Конспект занятия " Праздник русского самовара"
план-конспект занятия на тему

Васечко Светлана Васильевна

Это занятие ставит своей целью- " Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников,повышение общей культуры воспитанников". Оно знакомит детей с историей, устройством и разновидностью русского самовара, с историей появления чая на Руси, с традициями чаепития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvd_samovar.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

             К Т Д

            ( 3 « А» класса)

     «Праздник

русского самовара»

         

 

     http://lib.rus.ec/i/53/485953/i_013.jpg

Воспитатель: Васечко С.В.

Цель:

Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников, повышение общей культуры воспитанников.

Задачи:

  • познакомить детей с историей  русского самовара,  появления чая, традициями чаепития;
  • коррекция речи, мышления, памяти, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
  • воспитывать культуру поведения за столом, любовь и уважение к традициям и культуре родного народа;

Оборудование: презентация « Русский самовар»,  самовар  из бронзы, костюмы, чайные приборы, домовой, корзина с шишками и сапог, сладости, баранки, декорации для сказки;

Предварительная работа:

1.Оформление декораций;

2.Подготовка костюмов;

3.Разучивание стихов и частушек о самоваре;

4.Разучить алгоритм заваривания чая;

5.Познакомить ребят с посудой для чаепития « Чайный сервиз»;

6.Повторить материал занятий «Русская изба».

7. Подготовить инсценировку « Раз прислал  мне  барин чая….» , « Три девицы под окном…..».

8. Оформление выставки рисунков « Русский самовар»;

                                                Ход занятия.

I Организационный момент .

1.Постановка темы, определение целей занятия;

В- Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.

В- послушайте стихотворение и определите тему нашего занятия.

Читает Клецкоа Максим( слайд 1,2.)

                                     Очень часто за событиями

                                      И сутолокой дней

                                      Старины своей  не помним,

                                      Забываем мы о ней.

                                      И хоть более привычны

                                      Нам полеты на Луну,

                                      Вспомним русские обычаи,

                                      Вспомним нашу старину.

  В-  Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях  русского народа.

 Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

  Читает Гудкова Варя

У меня есть друг зеркальный,                

Сроду не был он печальный.                

И хотя он очень рыжий,                          

Он не немец,  не поляк –                        

В мире нет мне друга ближе:                  

Он из Тулы, он туляк!      

Говорят, ему сто лет,

Но совсем он не скелет:

И румян он,  и пузат,

Как сто лет тому назад!

 В- Правильно, ребята, мы отправляемся в далекую старину, чтобы познакомиться с устройством, с историей, с традициями русского самовара и чаепития.( слайд3, )

II Основной этап.

В-  Да, что ни говори, любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня.  Или после бани.           А в праздник? Вся семья у самовара. Да что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа.( слайд- 4,)

 Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники ,баранки, редко – конфеты.

Многие художники  изображали на своих картинах чаепитие.

В.- А что означает слово самовар? Обратимся в Толковый словарь В. И. Даля

1. Словарная работа.

 Самовар –  прибор водогрейный для чая, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри. (слайд-8)

В- такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в

Толковом словаре В.И.Даля. В нем указано назначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

2 Устройство самовара. Подарок домового.

В-Кого мы забыли пригласить на наше занятие? Кого наши предки зазывали в дом: « Хозяин-Батюшко…..».( слайд-9)

В- А вот и домовой, а что он нам принес?

В- Ребята, зачем нам шишки и сапог?( слайд-10, 11, 12,)

Мучичка Лида- Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала.( слайд 14, 15)

В- Правильно, а  сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Давайте посмотрим , из чего состоит самовар.

Корпус, крышка, поддон, две ручки, кран, четыре ножки.( слайд 16)

 Конкурс - «Собери самовар».

3Музей самоваров.

В-Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар. В Туле были изготовлены самовар-желудь, самовар-шар, в городе Самаре – самовар-петух. 

  • Самовар Русское поле по форме напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".
  • Самовар «Тула- город-герой» 7 декабря 1976-го года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Туле звания города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар "Тула - город-герой". Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: "Слава городу-герою Туле", а по бокам - "Туляк как родился, так за молот ухватился", "Издревле земля тульскими мастерами славится

  • Самовар Петра I В Оружейной палате Московского Кремля хранится самовар великого     русского царя Петра I, вырезанный из прозрачного кварца.

  • Самовар-паровоз      Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном "котле", самовар пронзительно свистит.

Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер.           

  • Самовар из напёрстка Чтобы разглядеть изобретение "нового тульского Левши" Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!
  • Самый большой самоварВ 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар "поспевал" за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня! Этот "сувенир" был прислан в подарок председателю ВЦИК Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня.

Да и сейчас ни одно народное гуляние не проходит без него: и на праздничном столе, и просто так мы любим пить чай из самовара.

III Физкультурная минутка.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

  4 Чайные частушки.

         Эй, девчата-хохотушки,

        Запевайте-ка частушки!

        Запевайте поскорей,

        Чтобы стало веселей.

        На столе у нас пирог,

        Пышки и ватрушки.

        Так споем же под чаек

        Чайные частушки!

        Приходите чаевать

        Поскорее гости,

        И душистого опять

        Чаю в чайник бросьте.

        На столе лежат баранки,

        Самовар уже кипит.

        Черный чай сухой в жестянке,

        Словно гвоздики, звенит.

        Чай с вареньем и лимоном,

        С кренделями и поклоном!

        После бани свежий чай

        Русским удальцам подам!

        Он бальзам от всех болезней,

        И напитка нет полезней!

        Кто здоровым хочет быть,

        Больше чая надо пить.

