Совместная образовательная деятельность с родителями и их детьми "Наум-грамотник"
план-конспект занятия на тему
Для того, чтобы пополнить знания родителей о приемах, способствующих закреплению поставленных звуков, усвоению изученных букв и приобритению навыков слогослияния, в группе был проведен праздник "Наум - грамотник". Кроме закрепления и расширения знаний, данным мероприятием я стремилась показать и детям, и и родителям, что учиться можно интересно, непринужденно, а их совместные усилия могут приносить радость познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность для детей и их родителей: «Праздник Наума – Грамотника».
Учитель – логопед Плотницкая Л.А.
МБДОУ № 3, Г Кызыл, Республика Тыва
Цели:
-Коррекционно – образовательные:
1закрепить и обобщить полученные знания о звуках и буквах;
2. автоматизировать поставленные звуки речи;
3. активизировать творческие способности детей.
4. пополнить знания о праздниках русского народа, о жизни русского народа.
5.пополнить знания родителей о методах и приемах работы по автоматизации поставленных звуков и формированию навыков чтения.
-Коррекционно – развивающие:
1. развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия;
2.развитие произвольного внимания;
3. формирование навыков самоконтроля за речью.
-Коррекционно-воспитательные:
1.способствовать формированию веры в собственные силы;
2.формировать желание участвовать в совместном образовательном процессе;
3. воспитывать интерес к прошлому.
Оборудование:
Печенье в виде монет, схема лестницы и силуэт шагающего мальчика, таблица «Буква – Звук», таблица слогов, картинки – пуми, пума, берестяная грамота, рукопись, книга, дискета, жетоны, закладки для книг.
Активизация детей:
Логопед: «На Руси обучение начиналось поздней осенью, когда в хозяйстве была закончена основная крестьянская работа – убран урожай, заготовлены корма и топливо. 14 декабря (по старому стилю) отмечался день святого пророка Наума – Грамотника. Этот святой был покровителем знаний. Считалось, что он помогает в учении. Слово «наумить» имело значение «направить на ум», «научить грамоте».
Для семьи этот праздник был особым. Отец отрока (сын)заранее договаривался с учителем о занятиях, с утра всей семьей ходили в церковь – испросить помощи в учении. Когда приходил учитель, отец за руку выводил к нему сына, а мать дарила сыну узорчатую костяную указку, которой тот будет водить по строчкам во время чтения. Первый урок проходил в доме родителей, и на нем отрок знакомился с первыми буквами алфавита ( они назывались аз, буки, веди). Последующие занятия проводились у учителя. На второй день мать выпекала лепешки в виде монет и дарила их соседям на удачу в учении. Возможно, они имели такой же вид, как наше печенье и мы предлагаем родителям угоститься им по примеру предков.
Учитель же в свою очередь читал наставления ученикам (на слайде):
«Указанное тебе место учителем береги.(как это важно и нам беречь свою мебель)
Книжицы ваши в добре храните.(к книгам люди всегда относились бережно и трепетно)
Помни: не стыдно не знать, стыдно не учиться» (эти слова можно взять за правило на всю жизнь)
I.Основная часть.
-Наше занятие посвящено знаниям. Мы покажем, чему научились. Вот по этой чудесной лестнице нам нужно подняться до самой верхней ступеньки, выполняя различные задания. А помогать нам будет мальчик Наум.(лестница с яркими ступеньками и на ней шагающий мальчик)
1 задание: Конкурс стихов.
-Что такое звук? (таблица)
-Мы стараемся правильно произносить все звуки речи.
-Ребята, поднимите руки, кто уже умеет произносить звук -Л-?
Похвалим себя: «Молодцы!»
-Кто научился произносить звук –Ш-? Скажем себе: «Хорошо!».
-У кого получается звук –Р-? Скажем дружно: «Ура!».
- Но мало уметь произносить звуки, надо их правильно употреблять в словах и предложениях. Читая стихи, вы тренируете язык и свою память, а речь становится более правильной и выразительной.
Итак, за каждое выступление вы сможете заработать жетон.
Стихи на звук –ш-:«Кушай, кошка…», «Мышонку шепчет мышь…», «Тише, мыши…», «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Петушки распетушились…», «Как в пути ты не спеши…».
