Главные вкладки
Логопедический проект:«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР средствами игровых технологий».
проект
Проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_korrektsiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_onr.docx | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Сказка»
Проект:
«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР
средствами игровых технологий».
Составила:
учитель-логопед
Павлова Галина Николаевна
Когалым
2022г.
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.
Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Обоснование выбранной темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика, коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм, методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Игра является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Цель проекта:разработать и внедрить комплекс игровых технологий для коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР), а также привлечь родителей к процессу обучения и воспитания.
Задачи:
- Изучить современные подходы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Разработать комплекс игровых упражнений для коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет.
- Внедрить игровые технологии в коррекционно-развивающий процесс.
- Оценить эффективность использования игровых методов в работе с детьми с ОНР.
- Привлечь родителей к участию в коррекционном процессе.
- Провести консультации и семинары для родителей по вопросам речевого развития их детей.
- Организовать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей для достижения наилучших результатов в коррекции речевых навыков у детей.
- Оценить результаты проекта и сделать выводы о его эффективности.
- Поделиться опытом и результатами проекта с коллегами и специалистами в области логопедии и дефектологии.
Участники проекта: дети, зачисленные в логопункт, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
-Изучение научной литературы по теме проекта.
-Разработка плана проекта.
-Определение целей и задач проекта.
-Проведение диагностики речевого развития детей.
-Разработка комплекса игровых упражнений.
Основной:
-Внедрение игровых технологий в коррекционный процесс.
-Оценка эффективности использования игровых методов
-Использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ОНР.
-Создание сборника универсальных игр.
Заключительный:
-Диагностирование детей, систематизация полученных данных,
-Анализ итогов реализации проекта и их оформление в методические продукты.
-Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
-Подведение итогов.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
- Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
- Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте
- Положительная оценка деятельности ДОУ родителями.
- Активизация педагогического потенциала родителей.
- Заинтересованность детей в творчестве.
Одними из главных принципов ФГОС дошкольного образования в работе учителя-логопеда является:
- создание развивающей образовательной среды;
- осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.
Описание проекта:
Первоочередная задача учителя – логопеда и воспитателя детского сада - это постановка и автоматизация звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.
В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, учитель – логопед может почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике:
- повышение мотивации к занятиям,
- увеличение результативности коррекционно-развивающей работы,
- развитие любознательности, интереса к родному языку.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:
- выразительность проведения игр;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, ёмкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Принципы отбора игр для логопедических занятий:
- игра должна опираться на программный материал;
- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);
- назначение предметов, картинок, пособий, условия игр должны быть понятны детям;
- пособия для игр должны быть внешне привлекательными;
- условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения грамотной и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с детьми, должен помнить: то, что дети смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.
Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяются игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-драматизации), так как игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Описание игровых технологий, используемых в проекте:
В проекте используются различные игровые технологии, которые направлены на развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, лексико-грамматических навыков, связной речи и других аспектов речевого развития. К таким технологиям относятся:
Игровые технологии для развития мелкой моторики рук детей.
- Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», грецкими орехами, карандашами,
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.
Игровые технологии для развитияправильного речевого выдоха.
- Сменяемость развивающей среды посезонно:«Сдуй листок», «Подуй на снежинку», «Отправь бабочку в полёт»
- «Мыльные пузыри»
- «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
- «Вертушки», «Султанчики»
- «Футбол».
Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.
- «Эхо»(произнесение звуков, слогов в разном темпе, высоте)
- «Поймай звук» ( Взрослый произносит ряды звуков , а ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданную фонему)
- «Найди картинку с твердым (мягким) звуком» (ребенок должен найти картинку с заданным звуком)
- «Что лишнее?» — педагог предлагает детям ряд картинок или слов, среди которых есть одно лишнее по смыслу. Дети должны определить это слово и объяснить свой выбор.
- Игра «Кто больше?» — педагог называет букву или звук, а дети должны назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы или содержащих этот звук. Эта игра помогает развивать фонематический слух и обогащать словарный запас.
- «Волшебный мешочек» — дети достают из мешочка предметы или картинки, называют их и определяют первый звук в слове. Игра помогает развивать артикуляционную моторику и фонематический слух.
Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи и словарного запаса.
- «Скажи наоборот» — педагог говорит слово, а ребёнок должен подобрать к нему антоним. Игра развивает логическое мышление и расширяет словарный запас ребёнка.
- «Паровозик», «Дождик»(определяем количество слогов в слове)
- «Цепочка слов»
- «Прочитай по первым буквам»
- Подбираем картинки со звуком
- Найдём картинки с твердым (мягким)звуком.
- Найдём место звука в слове (Подбери слова к схеме).
Игровые технологии для коррекции звукопроизношения.
- «Вертушка» (Назвать слова на данный звук).
- «Назови правильно»
- «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
- «Найди и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
- «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чемотличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
- «Звуковая улитка» (автоматизация и дифференциация звуков)
При проведении занятий по развитию связной речи используются инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.
Мероприятия с педагогами:
- Семинары-практикумы
- КВН
- Открытые занятия
- Мастер-классы
- Памятки педагогам
- Презентации коррекционной деятельности
Работа с родителями:
- Консультации для родителей о речевом развитии детей, особенностях ОНР и методах коррекции.
- Семинары по использованию игровых технологий дома.
- Совместные занятия с участием родителей и детей.
- Рекомендации по организации речевого окружения ребёнка.
- Родительские собрания
- Памятки, буклеты
- Дни открытых дверей
Работа с детьми
- Мониторинг развития речи детей
- Занятия с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий
- Игры по развитию артикуляционного аппарата
- Игры по развитию речевого дыхания
- Игры по развитию звукопроизношения и восприятия звуков
- Речевые развлечения
Результаты реализации проекта
На основании мониторинга выявилось, что при целенаправленной работе по внедрению игровых технологий, уровень развития детей с нарушениями речи стал более высоким. Улучшилось соматическое состояние детей. У детей улучшилось звукопроизношение, ЛГСР, связная речь, усилилось речевое дыхание, заметно улучшилась общая и мелкая моторика, а также ВПФ.
Участие родителей в проекте способствовало более эффективному обучению и воспитанию детей, а также помогло им лучше понимать проблемы своего ребёнка и находить пути их решения.
Дальнейшее развитие проекта
Проект предполагает оценку эффективности игровых технологий в работе с дошкольниками с ОНР, что позволит определить целесообразность их использования в дальнейшем. Результаты проекта будут представлены на семинарах и конференциях для специалистов в области логопедии и дефектологии, а также опубликованы в электронных методических библиотеках, изданиях.
Литература:
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
2.Рудик. О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М 176с
3. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергеенко. Воронеж.206с
4. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...
Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности
В коррекционной педагогике и специальной психологии известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди сюжетно-...
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности .
Проблема владением языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей,и неоспоримым является тот факт ,что наша речь очень сложна и разнообразна,и что развивать ее необх...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...
Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолали...
Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"
Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....