        Ой, чай, крепкий чай,

        Пейте чай-чаечек,

        Чтобы радость приносил

        Каждый день-денечек!

        Посидеть за самоваром

        Рады мы наверняка.

        Ярким солнечным пожаром

        У него горят бока.

Ученица:  Говоря о самоваре, нельзя не сказать и о чае. А когда и откуда к нам пришел чай?

В- впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко, императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

4. История появления чая в России.

Сказка- сценка.

Ведущий:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Ученица 1 Мучичка Л.

Кабы я была царица

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

Ученица2:Гудкова В.

Кабы я была царица,

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

Ученица 3Кутина Т:

Коли буду я царицей

Так я батюшке царю

Пачку чаю подарю.

Ученица 1:Мучичка Л.

Господи, сестра, изволь,

У тебя, похоже, боль

В голове или в зубу,

Говоришь ты ерунду.

Ученица 2:Гудкова В.

Ишь придумала такое!

Я в ней дурь-то успокою.

Ведущий:

Ой, сестрицы дорогие!

Разошлись вы не на шутку,

Успокойтесь на минутку,

Я вам сказку расскажу

Про глубоку старину (

На сцене трон, а на нём надпись «Царь». Открывается надпись «1638 год. Михаил Фёдорович Романов»

Царь: Клецков М.

Вы послы мои, идите,

К Алтын-хану попадите,

Одарите соболями.

Чёрно – бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

Ведущий:

Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.

музыка

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать послов обратно.

Дни и месяцы прошли…

Возвращаются послы.

Царь их кормит и поит,

И ответ держать велит.

Царь:

Чем ответил Алтын – хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы: Захаров Дима

В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын – хана.

Вроде всё в нём без изъяна.

Но с чудинкой он, однако…

Вот смотри подарок, на-ка!

С подноса скидывают покрывало, горка чая   надписью «Чай».

Ведущий:

Как увидел царь-отец

Что принёс ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И посла хотел повесить.

Царь:

Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеётся хан над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!

Ведущий:

Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой наказ:

Чудо-листья заварить .

Да боярам подносить.

Царь:

Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.

Ведущий:

Глотнул раз … Потом второй …

Вкус понравился

Царь:

Крутой.

Ведущий:

Царь-то наш дивиться чуду.

Царь:

Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

(Входит 3-я ученица)

Ученица 3:

Ой вы, гостюшки честные,

Люди вы мои родные!

Коли лгу, пусть Бог простит

Го история гласит,

Что без чая с той поры

Жить не могут на Руси.

Музыка

В-      В 1638 г. русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем».     Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахра». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближённые хана настояли на своём, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают придётся по душе.          Возвратившись в Москву и вручая царю ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали этим питьём лечить царя и его приближённых.      

Для бедных же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

5..Инсценировка: «Раз прислал мне барин чаю…»

        Раз прислал мне барин чаю

        И велел его сварить.

        А я отроду не знаю,

        Как проклятый чай варить!

        Взял тогда налил водички,

        Кинул чай я весь в горшок,

        Да приправил перцем, луком

        И петрушки корешок.

        Гости с барином плевались,

        Сам он ажно озверел,

        И отправив на конюшню,

        Меня выпороть велел.

        Долго думал, удивлялся:

        Чем же мог не угодить?

        А потом-то догадался –

        Чай забыл я посолить.

В- Вот такие курьезные истории случаются иногда с теми, кто не умеет заваривать чай.

Конкурс – « Собери пословицы».

6. Алгоритм заваривания чая (см слайд 36)

 Учеными давно установлено, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде.

Конкурс – « Назови варенье».

7. Советы врача.

Кутина Таня

           Я хочу открыть секрет

        И полезный дать совет:

        Если хворь с кем приключится,

        Чаем можете лечиться.

        Чай всех снадобей полезней,

        Помогает от болезней.

        Чай в жару нас освежает,

        А в морозы согревает.

        И сонливость переборет,

        И с усталостью поспорит,

        Сокрушит любой недуг,

        Чай здоровью – лучший друг.

В- Учеными давно установлено, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде.

Театр у Самовара (Самовар 1,Чашки 4, Бублик1, Варенье1, Блюдце 1,Хозяйка 1,)

IV Итог занятия

 В – Ребята, понравилось занятие?

В- Почему?

В- Что новое узнали, чему научились?

В – Какой самовар из музея вам понравился и запомнился?

В- Ребята, почему самовар является символом семьи и дружеской беседы?

 

       

          Объявление.

             3 « А» класс приглашает

           3 – 6 классы посетить  

    «Праздник русского  Самовара », который будет проходить в спортивном зале  7 декабря в 17 часов.

    Ждем с нетерпением!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по русскому языку

Игра в 5-7 классах "Речевой этикет. Культура электронного общения".   Цели:1.      Общеобразовательные:Дать учащимся понятия о формулах речевого этикетаПоказать особ...

Конспект занятия «Праздник труда»

Конспект    занятия«Праздник труда» для воспитанников детского дома по трудовому обучению....

11 конспект занятия Праздник Нептуна

конспект занятия Праздник Нептуна...

Конспект занятия «Праздники»

Знакомство учащихся с праздничными обычаями разных народов...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Конспект занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.). Рассчитано на дете в возрасте от 12 лет и старше. Цель занятия: сп...

Конспект занятия "Творчество русских писателей классиков 19 века".

Расширить представление о творчестве русских писателей классиков 19 века,обобщить знания,формировать умение выразительно читать.Создать условия для развития познавательных процессов (внимание,памяти,м...