Сюжетно-ролевая игра "Моя семья"
план-конспект занятия (9 класс) на тему
В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.
Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты. Гендерное воспитание детей в стране плачевное.
А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.
Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе игры, в азартном командном соревновании двух «условных семей» познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи получается легко и ненавязчиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект сюжетно-ролевой игры "Моя семья" | 30.51 КБ |
Фототчет о сюжетно-ролевой игре "Моя семья" | 778.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Сюжетно-ролевая игра на тему: «Моя семья»
Провела: Учитель СБО Колчина Н.К.
Владивосток
2014 год
Раздел: Семья и семейные отношения
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»
Пояснительная записка
В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.
Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты. Гендерное воспитание детей в стране плачевное.
Девочек воспитывают самостоятельными амазонками самостоятельные мамы, которые тянут на себе весь непосильный груз ответственности за семью, но ведь без уважения и делегирования ответственности невозможно воспитать из мальчика мужчину, получить из жениха заботливого и ответственного мужа, главу семьи. В неполной семье, особенно, если отец отстранен или самоустраняется от воспитания ребенка, очень трудно "не наломать дров" в воспитании ребенка, вырастить уверенную в себе, в своей женской привлекательности девочку или самостоятельного и самодостаточного, умеющего принимать решения и брать на себя ответственность, мальчика. К тому же дети из неполных семей не получают паттерна взаимодействия мужа и жены в семье, примеров умения договариваться и ладить друг с другом, заботиться друг о друге - и о маме, ведь бережному отношению к маме учит только мужчина рядом с ней - муж, а также её дед, отец, брат...
Без осознания роли женщины и мужчины в семье невозможно сформировать гармоничную семью.
Дети в семье не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений.
Порой родители и сами не осознают значимость многопоколенной семьи, ролевые функции членов семьи, ценность взаимного уважения всех членов семьи, от детей до старшего поколения, не осознают того, что минимум трое детей в семье могут гарантировать сохранность генофонда, воспроизводство рода.
А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.
Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе игры, в азартном командном соревновании двух «условных семей» познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи получается легко и ненавязчиво.
Цели и задачи:
- установление позитивного взаимодействия в малой группе;
- осознание ролевых функций членов семьи;
- мотивация участников на социально значимые семейные ценности.
Участники ролевой игры:
7а класс: ФИО учеников.
8а класс: ФИО учеников.
9а класс: ФИО учеников
Материальное обеспечение: «семейная фотография» (2); атрибутика ролей (2 комплекта); продуктовая корзина (2); пуговица (2); реквизиты для игры (2); пазлы-натюрморт (2), призы (фрукты, конфеты), звуковой сигнал
План сюжетно-ролевой игры «Моя семья»
- Приветствие - Обозначить начало занятия, позитивный настрой участников. Общее рукопожатие, представление психолога
- Вводная часть - Объяснение правил игры «Моя семья». Беседа, разбивка на 2 команды
- Давайте познакомимся - Выявление ролей участников. «Семейная фотография». Ролевая атрибутика
- Роль бабушки - Выявление роли бабушки в семье. Вопросы-ответы, «пришей пуговицу», вечерние сказки
- Роль мамы - Выявление роли мамы. Вопросы-ответы, бульоны и супы
- Роль дедушки - Выявление роли дедушки. Игра с внуком (внучкой)
- Роль отца - Выявление роли папы. Вопросы-ответы, комплименты маме (жене)
- Роль ребенка - Выявление роли ребенка. Вопросы-ответы, семь Я
- Гостеприимство - Взаимодействие участников тренинга. Накрой стол (пазлы), пригласи гостей
- Завершение занятия
- Подведение итогов, позитивное прощание
- Продуктовая корзина, призы, прощание
СОДЕРЖАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МОЯ СЕМЬЯ»
1. ПРИВЕТСТВИЕ:
Обозначить начало занятия, позитивный настрой участников
Расставить 2 группы стульев (по 5 стульев) полукругом справа и слева от ведущего для размещения семьи Ивановых и семьи Петровых, 2 стула около ведущего, на одном из них корзина с аксессуарами тренинга
Здравствуйте, ребята! Прошу всех подойти поближе, встать в круг, протянуть вперед правые руки, сложить их вместе: ЗДАВСТВУЙТЕ! Меня зовут ..., а с вами мы познакомимся в процессе игры.
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Объяснение правил игры
Сегодня мы с вами играем в игру «Моя семья». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). У каждой семьи есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе. Призы будут продуктовые и витаминные: апельсины! Семья, которая соберет больше апельсинов, получает витаминный бонус: связку бананов! Прошу рассчитаться на первый-второй!
