УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 8 КЛАССА
рабочая программа (8 класс) на тему
Учебная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / под редакцией В.В. Воронковой, сборник 1 (5 – 9 классы), - Москва: Владос, 2011г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu_8_klass.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОСИННИКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №4» (Г. ОСИННИКИ))
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
2013 – 2014 уч/г.
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель методического Заместитель директора по Директор
объединения УВР МКС(К)ОУ «Школа №4» МКС(К)ОУ «Школа №4»
МКС(К)ОУ «Школа №4» (г. Осинники) (г. Осинники)
_________/ Рытова Т. В. ________/ Магарамова С. Н. _________/ Ветрова Н. В.
Протокол № 1 Приказ № 272
от «30» августа 2012 г. от « » августа 2012 г. от «31» августа 2012 г.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
Составитель: Гришкова Лариса Витальевна
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № _____
от «31» августа 2013 г.
Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / под редакцией В.В. Воронковой, сборник 1 (5 – 9 классы), - Москва: Владос, 2011г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению в специальных (коррекционных) школах VIII вида. В школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Обучение ведется по учебнику: З. Ф. Малышева «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - М.: Просвещение, 2006 г., который учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Учебник содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим на данном этапе обучения.
Учебная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц. Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нем конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего и речевого развития обучающихся в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию мышления и речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков.
Цель обучения чтению и развитию речи в коррекционной школе заключается в развитии у обучающихся устной и письменной речи, в формировании техники чтения, в воспитании учебной мотивации к изучению литературных произведений, в формировании знаний, умений и навыков. На это направлена и система уроков, представленная в календарно-тематическом планировании учебной рабочей программы. В связи с этим учебная рабочая программа направлена на реализацию следующих задач:
- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- способствовать социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Учебная рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных знаний, умений и навыков. Результаты изучения содержания рабочей программы приведены в разделе «Основные требования к знаниям и умениям обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности.
Основная форма организации обучения письму является урок.
Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
Применяются такие формы и методы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.
В процессе изучения чтения у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к литературе, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.
К началу обучения в 8-м классе учащиеся умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы, доступными статьями из газет и журналов. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизуcть стихотворения и небольшие прозаические отрывки. У учащихся развиваются навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.
В 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучающихся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Биографию писателей часто отождествляют с биографией героев изучаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 8 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся.
Виды контроля | Содержание | Методы и формы |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы. | Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.) |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Проверка техники чтения. |
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
В содержании некоторых разделов программы постоянно и систематически вводится региональный компонент. При изучении УНТ в разных классах обязательно знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, пословицы, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь семьёй, т.к. бабушки и дедушки могут рассказать какую – то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку, поговорку.
В каждом классе обязательно читаются стихи кузбасских поэтов. На уроках проводятся «Поэтические пятиминутки», чтобы обучающиеся ближе познакомились с творчеством наших поэтов.
На уроках внеклассного чтения обучающимся предлагается изучить статьи из местных газет и журналов.
Данная работа позволяет:
1. Обогатить словарный запас обучающихся за счет местного языкового материала;
2. На основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей.
На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:
1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции области.
2. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая).
3. Изучение языка местной прессы (радио и телевидения, периодической печати).
