Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя"
проект (7 класс) на тему

Данцова Лариса Алексеевна

Программа индивидуального развития ученика "Прояви себя". Цель: развитие творческих и исследовательских способностей. Рассчитана на два года. В программе представлены результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ind_razvitiya_kovalyovoyo_v.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                            «Школа №10» г. Ростова-на-Дону

Рассмотрено                                        Согласовано                                   Утверждаю

на методическом объединении              заместитель директора по УВР          директор школы

учителей русского языка и литературы ____________                                         ______    

протокол №                                                                                               Приказ №

 «   «      201 г.                                                                                         «   «       201 г.

    Программа индивидуального развития

                       «Прояви себя»

                   ученицы  7 Е  класса

                    Ковалёвой Валерии

                     на 2014-2017 годы  

                         

                                          Составила Данцова Л.А.,   учитель русского языка и    

                                                                                        литературы, педагог д/о.

.                      

                                     

                     

                                                  г. Ростов-на-Дону

                                                             2016 г.

                                   Пояснительная записка.

     Чтобы человек развивался, его надо узнать во всех отношениях и задать траекторию развития – это аксиома развивающей педагогики. Предметом изучения личности должны стать особенности  учащегося. Задачи: осуществить индивидуально-личностную диагностику, выявить природные задатки, способности, возможности каждого и на основе строить образовательный  процесс, максимально стимулируя самовыражение  личности.

    Провести  психолога - педагогические исследования относительно  личностных качеств. С учетом полученных данных проанализировать пути конструирования воспитательного процесса в творческом и исследовательском направлении. Учитель последовательно изучает многообразие  особенностей личности ученика и обоснованно осуществляет индивидуальный подход к его развитию.

      Изучение личности ученика учителем, педагогом д/о строится индивидуально. Своеобразие личности, ее способности, интересы и склонности, опыт общения, самопознания понятны в контексте реальной жизнедеятельности: учебной и дополнительном образовании.

       Я считаю, что каждый ребёнок имеет творческие задатки, а задача взрослых: учителей, педагогов д/о, родителей- помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, знание своих возможностей, смелость и настойчивость в следовании в нужном направлении. Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью развития его творческих и исследовательских способностей. Это приведет к успешности в жизни.

      Изменить полностью личность ребенка в процессе обучения, конечно, нельзя, но можно создать условия и дать толчок к развитию, к  творческому росту и наметить пути духовного развития.

           Программа индивидуального развития ребёнка разработана в связи с высокой самооценкой, уверенностью в себе и своих знаниях ученицы 7Е класса  Ковалёвой Валерии. У Валерии  проявляются творческие и исследовательские способности и есть желание их развивать. Она любит выступать на публике.          В сложившейся ситуации назрела необходимость составления индивидуальной программы для ученицы  на 2014-2017 учебный год, т.е. на период обучения в 6-7 классах. Программа направлена на развитие способностей и успешную их реализацию.  

Цель программы:

  • создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, опираясь на сильные стороны личности;
  • обеспечить условия для самореализации ребенка, уверенного в себе.

Задачи программы:

  • создание условий  для развития творческих  способностей;
  • создание условий  для развития и совершенствования интеллектуальных умений;
  • создание условий  для развития исследовательских способностей и умений;
  • создание для ребёнка ситуации успеха;
  • создание условий к пересмотру ориентиров  в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

Методы работы реализации программы:

  • индивидуальная работа
  • психологические тренинги
  • беседы
  • тестирование
  • анкетирование
  • наблюдение
  • диагностирование
  • внеурочная  деятельность

Программа  индивидуального  развития

1. Я – творческий и уверенный в себе человек.

Этапы и сроки реализации программы

1.Подготовка к работе над программой развития – октябрь, 2014г.

2. Диагностирование – ноябрь, 2014г.

3. Разработка программы – октябрь- декабрь, 2014г.

4. Реализации программы – январь- май, 2015-2017 г.

5. Обобщение результатов – апрель, 2017 г.

Наблюдение

        Работу начала с наблюдения, т.к. наблюдение является одним из главных методов изучения личности ребёнка.

Схема наблюдения «Особенности поведения ребенка на уроке и во внеурочной деятельности (кружок)».

Цель: зафиксировать особенности, интересы и поведенческие проявления Ковалёвой Валерии в ходе общения на уроке и внеурочной деятельности.

Время проведения: октябрь- декабрь 2014 – 2015 учебного года.

В результате наблюдений мной были замечены интерес к учёбе, исполнительность, аккуратность,  творческие способности и желание их реализовывать. А также адекватная самооценка: об этом свидетельствует рефлексия, самоанализ ответов на уроке, объяснение мотивов поступков. Эта особенность проявилась в тесте «Десять моих  Я».

По результатам наблюдений была составлена «Характеристика учащегося».

Характеристика

Состояние здоровья Ковалёвоё Валерии удовлетворительное.  По результатам медицинского обследования у нее основная группа здоровья.

Наблюдаются признаки уверенности, рассудительности, адекватная самооценка, интерес к познанию нового.

        Мать – Галина Евгеньевна,  высшее образование, работает.

          Отец -                   средне - специальное,  водитель.

В семье два сына.

          Валерия  очень любит свою семью и дорожит ею.

          Помогает маме во всем. Валерия  успевает по всем учебным предметам на «4» и «5». Отношение к учению хорошее. Любимые предметы: ИЗО  и литература.

           Нелюбимых предметов нет.