На звук –Л-: «Лопата копала, копала, копала…», «Как у бабушки козел…», «Почему-то одеяло…», «Солдатик оловянный жил…», «Мыло душистое…», «Сидел Николка…», «Белый волк на свете жил…», «Белый снег, белый мел…», «Посадили Лена с Лилей…», «К нам на прошлой на недели…», «Наседка ругала нередко цыплят…»
На звук –Р-: «Утром рано…», «В красной куртке…», «Вот серый крот…», «Вечером над озером…», «1,2,3,4 – сосчитали дыры в сыре…», «Если мальчик плачет…».
-Хорошо справились с заданием, ребята, и вы поднимаетесь на первую ступеньку вместе с Наумом.
2 задание: «Что такое буква?» (таблица)
-Покажем родителям, как можно с шутками и прибаутками запоминать буквы (дети называют буквы сопряженно с движениями пальцев рук).
Логопед: « Буквы гласные мы знаем и сейчас их сосчитаем.
Дети: а – о – у – ы – и (называют буквы и загибают пальцы правой руки).
Логопед: Однажды по лесу гуляли
Дети: а- о- у- ы – и ( хлопки на каждую букву)
Логопед: И случайно заплутали.
Дети: а – о – у – ы – и (называют буквы жалобно, загибают пальцы левой руки).
Логопед: Громко нас они позвали.
Дети: а- о- у – ы – и (руки «рупором»)
Логопед: Но только эхо отвечало.
Дети: а- о- у – и – ы (движения руки вперед)
Логопед: Тут медведя повстречали, глазки быстро заморгали.
Дети: а – о- у – и- ы (сжать пальцы в кулачки, испуганно)
Логопед: И от страха задрожали
Дети: а- о- у – и – ы (кулачки стучат о кулачки, жалобно)
Логопед: Мишка добрый очень был.
Дети: а – о- у – и- ы (хлопают в ладошки ,ласково называют буквы)
Логопед: И до дома проводил.
Дети: а – о- у – и –ы (хлопают ладошками по коленям, радостно)
-Отлично справились с заданием, все гласные называли правильно, вот мы и наш помощник Наум уже на второй ступеньке (логопед ставит фигура мальчика на первую ступеньку лестницы знаний).
3 задание: «Что такое слог?» (это часть слова)
-Покажем родителям, как мы весело, с песнями учимся читать (поют слоги по таблице на мотив песни «Маленькой елочке…», «Во саду ли, в огороде…»). Наш Наум на 3 ступеньке.
4 задание: «Что получается, когда слоги сливаются?» (слова)
-Какое слово можно составить из двух слогов: пу ма.
-Сколько в этом слове гласных? Назовите их. Сколько согласных? Назовите их.
Выставляется картинка с изображением пумы. Логопед рассказывает о данном животном:
«Пума- это дикая хищная кошка, родом из Америки, очень выносливая и умная. Она способна долго выслеживать, а затем преследовать добычу. Ее еще называют «горным львом».
-Кто прочел это слово, поднимите руку : пуми
-Сколько слогов в этом слове? Почему? (правило: сколько в слове гласных, столько и слогов). Проверим (ладонью).
«Пуми – это пастушья короткохвостая собака, родом из Австралии. Очень трудолюбивая и преданная своему хозяину.
-Читаем все вместе. Чем различаются эти слова: пума – пуми.
-Изменилось значение слов от этого?
-Пума – это…кошка , пуми – это…собака. Пума – какое животное ….дикое, а пуми – …домашнее. По размеру пума - …большая, а пуми- … маленькая. По характеру пума - …хищная, злая, коварная, а пуми - …миролюбивая, заботливая.
Вывод: при письме нужно быть очень внимательными, одна буква изменит значение слова.
-Наш Наум поднялся на 4-ю ступеньку.
5 задание: (для родителей) Писать буквы нужно быстро и правильно. Предоставим родителям возможность составить буквы, которые могут получиться из 2-х листов бумаги. Кто первый справился с заданием, получает жетон.
-Спасибо, нашим родителям. Они помогли нам подняться на 5 ступеньку лестницы знаний.
6 задание: проверим, насколько вы внимательны – упражнение «Запретный номер»(динамическая пауза).
-Слушайте внимательно и выполняйте мои команды. Но здесь нельзя выполнять одно задание, даже если оно будет звучать – «ставить руки на пояс»:
« Дети, руки на пояс поставьте в начале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки: до левой, до правой.