Учебно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи
№ | Наименование раздела | Кол – во часов |
I. | Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, баллады. Литературные сказки. | 11 |
II. | Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. | 45 |
III. | Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. | 37 |
IV. | Внеклассное чтение. | 9 |
Итого: | 102 |
Календарно - тематическое планирование
№ ур. | Содержание учебного материала | Кол - во часов | Прим. сроки изуч. | Оборудование, наглядные пособия | Коррекция | ||||||||||
I | Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. | 11 | |||||||||||||
1 | 1. | Сказка «Волшебное кольцо»,1ч. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений с помощью учителя. | 1 | План сказки | |||||||||||
2 | 2. | Сказка «Волшебное кольцо»,2ч. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
3 | 3. | Сказка «Волшебное кольцо»,3ч. Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
4 | 4. | Загадки. Различение оттенков значений слов (на уроке используется региональный компонент. Загадки жителей Кемеровской области). | 1 | Загадки | |||||||||||
5 | 5. | Поговорки. Совершенствование техники чтения (на уроке используется региональный компонент. Поговорки жителей Кемеровской области). | 1 | Пословицы | |||||||||||
6 | 6. | Внекл.чт. Софрон Тотыш «Сказки Шапкая» (на материале Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
7 | 7. | Былина «Добрыня и змей»,1ч. Соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
Былина «Добрыня и змей», 2ч. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||||
8 | 8. | ||||||||||||||
9 | 9. | Баллада В.А.Жуковского «Перчатка». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
10 | 10. | Баллада И.З. Сурикова «Нашла коса на камень». Совершенствование техники чтения. | 1 | ||||||||||||
11 | 11. | А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», 1ч. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. | 1 | Опорные слова | |||||||||||
12 | 12. | А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», 2ч. Иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. | 1 | ||||||||||||
II. | Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. | 45 | |||||||||||||
13 | 1. | А.С. Пушкин. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | Портрет поэта, план пересказа | |||||||||||
14 | 2. | А.С. Пушкин «Памятник». Продолжение работы над средствами языковой выразительности (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | Стихи поэтов Кузбасса | |||||||||||
15 | 3. | А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…» Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | Стихи поэтов Кузбасса | |||||||||||
16 | 4. | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Продолжение работы над средствами языковой выразительности (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | Стихи поэтов Кузбасса | |||||||||||
17 | 5. | Вн.ч. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Обсуждение прочитанного. | 1 | Текст | |||||||||||
18 | 6. | А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений. самостоятельно. | 1 | ||||||||||||
19 | 7. | А.С. Пушкин «19 октября 1827». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
20 | 8. | А.С. Пушкин «Няне». Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | Стихи поэтов Кузбасса | |||||||||||
21 | 9. | А.С. Пушкин «Сожжённое письмо». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
22 | 10. | М.Ю. Лермонтов. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | Портрет поэта | |||||||||||
23 | 11. | М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Различение оттенков значений слов в тексте. | 1 | ||||||||||||
24 | 12 | М.Ю. Лермонтов «Родина». Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | Стихи поэтов Кузбасса | |||||||||||
25 | 13. | М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича...», 1ч. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
26 | 14. | М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…», 2ч. Различение оттенков значений слов. | 1 | ||||||||||||
27 | 15 | М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…», 3ч. Совершенствование техники чтения. | 1 | ||||||||||||
28 | 16. | М.Ю. Лермонтов «Парус». Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | Стихи поэтов Кузбасса | |||||||||||
29 | 17. | М.Ю. Лермонтов «Сосна». Заучивание наизусть стихотворения. | 1 | ||||||||||||
30 | 18. | Внекл. чт. Газета «Время и жизнь», статья «Человек с большой буквы». | 1 | Текст статьи | |||||||||||
31 | 19. | И.А. Крылов. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | Портрет писателя | |||||||||||
32 | 20. | И.А. Крылов «Волк на псарне». Выделение главной мысли. | 1 | ||||||||||||
33 | 21. | И.А. Крылов «Осел и Соловей». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
34 | 22. | И.А. Крылов «Муха и пчела». Иллюстрирование черт характеристик героев примерами из текста. | 1 | Опорные слова | |||||||||||
35 | 23. | И.А. Крылов «Волк и ягненок». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
36 | 24. | Н.В. Гоголь. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | Портрет писателя | |||||||||||
37 | 25. | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1ч. Совершенствование техники чтения, соблюдение норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