Первые направо – это семья Ивановых, вторые налево – это семья Петровых!
3. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ:
Разбивка участников на 2 команды-семьи, распределение ролей в семье
«Семейные фотографии» - заготовленные пластиковые «пейзажи» с прорезанными овалами для лиц участников, под каждым овалом наклеены из самоклейки надписи: пап, мама, бабушка, дедушка, Ванечка, Манечка... кто на каком месте и в какой семейной роли оказался – видно по фотографии, ведущий знакомит с семьей: это - папа, это- мама...
Знаю - дружная семья всем нужна, мои друзья,
Чтобы в отпуск на природу выезжать с родным народом!
И потом напомнит фото и купанье, и охоту!
Семья Петровых любит Бунырево!
На Осетре купаться любят Ивановы!
И чье фото будет лучше - пусть решит счастливый случай!
Прошу семью Петровых занять свои места на семейной фотографии!
Прошу семью Ивановых показать всем свою семейную фотографию!
А теперь посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ!
В корзинке лежат костюмы семьи:
Папа галстук надевает,
Дед очки на нос вдевает,
Фартук маме мы дадим,
А косынку бабушке,
А пока оденем детку-
Поиграем в ладушки!
Раз, два, три, четыре, пять – образ новый показать!
Ребята надевают ролевые аксессуары.
Учитель
Знакомьтесь – семья Ивановых! Знакомьтесь – семья Петровых!
Первый апельсин в продуктовую корзину семьи …, А
которая быстрее вошла в образ!
4. РОЛЬ БАБУШКИ:
Учитель
Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?
Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье:
хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, воспитатель, печет пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки, поет колыбельную песенку…
Вы совершенно правы, ребята:
Ученик
Бабушка наша мудра и добра, мир и покой сохраняет она!
Самые вкусные плюшки печет, готовит, стирает, вяжет и шьет!
На ночь сказку нам расскажет, колыбельную споет!
Учитель
А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая рукодельница:
игра «Пришей пуговицу» (яркая пластиковая тарелка превращена в "пуговицу" - прожжены 2 отверстия, на каждой "пуговице" продеты и закреплены по длинному шнуру-шнурку 80-100 см с " иголкой" - шариковой ручкой без стрежня, нужно "на скорость" продевать "нитку с иголкой" в пуговицу, пока не закончится шнур) А
Учитель
Пока бабушки рукодельничают, семья вспоминает сказки, которые бабушка рассказывает перед сном! (Какая семья вспомнит больше сказок, в каждой семье выбрать "бухгалтера" - кто считает количество сказок)
Молодцы! Больше сказок вспомнила семья … - приз в корзинку!
Быстрее пришила пуговицу бабушка из семьи … - приз в корзинку! А
5. РОЛЬ МАМЫ:
Учитель
Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама!
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в
семье играет мама? (Высказывания ребят).
Ученик
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
Кто трусы ребятам шьет? Кто готовит и поет?
Мама кормит всю семью вкусно и питательно,
И продукты в магазине выбирает тщательно,
Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.
Учитель
Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая повариха!
Мамы вспоминают названия первого блюда на обед: супа!
Семья может помогать маме! Раз, два, три – начали!
Высказывания ребят: названия супов (предварительно в каждой семье выбрать "бухгалтера" - кто считает супы)
Супы и бульоны: борщ, борщ с фрикадельками, борщ украинский, ,борщ летний, борщ с грибами, щи из сежей капусты, щи из квашеной капусты, щи зеленые, щи летние, щи с фасолью, окрошка овощная окрошка мясная; свекольник, рассольник, харчо, солянка мясная, солянка рыбная, солянка грибная, суп овощной, суп грибной, суп картофельный, суп гороховый, суп куриный, суп-лапша, суп рисовый, суп рыбный, уха, суп с фрикадельками, суп с пельменями, суп с галушками, суп с сухариками, суп молочный: рисовый,; бульон куриный, бульон из дичи, бульон с гренками, бульон с клецками, бульон с яйцом, суп-пюре: из картофеля, из тыквы, из зеленого горошка, из грибов…
Учитель
Молодцы! Мамы знают много супов и, наверное, вкусно их готовят!
Победила мама из семьи … - приз-апельсин в корзинку! А
6. РОЛЬ ДЕДУШКИ:
Учитель
А какую же роль в семье играет дедушка?
Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель и т.д.
Ученик
Мудрый и строгий. Умелые руки.
Главное счастье для дедушки - внуки!
