программа индивидуального развития ученика 9 класса
рабочая программа на тему
Программа предназначена для коррекции учеников 9 класса индивидуального обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_razvitiya_dlya_individualnogo_obucheniya_9_klass.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МКСКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Г. Городца Нижегородской области»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
______________И.Н. Сидоркина _______________А.А. Кошелев
Индивидуальная программа развития
Индивидуальное обучение на дому
Ученика Петровского Владислава
Учитель Шульпина Вера Викторовна
2013-2014г
-
Пояснительная записка
Главная проблема ребёнка с нарушениями интеллектуального развития, обучающегося на дому по состоянию здоровья, заключается в нарушении его связи с внешним миром, в ограниченной мобильности, в отсутствии контактов со сверстниками и ограниченности контактов со взрослыми, в недостаточном общении с природой, недоступности многих культурных ценностей.
В период младшего школьного возраста формируется личность ребёнка, его физическое и психическое развитие, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями его развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику составления и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития должна быть направлена на развитие индивидуальных возможностей ребёнка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребёнка происходит на дому, путём интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель программы: комплексное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Расширить образовательное пространство путём применения информационных технологий.
2. Поддерживать и направлять социально-педагогическую активность матери.
3. Организовывать творческую деятельность обучающегося.
4. Расширять социализирующее пространство через интеграцию, обеспечение равных с другими детьми образовательных услуг.
5. Организовать дополнительное образование.
6. Оказывать психологическую помощь и поддержку ребёнку и матери.
Данная программа разработана в результате социального заказа матери и составлена с целью комплексного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи его матери.
Предполагаемый результат:
В процессе работы по индивидуальной программе разовьются способности к адаптации в социуме, расширится круг общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности, произойдёт знакомство с некоторыми формами рационального позитивного досуга. Сформируется способность к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Обучение затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью.
Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учётом недостатков психического развития ребёнка.
Особое внимание уделено реабилитации ребёнка. Акцент смещён на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья – ближайшее окружение ребёнка. Её отношение к ребёнку, включённость в процесс реабилитации определяют эффективность этого процесса. Таким образом, программа направлена не только на ребёнка, а и на его семью, на её информирование, коррекцию семейных взаимоотношений.
Мать основной участник реабилитации, так как ребёнок по состоянию здоровья не посещает школу. Задача матери помочь ребёнку в условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в подготовке домашних заданий и в перспективе в максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на мать задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфики их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребёнка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении мать получает у учителя, школьного психолога, ведущих ребёнка, и в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: мать, учитель индивидуального обучения на дому, педагог - психолог, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное интеллектуальное и физическое развитие ребёнка и попытаться максимально раскрыть его потенциал для успешного обучения. | Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Обеспечение равных возможностей в получении образовательных услуг семье, имеющей ребёнка с ОВЗ. Обсуждение с ребёнком материалов в печати по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ. |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребёнку и матери, обучать реабилитационным мероприятиям, корректировать семейные отношения. | а) психологическая поддержка и консультирование ребёнка и матери. Ознакомление с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребёнка-инвалида (индивидуальные беседы, консультации). |
б) Решение семейных психологических проблем совместно с ребенком. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | ||
Образовательная реабилитация | 1) Формировать основы целостной эстетичной культуры через развитие его способностей и задатков; 2) Вырабатывать осознанное отношение к учёбе и труду, нравственное интеллектуальное и физическое развитие личности; 3)Развивать наблюдательность ребёнка, способность живо реагировать на события действительности, способность к сопереживанию. 4) Использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования (мультимедийные средства, компьютерную анимацию). | 1.Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану). |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребёнка как творческой личности | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечения его от сосредоточенности на болезни, , поддержание интереса к самостоятельному чтению книг как одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации ближайшего окружения ребёнка. |
Учебный план
Математика - 2 часа
Письмо и развитие речи - 2 часа
Чтение и развитие речи - 2 час
ИЗО - 0,25 часа
Музыка - 0,25 часа
Трудовое обучение - 0,25 часа
Физическая культура - 0,25 часа
Развитие речи - 1 час
Дополнительное образование:
Индивидуальные занятия с психологом - 1час
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план составлен по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2012г.
Математика
Математика является одним из основных учебных предметов. Учебный план разработан в полном соответствии с программой. Корректировалось только количество часов, отведённых на изучение тем.
Задачи преподавания предмета:
- Дать математические представления, которые помогут учащемуся включиться в трудовую деятельность:
- Повысить общий уровень развития и корректировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств;
- Развивать речь, обогащая её математической технологией;
- Воспитывать работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Обучение должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и трудовой подготовкой учащегося, другими предметами.