38 | 26. | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», 2ч. Составление характеристики героев с помощью учителя. | 1 | ||||||||||||
39 | 27. | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Зч. Иллюстрирование черт характера героев примерами из текста. | 1 | Опорные слова | |||||||||||
40 | 28. | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», 4ч. Составление плана в форме повествовательных предложений, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. | 1 | ||||||||||||
41 | 29. | Н.А. Некрасов. Биография. Знание основных сведений о жизни поэта. | 1 | Портрет поэта | |||||||||||
42 | 30. | Н.А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
43 | 31. | Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...». Различение оттенков значения слов (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
44 | 32. | Вн.чт. Газета «Время и жизнь», статья «Над памятью время не властно». Обсуждение прочитанного. | 1 | ||||||||||||
45 | 33. | Н.А. Некрасов «Мороз красный нос». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. | 1 | ||||||||||||
46 | 34. | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Иллюстрирование черт характеристик героев примерами из текста (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
47 | 35. | И.С. Никитин. Биография. Знание основных сведений о жизни поэта. | 1 | ||||||||||||
48 | 36. | И.С. Никитин «Утро на берегу озера». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
49 | 37. | И.С. Никитин «Русь». Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
50 | 38. | Л.Н. Толстой. Биография. Знание основных сведений о жизни поэта. | 1 | ||||||||||||
51 | 39. | Л.Н. Толстой «После бала»1ч. Совершенствование техники чтения, соблюдение норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
52 | 40. | Л.Н. Толстой «После бала»,2ч. Составление плана в форме повествовательных предложений, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. | 1 | ||||||||||||
53 | 41. | А.Н. Майков «Звуки ночи», «Болото», «Нива». Продолжение работы над средствами языковой выразительности (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
54 | 42. | Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
55 | 43. | Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою...». Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
56 | 44. | А.А. Фет «Весна». Различение оттенков значений слов (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
57 | 45. | А.А. Фет «На заре ты её не буди». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
58 | 46. | Внекл. чт. А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Обсуждение прочитанного. | 1 | ||||||||||||
59 | 47 | А.П. Чехов. Биография. Знание основных сведений о жизни поэта. | 1 | ||||||||||||
60 | 48 | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», 1ч. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. | 1 | ||||||||||||
61 | 49 | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», 2ч. Обоснование своего отношения к действующим лицам. | 1 | ||||||||||||
III. | Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. | 37 | |||||||||||||
62 | 1. | А.М. Горький. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
63 | 2. | А.М. Горький «Макар Чудра», 1ч. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. | 1 | ||||||||||||
64 | 3. | A.M. Горький «Макар Чудра», 2ч. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
65 | 4. | А.М. Горький «Макар Чудра», Зч. Составление характеристик героев. | 1 | ||||||||||||
66 | 5. | В.В. Маяковский. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
67 | 6. | В.В. Маяковский «Хорошо». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
68 | 7. | В.В. Маяковский «Хорошо». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
69 | 8. | Внекл. чт. Газета «Кузбасс», статья «Дороже золота». Оценка событий. | 1 | ||||||||||||
70 | 9. | С.А. Есенин. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
71 | 10. | С.А. Есенин «Спит ковыль...». Заучивание наизусть стихотворения. | 1 | ||||||||||||
72 | 11. | С.А. Есенин «Пороша». Заучивание наизусть стихотворения (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
73 | 12. | С.А. Есенин «Отговорила роща золотая». Продолжение работы над средствами языковой выразительности (на уроке используется региональный компонент. Стихи поэтов Кузбасса). | 1 | ||||||||||||
74 | 13. | А.Н. Толстой. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
75 | 14. | А.Н. Толстой «Русский характер», 1ч. Совершенствование техники чтения соблюдение норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
76 | 15. | А.Н. Толстой «Русский характер», 2ч. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений из текста. | 1 | ||||||||||||
77 | 16. | А.Н. Толстой «Русский характер», Зч. Составление характеристик героев. | 1 | ||||||||||||
78 | 17. | Внекл.чт. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». Составление отзыва о книге. | 1 | ||||||||||||
79 | 18. | А. А. Фадеев. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
80 | 19. | А.А. Фадеев «Молодая гвардия», 1ч. Совершенствование техники чтения, соблюдение норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
