Рабочая программа по письму и развитию речи, 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.  Курс рассчитан на 136 часов в год (4 часа в неделю). В 7классе осуществляются задачи, решаемые в предыдущих классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Программа содержит пояснительную записку, примерную тематику, структуру разделов, таблицу тематического распределения часов на основное общее образование, календарно-тематическое планирование. 

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва "Просвещение", 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pismu_7_klass.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и семейной политики

Краснодарского края

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат

 с профессиональным обучением»

                                                                      УТВЕРЖДЕНО

                                                   решением педагогического совета

                                                            от « __ »_____2014 года протокол № 1

                                                                Председатель __________ ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  письму и развитию речи

Уровень образования:  основное общее образование, 7 класс

Количество часов:  136

Учитель: Старкова Наталья Алексеевна

Программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы, под ред. В.В. Воронковой. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001

Курс рассчитан на 136 часов в год (4 часа в неделю).

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, и рудовое, эстетическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства,

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом. Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

В  7 классе осуществляются задачи, решаемые в предыдущих классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-  быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. При изучении курса грамматики и правописания основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено па обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи    обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. В процессе выполнения упражнений у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные предложения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работ с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 7 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и тренируются в оформлении деловых бумаг: в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся в основном формируются во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в 7 классе.

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

-  писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

-  главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

-  название частей речи, их значение;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

Примерная тематика

Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории  имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1. 2. 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица

-ишь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.

Глаголы на ся (-сь).

Предложение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление {о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

Повторение пройденного за год.

Структура разделов

Разделы

Количество часов

Теория

Практическая работа

Повторение

14

13

1

Состав слова

21

20

1

Имя существительное

17

15

2

Имя прилагательное

12

11

1

Местоимение

16

15

1

Глагол

25

22

3

Предложение

17

16

1

Повторение

14

10

4

Итого

136

122

14

Таблица тематического распределения количества часов на основное общее образование, 7 класс, 2014 – 2015 учебный год

Разделы

Количество часов

Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой

Рабочая программа

1

Повторение

14

14

2

Состав слова

21

21

3

Имя существительное

17

17

4

Имя прилагательное

12

12

5

Местоимение

16

16

6

Глагол

25

25

7

Предложение

17

17

8

Повторение

14

14

Итого:

Список учебно-методической литературы:

  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2008
  2. Сборник диктантов и изложений. 5 – 9 классы: коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П. Шабалкова.- Волгоград: Учитель, 2007

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Оникс 21век: Мир и образование, 2004

СОГЛАСОВАНО                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол № __заседания                                 Заместитель директора по УВР

методического объединения                             _____________  ФИО

учителей письма, чтения                                   «____» _______2014 года

и развития речи ГКОУ КК

«Новолеушковская школа-интернат

с профессиональным обучением»            

от «____»________2014 года

____________ ФИО

Министерство социального развития и семейной политики

Краснодарского края

           СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________  ФИО

 «___»_____________2014 года

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат

 с профессиональным обучением»

                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ                          

                                ПЛАНИРОВАНИЕ

по  письму и развитию речи

Класс:  7а, 7б

Учитель:  Старкова Наталья Алексеевна

Количество часов: всего -136 часов; в неделю - 4 часа

Планирование  составлено на основе рабочей программы Старковой Н.А., утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 29 августа 2014 года

Изучаемый материал

Кол-во часов

Классы

Дата проведения

Оборудование

Словарь

плановая

фактическая

Повторение

1.

Простое и сложное предложение

1

Схемы предложений

2.

Распространенное и нераспространенное предложение

1

Схемы предложений

3.

Связь слов в предложении

1

таблица

4.

Простые предложения с однородными членами

1

Опорные схемы

сантиметр

километр

5.

Перечисление однородных членов без союзов

1

Опорные схемы

6.

Однородные члены предложения с одиночным союзом и, с союзами а, но

1

7.

Сложные предложения

1

8.