Валерия умеет распределять свою работу во времени. На уроках сосредоточена, аккуратна. Проявляет самостоятельность в работе, помогает одноклассникам. Любит читать и пересказывать, а также анализировать. Стремится к успеху в  какой-либо  деятельности.

         Маша проявляет инициативу, к учебе проявляет интерес.. В общественных делах класса участвует.

         Интерес к разным видам деятельности устойчивый, занимается в кружке «Литературное краеведение» второй год.

         Дружеские связи  – соседка по парте, одноклассники.

          Адекватная самооценка,  уверена в себе.

          У Валерии устойчивое внимание, собранность, организованность. Неравнодушна к несправедливости..

Диагностика самооценки.

Десять моих «Я»

Данная диагностика, проводилась мной  с целью определения уровня самооценки ребёнка. Валерия  давала определения каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах:

Я - целеустремлённая.

Я - подвижная.

Я - добрая.

Я - скромная.

Я - честная.

Я - творческая.

Я - аккуратная.

Я - трудолюбивая.

          Я - умная.

Таким образом, можно сделать вывод, что Валерия давала себе характеристику искренне и адекватно. Желание добиваться успеха в учёбе она объясняет интересом к учёбе.

Методика «Настроение»

        Данная методика позволила увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Был предложен список учебных предметов, которые она изучает. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ребёнку предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета. Результаты таковы:


Алгебра –

Геометрия –

        

Русский язык –

        

Литература –

        

Английский язык –

        

История  –

        

Биология –  

        

Технология -

Музыка -

        

Физическая культура –

        

Изобразительное искусство -

 

Информатика –

География –

Физика

 Изучение  учебной мотивации  по  Н.Г. Лускановой

Вывод: Проведённое  исследование  позволило  выявить высокий  уровень школьной  мотивации. Валерия  учебный  материал  усваивает  хорошо, проявляет интерес к  самостоятельным  занятиям.

Методика исследования уровня межличностных отношений ребёнка с родителями (автор Г. Т. Хоментаускас)

Цель: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

Ход исследования.

     Валерия в своём рисунке первым изобразила свою маму. Это говорит о том,  что она для Валерии наиболее эмоционально значимый член семьи. Изображение всей семьи  можно рассматривать как один из показателей благоприятной семейной ситуации. Себя  Валерия изобразила равной со взрослыми, что свидетельствует о чувстве уверенности и значимости.

 Изучение  уровня  воспитанности  Ковалёвой Валерии  

и ее самооценки

Уровень  воспитанности – 92 %.

Средний балл – 2,8 (высокий уровень самооценки)

 Индивидуальная  программа развития  учащегося

Цель:  составление  траектории индивидуального  развития ребёнка

        Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик, выявлены основные характеристики  личностного развития Валерии:

  • желание проявлять себя;
  • адекватная  самооценка;
  • стремление к самореализации.

Программа рассчитана на два года, но остается открытой, т.к. работа продолжается.

«Я - творческий и уверенный в себе человек»

Цель: развитие в ребёнке творческих и исследовательских способностей.

Задачи:

  1. Создание условий.
  2. Развитие интеллекта.
  3. Отработка ораторских навыков.

Содержание деятельности:

  • Творческая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.

Кружок «Литературное краеведение»

Ожидаемый результат:

  • Участие в конкурсах.
  • Призовые места.

Результат реализации программы

индивидуального развития ученика.

 1)  Увлекается  чтением, рисованием.

 2) Владеет навыками самостоятельной организации деятельности.

 3) В классе значительно повысился ее авторитет.

 4) Родители заинтересованы в развитии познавательных способностей своего ребенка.

  

2015 г. -- Грамота Ковалевой Валерии, учащейся МБУ ДО ЦДЮТур (МБОУ «Школа №10»), занявшей 2 место в городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» в номинации «Топонимика», 2015 г.

2016 г.- Свидетельство о публикации исследовательской работы Ковалёвой В. «Что в имени тебе моём» в электронном СМИ проекте «Алые паруса»,

2016 г. http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna   

2016 г. - Грамота за 3 место Ковалёвой В. в Городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Литературное краеведение», младшая группа, 2016 г.

2016 г. – 1 место в Городском конкурсе «Мой друг-книга», 2016 г.

2017 г.- Грамота за 2 место Ковалёвой В. в 4 (заочном) Городском конкурсе детского литературного творчества, в номинации «Моя сказка» средняя группа, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ребенка.

 Программа индивидуального развития ребенка....

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Программа индивидуального развития ученика

Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...

Программа индивидуального развития.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей....

Презентация программы индивидуального развития

Программа индивидуального развития ученицы 7 класса ...

Программа индивидуального развития. Скажи «НЕТ!» курению

Данная программа рассчитана на ученика старших классов по борьбе с табакокурением. Настоящая программа направлена на формирование здорового образа жизни, осознания последствий употребления табака....

Программа личностного развития «Познай себя»

Программа разработана для воспитанников с нарушением интеллектуального развития групп продленного дня младшего подросткового возраста....


 

Комментарии

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Лариса Алексеевна, подскажите, для чего вы составили данную программу?

Данцова Лариса Алексеевна

Я подаю документы на ПНПО, в одном из критериев есть пункт "Создание условий для адресной работы с обучающимися" "Наличие и реализация программ индивидуального развития ребенка". Это во-первых, а во-вторых, мне интересно создавать то, чего у меня ещё нет, и реализовывать это.

А как по поводу инклюзивного образования? Индивидуальные программы для таких детей есть?