Дед хороший – просто клад
И мечта для всех внучат!
Вот мы сейчас и посмотрим, какой дедушка лучше умеет играть с внуками!
Игра с внуком, приз-апельсин в продуктовую корзину семьи победителей. А
7. РОЛЬ ОТЦА:
Учитель
Ребята, а какую роль в семье играет папа?
Высказывания ребят о роли отца в семье
Вы правы ребята, папа должен уметь все.
Ученик
Папа – сильный и большой, смелый, добрый и простой!
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом!
Он не курит и не пьет, жизнь здоровую ведет,
Он заботиться о детях, бережет свою семью,
И, конечно, очень любит милую жену свою!
Учитель
Самое главное в семье, чтобы папа любил маму!
И умел показать свою любовь и заботой, и ласковым словом!
Сейчас папа начинает говорить маме ласковые слова, а вся семья помогает ему
Игра: комплименты маме ( "бухгалтер" считает очки) Приз-апельсин в потребительскую корзину семьи. А
8. РОЛЬ РЕБЕНКА
Учитель
Семья без ребенка – не семья.
А зачем семье нужен ребенок?
Высказывания ребят.
Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?
Высказывания ребят.
Изучим слово «семья» - СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь Я.
Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.
Конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.
В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят!
Просто любят нас - такими, какие мы есть.
9. ГОСТЕПРИИМСТВО
Учитель
заготовлен раздаточный материал: две одинаковые пластиковые "салфетки" на стол с натюрмортом - их показываем команде, затем переворачиваем рисунком вниз. и на этих салфетках игроки складывают из пазлов (еще 2 такие же салфетки разрезаны на 12-14 пазлов) свой "натюрморт" - "накрывают" на стол угощение
Ученик
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Праздник придет – гостей приведет.
Гостю щей не жалей, а погуще влей!
Что есть в печи, все на стол мечи!
Гостеприимство очень важно для семьи!
Сейчас мы проверим, какая семья быстрее накроет сладкий стол для гостей.
Стол накрывает ребенок, члены семьи только советуют! Потом вся семья выстраивается в шеренгу, кланяется и говорит: «Добро пожаловать, дорогие гости!»
Только после этого определяем победителя нашей игры!
Прошу Машеньку и Ванечку взять задание. Начинаем! (возможна помощь дедушки или бабушки или младшего брата-сестры)
Сложить пазлы – накрыть на стол, пригласить гостей.
Приз-апельсин в продуктовую корзину А
10. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Учитель
Прошу маму Ивановых пересчитать апельсины в продуктовой корзине.
Теперь маму Петровых. Итак, победила семья…,
Их продуктовая корзина пополнилась сладким витаминным бонусом – связкой бананов!
Прошу всех подойти ко мне. Сложили вместе руки.
Дорогие ребята! Я от всего сердца желаю вам создать именно такие любящие и теплые семьи в будущем. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру.
А теперь все вместе попрощаемся: ДО-СВИ-ДА-НИЯ!
Учитель
Какие тут шутки, когда улетает семья?
Последствия жутки, об этом наслышана я.
Судьба - не копейка, мне попросту не повезло.
Я – Серая шейка, и мне перебили крыло.
Семья улетает… Прощайте, прощайте, семья!
Меня угнетает, Что все не такие, как я.
«Взлетай, неумейка!» - С небес мои сестры кричат.
Я – Серая Шейка... Пускай меня лисы съедят…
Песня, Вероника Долина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".
Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
данный материал содержит выступление на муниципальных педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...
Сюжетно ролевой урок " Путешествие в страну дрожных знаков"
Урок физкультуры для 1 классов...
«Влияние сюжетно-ролевых игр на выстраивание диалога в семье и школе»
«Влияние сюжетно-ролевых игр на выстраивание диалога в семье и школе»Сегодня я хочу затронуть проблему детской агрессии и представить технологию полихудожественной композиции для повышения актив...
Сюжетно-ролевая игра "Семья встречает гостей"
Все ходят друг к другу в гости, это интересное и полезное мероприятие. А вот кто наиболее гостепреимен, талантлив и умен - покажет данная сюжетно-ролевая игра...
Конспект руководства сюжетно- ролевой игрой «Семья» в старшей группе.
Конспект руководства сюжетно- ролевой игрой «Семья» в старшей группе....
Технологическая карта проекта: Сюжетно-ролевая игра «Бюджет семьи»
Дефицит знаний по вопросам финансовой грамотности не позволяет большинству населения рационально распорядиться своими доходами и сбережениями. Большинство взрослого населения не может...