Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста
статья по психологии на тему
В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Харламова Татьяна Андреевна
МБДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста
Усиление внутрисемейной напряженности, рост психоэмоциональных перегрузок, распространение асоциальных тенденций в обществе обуславливает рост различных отклонений в поведении детей. Одно из часто встречающихся - гиперактивность. Поиск путей ее коррекции обуславливает необходимость обращения к нетрадиционным техникам рисования.
Нетрадиционные техники рисования, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, что развивает усидчивость, помогает сосредоточить внимание над выполняемой работой. Использование нетрадиционных техник рисования учит ребенка управлять своим поведением и планировать действия, снимать с себя отрицательные эмоции и управлять ими, преобразуя в какой-либо задуманный объект [3].
Процесс рисования нетрадиционными техниками положительно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, психологическое здоровье личности, развивается рефлексия и анализ собственного поведения, мыслей, чувств, навыки контроля и самоконтроля [1].
В практическом плане применения нетрадиционных техник позволяет детям приобретать ценный опыт позитивных изменений, углублять самопознание, гармонизировать личность, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей, ребёнок очищается, становится терпимее, мудрее по отношению к другим [2].
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста используют следующие нетрадиционные техники рисования.
Монотипия ― зеркальное отражение объектов на водной глади. Так как это проекция внутреннего, скрытого от взрослых, мира ребенка, то она позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции, почувствовать веру в себя, дать волю фантазии, следовательно, способствует коррекции гиперактивности.
Диатипия ― водная печать. Рисунки получаются необычными, что способствует возбуждению интереса к деятельности, развивает усидчивость, внимание, повышает работоспособность, это является важным условием коррекции гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Техника акватушь позволяет создать оригинальные рисунки, насыщая образовательную деятельность положительными эмоциями, яркими впечатлениями, влияющими на развитие познавательного интереса к деятельности, способность выражения своих эмоции и чувств, контроль собственного поведения. Это одно из главных условий эффективности коррекции гиперактивности.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут служить средством коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста, поскольку: способствуют ослаблению эмоционального возбуждения, приобретению навыков контроля и самоконтроля; направлены на развитие усидчивости, внимания, наблюдательности; помогают управлять эмоциями, своими действиями и поведением; развивают рефлексию и анализ собственного поведения.
Литература:
- Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] //Дошкольное воспитание – 2004 – №2. – С. 48-51.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование [Текст] / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 126 с.
- Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Т.А. Цквитария. - ТЦ СФЕРА, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-49246-1406201574.jpg)
Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-289498-1381736025.jpg)
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Учитывая важность проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И мы ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-208832-1632224768.jpg)
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.
Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-487708-1411750919.jpg)
Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей
В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....