81 | 20. | А.А. Фадеев «Молодая гвардия»,2ч. Составление характеристик героев. | 1 | ||||||||||||
82 | 21. | А.А. Фадеев «Молодая гвардия»,3ч. Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
83 | 22 | А.А. Фадеев «Молодая гвардия»,4ч. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений из текста. | 1 | ||||||||||||
84 | 23. | М.А. Шолохов. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
85 | 24. | М.А. Шолохов «Алёшкино сердце», 1ч. Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
86 | 25. | М.А. Шолохов «Алёшкино сердце», 2ч. Составление характеристик героев с помощью учителя. | 1 | ||||||||||||
87 | 26. | В.П. Катаев. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
88 | 27. | В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», 1ч. Совершенствование техники чтения соблюдение норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
89 | 28. | В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», 2ч. Составление плана в форме повествовательных предложений, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. | 1 | ||||||||||||
90 | 29. | В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», Зч. Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
91 | 30. | Внекл.чт. В.М. Шукшин «Сны матери». Обсуждение прочитанного. | 1 | ||||||||||||
92 | 31. | Б.П. Полевой. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
93 | 32. | Б.П. Полевой «Повесть о настоящем человеке», 1ч. Обоснование своего отношения к действующим лицам. | 1 | ||||||||||||
94 | 33. | Б.П. Полевой «Повесть о настоящем человеке», 2ч. Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
95 | 34. | А.А. Сурков «Родина». Продолжение работы над средствами языковой выразительности. | 1 | ||||||||||||
96 | 35. | Ю.М. Нагибин «Отрочество». Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
97 | 36. | А. Г. Алексин «Звонок». Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
98 | 37. | Л.И. Ошанин «В краю родном». Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
99 | 38. | С.В. Михалков «Слон - живописец». Выделение главной мысли произведения. | 1 | ||||||||||||
100 | 39. | А.Рыбаков. Биография. Знание основных сведений о жизни писателя. | 1 | ||||||||||||
101 | 40. | А.Рыбаков «Кортик. Совершенствование техники чтения, соблюдение норм русской орфоэпии. | 1 | ||||||||||||
102 | 41. | Внекл. чт. Н.М. Рубцов. Стихотворения. Составление отзыва о книге. | 1 |
Содержание курса «Чтение и развитие речи»
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. (11часов).
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе насыпных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве (45 часов).
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. П. Чехова.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе насыпных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Произведения современных русской и зарубежной литературы(37 часов).
Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова, А. Рыбакова.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе насыпных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение (9 часов).
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Межпредметные связи:
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
- Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- Читать « про себя »;
- Выделять главную мысль произведения;
- Давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их
поступки, обосновывая своё отношение к ним; - Пересказывать содержание прочитанного, использовать слова и
выражения, взятые из текста.
Обучающиеся должны знать:
- Наизусть 10 стихотворений;
- Наизусть прозаический отрывок
Литература для учителя
1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. –Москва: Владос, 2001г.
2. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2000 г.
3. Р.В.Банчуков. Из опыта внеклассной работы по литературе. - М.: Просвещение, 2001 г.
4. Г.А.Бусельский. Искусство выразительного чтения. - М.: Просвещение, 2000 г.
5. О.А.Гуревич. Организация чтения учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 2002 г.
6. Зикеев А. Г. Специальная педагогика. Развитие речи учащихся. – М.: Академия, 2005 г.
7. Р.И.Лалаева. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. -М.: Просвещение», 2000 г.
8. Р.И.Лалаева. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 2001 г.
9. Мокиенко В. М. Почему так говорят? – Санкт-Петербург: Норинт, 2005г.
10. Научно-методический журнал «Дефектология».
Научно-методический журнал «Начальная школа».
11. З. Ф. Малышева Чтение учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: Просвещение, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи на 2013-2014 учебный год для 7 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой....
Рабочая программа по чтению и развитию речи на 2013-2014 учебный год для 8 класса
РАбочая программа разработана на основе программы под редакцией В.В.Воронковой....
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 8 КЛАССА
Учебная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению и развитию речи на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)
Рабочая программа по чтению составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. :В 2 Сб./ Под ред. В.В. Воронковой. М.: ВЛАДОС,2010. &nda...