В программу 9 класса включены темы, являющиеся новыми для этого года обучения. Повторение планируется в объёме, зависящем от состояния знаний и умений учащегося, его готовности к знакомству с новым материалом.
Основные требования к знаниям и умениям соответствуют программным.
Чтение
Задачи преподаваемого предмета:
- Совершенствовать технику чтения.
- Учить выделять главную мысль произведения. Называть главных действующих лиц, давать характеристику героям с помощью учителя.
- Совершенствовать умение составлять план, пересказывать по плану.
- Учить находить в тексте художественные особенности.
- Продолжить обучение подробному и краткому пересказу.
- Совершенствовать навык заучивания наизусть.
Основные требования к знаниям и умениям:
Должен знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Должен уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного произведения.
Письмо и развитие речи
В процессе изучения грамматики и правописания в 9 классе будут осуществляться следующие задачи:
- Развивать устную и письменную речь;
- Формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки,
- Воспитывать интерес к родному языку.
Тематическое планирование составлено в соответствии с программой. Скорректировано только количество часов, отводимых для изучения отдельных тем программы.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося соответствуют программным.
Биология
Биология располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитывающими и практическими возможностями.
Задачи преподаваемого предмета:
- Сообщение общих сведений о строении и жизнедеятельности человека.
- Знакомство с системами органов человека.
- Расширение представлений об охране здоровья человека..
Основные требования к знаниям и умениям:
Учащийся должен знать:
- названия систем органов;
- строение и общие биологические особенности систем органов:
- о гигиене систем органов и охране здоровья;
Должен уметь:
- приводить примеры систем органов;
- соблюдать гигиену и заботиться об охране здоровья;
География
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития личности учащихся с ОВЗ.
Задачи преподаваемого предмета:
1. Расширять кругозор ребёнка.
2. Дать представление о климате, растительном и животном мире стран Европы и Азии, познакомить с географическим положением. 3. Расширять представление о населении, культуре, обычаях и традициях народов Европы и Азии.
Основные требования к знаниям и умениям соответствуют программным.
Корректировалось только количество часов, отводимых для изучения отдельных тем программы.
История
Задачи преподаваемого предмета:
Изучение истории в 9 классе должно:
- Помогать корректированию личности ребёнка с ОВЗ;
- Формировать личностные качества гражданина:
- Способствовать подготовке к жизни.
Основные требования к знаниям и умениям:
Учащийся должен знать:
- какие исторические события произошли с начала ХХ века;
- когда произошли важные исторические события;
- основных исторических деятелей.
Учащийся должен уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по плану;
- пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- правильно употреблять исторические понятия.
Социально-бытовая ориентировка и курс «Озеленение»
Курсы социально-бытовая ориентировка и «Озеленение» направлены на практическую подготовку ребёнка к самостоятельной жизни и труду, на формирование у него знаний, умений и навыков, способствующий социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня развития. Знания должны формировать и совершенствовать необходимые навыки ориентировки в окружающем, самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умения пользоваться различными бытовыми и другими услугами, способствовать усвоению морально-этических норм, выработке навыков общения и др.
Основные требования к знаниям и умениям:
Основные требования к знаниям и умениям соответствуют программным.
Тематическое планирование
Методическое обеспечение
1.М.Н.Перова Математика 9 класс. Москва « Просвещение» 2008г.
2. Н.Г.Голунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык 9 класс. Москва «Просвещение»2005г.
3.А.К.АксёноваЮ,М. И.Шишкова. Чтение 9класс. Москва «Просвещение»2006г.
4.И.В.Романов, И.Б.Агафонова. Биология 9 класс Человек. Москва «Просвещение» 2008г.
5.Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н. М.Редькина. История России 9 класс. Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2005г.
6.Т.М.Лифанов, Е.Н.Соломина. География материков и океанов Государства Евразии 9 класс. Москва «Просвещение»2006г.
7.Е.А.Квалёва. Технология. Сельскохозяйственный труд 9 класс. Москва «Просвещение»2008г.
8.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы. Сборник1. Москва «Владос» 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ученика 9 класса
Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....
Программа индивидуального развития ученика
Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА
Цель программы: Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...
Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона.
Программа индивидуального развития по математике ученика 6 класса Бличенкова Антона. Программа работы с одарённым учеником, рассчитана на 34 часа....
Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя"
Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя". Цель: развитие творческих и исследовательских способностей. Рассчитана на два года. В программе представлены результаты....
Программа индивидуального развития одарённого ученика
Цель: формирование личности разносторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека высоконравственного, глубоко и разносторонне образованного....