Сложные предложения с союзами и, а, но

1

Схемы предложений

9.

Составление сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но

1

Опорные слова

10.

Упражнения в составлении простых и сложных предложений по схемам, по опорным словам

1

11.

Деловые бумаги: телеграмма

1

Бланки телеграмм

телеграмма

12.

Повторение и закрепление по теме «Предложение»

1

13.

Диктант по теме «Простое и сложное предложения»

1

Текст диктанта

14.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Состав слова

1.

Корень, приставка, суффикс и окончание

1

таблица

2.

Корень, однокоренные слова

1

делегат

3.

Приставка

1

Опорные схемы

документ

4.

Суффикс

1

5.

Окончание

1

6.

Упражнения в разборе слов по составу

1

7.

Единообразное написание безударных гласных в корне слов с одной безударной гласной

1

Таблица

8.

Единообразное написание безударных гласных в корне слов с двумя и более безударными гласными

1

Таблица

9.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова

1

Таблица

Предметные картинки

насекомое

10.

Непроизносимые согласные в корне слова

1

таблица

государство

11.

Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов

1

Опорные схемы

население

12.

Единообразное написание гласных и согласных в приставках

1

карточки

13.

Разделительный твердый знак после приставок

1

предметные картинки

14.

Приставка и предлог

1

таблица

15.

Упражнения в правописании приставок и предлогов

1

лекарство рецепт

16.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е

1

17.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е

1

беречь стеречь

18.

Оформление деловых бумаг: объяснительная записка

1

19.

Повторение и закрепление по теме: «Состав слова»

1

20.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

текст диктанта

21.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Имя существительное

1.

Роль имени существительного в речи

1

2.

Основные грамматические категории имени существительного: род, число, склонение, падеж

1

Опорные схемы предметные картинки

3.

Собственные и нарицательные имена существительные

1

4.

Правописание имен существительных с шипящими на конце

1

Опорные схемы

гастроном

5.

Склонение имен существительных в единственном числе

1

Предметные картинки

универмаг продавец

6.

Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения в единственном числе

1

опорные схемы

карточки

независимость

7.

Правописание падежных окончаний имен существительных 2 склонения в единственном числе

1

Опорные схемы, карточки

тренировать

стадион

8.

Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в единственном числе

1

тренер

бассейн

9.

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных в единственном числе

1

карточки

10.

Склонение имен существительных во множественном числе

1

опорные схемы

токарь

слесарь

11.

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

1

аппарат тротуар монтаж

12.

Упражнения на закрепление по теме «Склонение имен существительных»

1

13.

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Спящая царевна»

1

иллюстрации учебника

масштаб

14.

Оформление деловых бумаг: заявление

1

Образцы заявлений

15.

Тренировочные упражнения по теме: «Имя существительное»

1

Опорные схемы

16.

Диктант по теме «Имя существительное»

1

текст диктанта

 17.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Имя прилагательное

1.

Значение имени прилагательного в речи

1

таблица

2.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже

1

таблица

электричество

3.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе

1

опорные схемы

карточки

почерк

процент

4.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

1

опорные схемы

карточки

5.

Склонение имен прилагательных женского рода

1

опорные схемы

платформа

республика

6.

Безударные окончания прилагательных женского рода

1

опорные схемы

милиция

7.

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

сюжетные картинки

8.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

1

карточки

спектакль

антракт

гардероб

9.

Оформление деловых бумаг: заметка в стенгазету

1

10.

Тренировочные упражнения по теме: «Имя прилагательное»

1

11.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

текст диктанта

12.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Местоимение

1.

Понятие о местоимении

1

таблица

2.

Значение местоимений в речи

1

3.

Личные местоимения 1, 2, 3 лица

1

карточки

4.

Личные местоимения единственного и множественного числа

1

опорные схемы

мороженое

5.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа

Личные местоимения

1 лица

1

карточки

паспорт

6.

Личные местоимения

1 лица с предлогами

1

7.

