Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"
консультация
Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_m_r_dvizh.docx | 20.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Влияние музыкально - ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: Овчарова О.Н.,
музыкальный руководитель
г. Камень-на-Оби, 2020г.
Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях. Однако, музыкальные руководители зачастую просто копируют работу логопеда, включая большое количество логопедических заданий, либо попросту игнорируют специфику работы коррекционных групп. Они проводят занятия и утренники так же, как и в общеобразовательных группах. Не обращая внимания на то, насколько важной для детей с нарушением речи является работа над развитием музыкально-ритмических способностей, педагоги просто подменяют её другими видами деятельности. А ведь при грамотном подходе к решению как коррекционных, так и музыкально-педагогических задач, дети с ОНР преображаются. Развивать речь у таких детей наиболее эффективно через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого дошкольниками вида деятельности.
Педагог, работающий с детьми с ОНР обязательно должен учитывать и психофизические особенности воспитанников. У них, как правило, наблюдается нарушение психических процессов и свойств, поэтому главный принцип, которым следует руководствоваться музыкальному руководителю – внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей.
Учитывая нарушения психических процессов у детей с ОНР, музыкальное занятие должно быть динамичным, насыщенным, проводится в игровой форме с обязательной сменой спокойных и подвижных видов деятельности. Большое значение должно уделяться музыкально ритмическим движениям. Дети с ОНР часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремлённая или пружинящая ходьба, широкий или высокий бег, поскоки, прямой и боковой галопы и т. д.). Очень важно, научить детей вслушиваться в музыкальный ритм, ориентироваться на сильную долю. Педагог должен постоянно напоминать об этом воспитанникам. Если этого не делать, дети, увлекаясь, забывают о ритмической стороне мелодии и выполняют движения хаотично. Музыкально-ритмические упражнения дают возможность развиваться физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учат владеть своим телом ритмично под музыку, готовят к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с ОНР, поскольку помогают им развивать вокально-двигательную координацию, упорядочивают темп и ритм движения. Дети должны выполнять танцевальные и хороводные движения изначально при поддержке воспитателя, что даёт наиболее максимальный коррекционный эффект. Хороводные танцы, как правило, кульминационная часть занятия. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые пассивные дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребёнок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Большое значение для развития музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР имеет, качественный подход к выбору музыкального репертуара. Он должен отвечать следующим требованиям:
- Соответствовать возрастным особенностям.
- Быть небольшим по объёму (протяжённостью 1,5-3 минуты).
- Темп исполнения должен быть умеренно-быстрый или умеренно-медленный.
- Обладать чёткой и ясной ритмической структурой.
- Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
В результате музыкально-ритмических занятий с детьми с ОНР, у детей систематически развивается музыкально-ритмическое чувство, вырабатываются и двигательные навыки, успешнее проходит коррекция ритмической стороны речи. Взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с ОНР, подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако, этот процесс развития произвольных движений протекает при общем недоразвитии речи значительно медленнее и в более поздние сроки.
Поэтому, музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОНР, использовать музыкально-ритмические движения как ведущее средство развития чувства ритма у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе на каждом музыкальном занятии. В результате работы вы получите ощутимую динамику в развитии музыкально-ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе
Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...
Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолали...
Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...