Коррекционно-развивающая среда на уроках социально-бытовой ориентировки.
статья
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование активной позиции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_sreda_na_urokah_sotsialno-bytovoy_orientirovki.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая среда на уроках социально-бытовой ориентировки.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование активной позиции обучающихся.
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка с ОВЗ.
То, что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь. Поэтому необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить, по возможности, в семье и в трудовом коллективе. Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей умственно отсталых детей.
Цель курса уже сама по себе является коррекционной -содействовать социальной адаптации ребенка с интеллектуальными нарушениями через подготовку его к самостоятельной жизни и труду, самообслуживанию, формирование бытовой ориентации. Выделение такой цели связано с тем, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни. Коррекционная направленность курса состоит в том, что дети получают первоначальные навыки экономического воспитания, бытовой ориентировки, погружаются в первые ситуации делового общения, которые для таких детей могут быть созданы пока только искусственно, в школе, на уроках СБО. Расскажу о том, каким образом мне удается обеспечивать коррекционную направленность данного курса. Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
На занятиях по теме «Личная гигиена» я работаю с детьми над умениями и навыками гигиены, охраны зрения, осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья. На занятиях по теме «Питание» я предусматриваю ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола. Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». В них я включаю материал о повседневном уходе за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах я раскрывают в темах «Семья» и «Культура поведения». Здесь я обучаю детей правилам поведения за столом, в музее, библиотеке, кинотеатре, клубе. Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользоваться средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются мною у детей при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь». Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке мною применяются различные методы и приемы: наряду с традиционными (объяснение, показ, экскурсии, практические работы) я использую нетрадиционные и имеющие коррекционный характер (сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций, разбор воображаемых ситуаций).
Уровень социально-бытовых навыков у большинства обучающихся находится на очень низком уровне, в связи с этим многие из них далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Я ставлю перед собой задачу, чтобы ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, все-таки овладел основными способами ухода за одеждой, навыками приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами даже в рамках своих психофизических возможностей.
Также при подготовке к практическим работам на уроках СБО приучаю детей организовывать свою деятельность в быту при помощи простого плана:
1) Какие этапы работы?
2) Какими способами мы будем это делать?
3) Определите нужные нам для этого инструменты и материалы.
Также постоянно обращаю внимание на технику безопасности при обращении с различными бытовыми инструментами и приборами. Обучая школьника общетрудовым умениям, я не только формирую их самостоятельность в домашнем труде, но и решает сложнейшую задачу -коррекцию недостатков умственной деятельности: развиваю умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Для этого мною используются пооперационные карты, предварительное планирование с проговариванием всех этапов работы, последующий словесный отчет о проделанной работе, в случаях затруднений предлагаю детям разложить карточки с описанием операций в правильной последовательности. Также эффективными считаю такие приемы, как сравнение готового изделия (достигнутого результата) с образцом (желаемым результатом), пошаговое или пооперационное выполнение заданий с различной степенью помощью учителя, напоминание цели и этапов работы. С помощью практических упражнений формируют двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ в быту. Здесь помогают такие приемы, как повторное инструктирование, повторный показ того или иного приема или действия, контроль за руками и действиями учащегося при выполнении бытовой операции, подготовительные упражнения, направленные на расчленение и отработку отдельных компонентов действия. Для формирования навыков контроля и саморегуляции на уроках СБО мною используются следующие дидактические приемы: прием взаимопомощи (контроль со стороны товарища, обмен изделиями), обучение текущему (в процессе выполнения задания осуществляет учитель) и итоговому самоконтролю(ученик, с помощью учителя, инструкционной карты или самостоятельно), объяснение причинно-следственных связей при выполнении бытового задания (Почему нужно сделать так, а не иначе?), выделение критериев оценки задания (например, аккуратность, экономичность расходования материалов, правильная последовательность, скорость и пр.).
Формированию необходимых в быту знаний способствуют виды работ, позволяющие не только закреплять полученные знания и умения в аналогичных ситуациях, но и применять их в новых ситуациях, приобретать новые навыки. Для этого я, например, использую стандартные, неадаптированные для наших детей бытовые инструкции, чтобы с их помощью приготовить то или иное блюдо, выполнить какие-либо работы бытового характера. Многим умственно отсталым учащимся не приходится бывать в учреждениях, оказывающих различные бытовые услуги населению. Организация условий, побуждающих школьников обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать – это важные задачи коррекционной работы. Важной формой работы в данном направлении является экскурсия. Если проведение экскурсии в ту или иную организацию или учреждение сферы обслуживания затруднено, я применяю сюжетно-ролевые игры или моделирование реальных ситуаций. Значение таких видов работ значительно повышается, если мы во время посещения или в процессе моделирования создаем ситуации делового общения с работниками этих служб, осуществляя простые операции: заполнение бланка, получение чека; пользование инструкцией по заполнению того или иного документа, пользование объявлением, извлечение нужной информации.
Обучающиеся нашей школы обладают ограниченным запасом социально-бытовых знаний, необходимых для делового общения. Им трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, в переходе с приема информации на собственнoe высказывание. Особые сложности возникают, если следует использовать полученные сведения на практике, например, действовать соответственно инструкции, особенно если она поступает от незнакомых им людей. Поэтому в ходе занятий по СБО и в повседневной жизни у школьников я обращаю внимание на развитие таких качеств, как доброжелательность, уверенность, умение анализировать ситуацию, выделять мотивы для делового общения, умения вступать в контакт, поддерживать разговор, правильно использовать полученную информацию.
Кроме экскурсий, используются в данном направлении разыгрывание различных моделей реальных ситуаций, например, по таким темам: «Посещение школьной библиотеки», «День рождения», «На железнодорожном вокзале». Весьма полезным считаю специально организованное общение с работниками школы при проведении режимных моментов, например, посещение различных служб школы (столовой, кабинета врача, мастерских и т.д.). При этом стараюсь дать обучающимся выполнение разного рода практических заданий и поручений, которые требуют контактов с незнакомыми или знакомыми людьми, реализации умения действовать по полученной инструкции (как со стороны учителя СБО, так и со стороны работников школы). Для закрепления и отработки различных коммуникативных навыков и расширения поведенческого репертуара детей использую также коллективное (парами, тройками, в несколько человек) выполнение тех ли иных видов деятельности, тем самым ставя их перед необходимостью договариваться друг с другом; таким образом закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируется вежливость, доброжелательность, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
Также широко используются межпредметные связи при изучении различных тем, для этого выделяю немного времени на повторение необходимого материала, указывая ещё раз его практическую направленность и ценность для выполнения предстоящей работы. Наибольшим потенциалом в осуществлении межпредметных связей обладают такие виды работ, как уроки-практикумы по вопросам семейного бюджета, по вопросам распределения обязанностей в семье, ознакомление со стоимостью товара, решение задач-расчетов, определение массы различных веществ, практические упражнения по закреплению умения рационального выбора продуктов. В данном случае повторяются сведения по обществознанию, математике, трудовому обучению, развитию речи, географии, естествознанию, чтению и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....
Методическая работа "Роль уроков социально-бытовой ориентировки в социальной интеграции учащихся".
Методическая разработка для учителей школ 8 вида...
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....