Личные местоимения

2 лица

1

8.

Личные местоимения

2 лица с предлогами

1

9.

Личные местоимения

3 лица

1

10.

Личные местоимения

3 лица с предлогами

1

таблица

11.

Раздельное написание предлогов с местоимениями

1

таблица

кабинет

бригада

12.

Выполнение тренировочных упражнений по теме «Местоимение»

1

температура

13.

Оформление деловых бумаг: письмо

1

карточки

14.

Повторение и закрепление изученного по теме: «Местоимение»

1

опорные схемы

15.

Диктант по теме «Местоимение»

1

текст диктанта

16.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Глагол

1.

Понятие о глаголе

1

таблица

2.

Глагол как член предложения

1

3.

Изменение глагола по времени

1

таблица

патриот

4.

Глаголы настоящего времени

1

опорные схемы

литература

5.

Глаголы прошедшего времени

1

6.

Глаголы будущего времени

1

7.

Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Вечерний звон»

1

репродукция картины

8.

Изменение глаголов по числам

1

экзамен

9.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

таблица

велосипед хирург

10.

Неопределенная частица не с глаголами

1

таблица

мастер

11.

Неопределенная частица не с глаголами

1

опорные схемы

12.

Изменение глаголов по лицам. Глаголы 1 лица

1

опорные схемы

13.

Изменение глаголов по лицам. Глаголы 2 лица

1

карточки

материк

14.

Изменение глаголов по лицам. Глаголы 3 лица

1

планета

15.

Глаголы на –ся (-сь)

1

16.

Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа

1

карточки

кодоскоп

почтальон

17.

Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице множественного числа

1

18.

Правописание глаголов в 3-м лице единственного числа

1

опорные схемы

19.

Правописание глаголов в 3-м лице множественного лица

1

20.

Выполнение тренировочных упражнений

1

21.

Изложение по плану и по опорным словам

1

22.

Оформление деловых бумаг: письма-поздравления

1

образцы писем

23.

Контрольные вопросы и задания к теме: «Глагол»

1

карточки

24.

Диктант по теме «Глагол»

1

текст диктанта

25.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Предложение

1.

Простое и сложное предложение

1

схемы предложений

2.

Подлежащее и сказуемое в простом предложении

1

схемы предложений

3.

Подлежащее и сказуемое в сложном предложении

1

4.

Простое предложение с однородными членами

1

схемы предложений

5.

Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных

1

опорные схемы

карточки

6.

Распространенные однородные члены предложений. Знаки препинания при них

1

схемы предложений

чемодан

7.

Бессоюзное перечисление однородных членов предложения, с одиночным союзом и, союзами а, но

1

схемы предложений

8.

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и

1

карточки

кодоскоп

9.

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и

1

10.

Сложное предложение

1

схемы предложений

11.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

1

карточки

12.

Обращение  

1

таблица

центнер

13.

Знаки препинания при обращении

1

опорные схемы

бутерброд

программа

14.

Выполнение тренировочных упражнений по теме «Обращение»

1

15.

Оформление деловых бумаг: объявление.

1

образец объявления

16.

Диктант по теме «Предложение»

1

текст диктанта

17.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Повторение

1.

Состав слова

1

опорные схемы

2.

Правописание гласных и согласных в корне слова

1

предметные картинки загадки

3.

Сочинение по картине Айвазовского «Девятый вал» с дополнением последующих событий

1

иллюстрации учебника

4.

Части речи

1

таблица

5.

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

опорные схемы

6.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1

опорные схемы

7.

Составление рассказа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Подбор имен прилагательных к описанию картины.

1

иллюстрации учебника

8.

Склонение личных местоимений

1

опорные схемы

9.

Правописание глаголов

1

таблица

10.

Изложение с изменением лица и времени

1

11.

Простое предложение

1

схемы предложений

12.

Сложное предложение

1

схемы предложений

13.

Итоговый контрольный диктант

1

текст диктанта

14.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Всего:

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...