педагогами:

  1. Семинары-практикумы
  2. КВН
  3. Открытые занятия
  4. Мастер-классы
  5. Памятки педагогам
  6. Презентации коррекционной деятельности

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей о речевом развитии детей, особенностях ОНР и методах коррекции.
  • Семинары по использованию игровых технологий дома.
  • Совместные занятия с участием родителей и детей.
  • Рекомендации по организации речевого окружения ребёнка.
  • Родительские собрания
  • Памятки, буклеты
  • Дни открытых дверей

Работа с детьми

  • Мониторинг развития речи детей
  • Занятия с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий
  • Игры по развитию артикуляционного аппарата
  • Игры по развитию речевого дыхания
  • Игры по развитию звукопроизношения и восприятия звуков
  • Речевые развлечения

Результаты реализации проекта

На основании мониторинга выявилось, что при целенаправленной работе по внедрению игровых технологий, уровень развития детей с нарушениями речи стал более высоким. Улучшилось соматическое состояние детей. У детей улучшилось звукопроизношение, ЛГСР, связная речь, усилилось речевое дыхание, заметно улучшилась общая и мелкая моторика, а также ВПФ.

Участие родителей в проекте способствовало более эффективному обучению и воспитанию детей, а также помогло им лучше понимать проблемы своего ребёнка и находить пути их решения.

Дальнейшее развитие проекта

Проект предполагает оценку эффективности игровых технологий в работе с дошкольниками с ОНР, что позволит определить целесообразность их использования в дальнейшем. Результаты проекта будут представлены на семинарах и конференциях для специалистов в области логопедии и дефектологии, а также опубликованы в электронных методических библиотеках, изданиях.

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

2.Рудик. О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М 176с

3.  Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергеенко. Воронеж.206с

4.  Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности

В коррекционной педагогике и специальной психологии  известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди   сюжетно-...

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности .

Проблема владением языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей,и неоспоримым является тот факт ,что наша речь очень сложна и разнообразна,и что развивать ее необх...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолали...

Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....