Если сумели – все в полном порядке.
Дети, скорее поставьте руки на пояс!
Левой рукой закройте свой нос,
Правой рукой потрогайте лоб.
Руки вдоль тела, руки на пояс,
Руки на плечи.
Прыгайте, прыгайте словно кузнечики.
Левой рукой потрогайте правое ухо,
Правой рукой потрогайте левое ухо,
Прыгайте ловко: прыг – скок, прыг – скок. Стоп!»
- Нашу внимательность позволила подняться на 6 ступеньку.
7 задание: Упражнение «Будь внимательным, смотри, по порядку разложи» Ребята, вот научимся мы читать, а для чего это нужно? (получать и передавать знания, научиться думать и размышлять). Посмотрим, умеете ли вы мыслить. Назовите картинки:
Рукопись (книга, написанная рукой),дискета (магнитный диск, используемый для записи и хранения информации),берестяная грамота ( верхняя часть коры березы использовалась для письма), книга (печатная продукция, состоящая из листов). Нужно расставить картинки в том порядке, в котором эти предметы появились в жизни человека.
-Умение рассуждать помогают в учении, и мы стоим уже на 7-ой ступеньке.
8 задание: Упражнение «Что это значит»?
-Сейчас мы увидим, сколько новых слов вы узнали и запомнили. Ваша задача – максимально точно объяснить значения предложенных слов. Не забывайте при этом следовать правилу: «Внимательно слушай, другим не мешай, руку молча поднимай, если спросят – отвечай».
Золотая осень, витамины, созревать, моросить, сервировать, сервиз, гардероб, демисезонная, капюшон, клин журавлей, стая птиц, азбука, алфавит, гардероб, семья, душистый.
-У нас хороший багаж слов, его мы будем еще пополнять. Наум очень рад, ведь он уже на 8-ой ступеньке.
9 задание: (для родителей) в этом задании наши родители постараются объяснить вам значения новых слов, с которыми мы еще мало знакомы. За верное объяснение – жетон.
Вьюга (ветер кружит снег), поземка (ветер, который несет снег по земле, змейкой), метель (ветер со снегом, он крутит снег в разные стороны), изморозь (кристаллы льда на предметах), полынья (открытое пространство воды на ледяном покрытии реки или озера), сугроб (большая куча снега),лютый мороз (очень сильный мороз), снегопад.
- Мы поднимаемся на 9-ю ступеньку.
10 задание: (для родителей) «Восстанови пословицу по двум словам»
В этом задании родители смогут проявить себя, припомнить старые знания.
Не пером, а умом (Не пером пишут, а умом)
Из земли – из книги (Золото добывается из земли, а знания из книги).
Поможет – выручит (Книга поможет в труде, выручит в беде)
Учиться – пригодится (грамоте учиться всегда пригодится).
Ложка – грамота (ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать).
II. Итог.
- -Вот так все вместе мы добрались до самой верхней ступеньки, а впереди у нас - длинная дорога знаний. Хочется, чтобы она была вот такой яркой, красочной, чтобы по ней хотелось шагать. (слайд - фото лестницы)
«В дорогу девочки, в дорогу мальчики
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней»
-Подведем итоги: каждый, и родители, и дети, считают свои жетоны.
2). Награждение лучшего среди родителей и среди детей.
– Наши предки дарили детям указки для чтения, а мы дарим вам закладки для книг. Они позволят вам сберечь страницы у книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы
Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); развивать цель, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному пр...
Совместная образовательная деятельность с детьми по теме "Гласный звукоград"
Материал нацелен на профилактику дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями....
Организация и реализация совместной образовательной деятельности как условие развития личности
Новая парадигма образования подразумевает открытость образования в отличие от прежней парадигмы образования, где центральное место занимали знания, умения и навыки. В этой связи современная школ...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».
Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование коммуника...
Конспект совместной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Куда пропала посуда?»
Конспект совместной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Куда пропала посуда?»Цель:формировать у детей представление и знания о посуде, её назначен...
Развитие познавательных способностей детей посредством организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми (Презентация)
Презенетация программы “Развитие" НОУ “Учебный центр им. А. В. Венгера"...
Конспект совместной образовательной деятельности (в рамках дополнительного образования)
Подгрупповое занятие по формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.Цель совместной образовательной деятельности: закрепление обобщающего понятия «Одежда». ...