Программа курса адаптационного периода "Введение в школьную жизнь"
рабочая программа на тему

Константинова Светлана Юрьевна

Данноевыступление проводилось для учителей наальных классов для ознакомления с программой курса "Введение в школную жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_programmoy_vvedenie_v_shkolnuyu_zhizn.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 542

Программа курса адаптационного периода "Введение в школьную жизнь"

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идёт формирование познавательной деятельности, развиваются виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций.

Приняв первоклассников, первые две недели в школах  учителя начальных классов используют программу Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой  «Введение в школьную жизнь».

Программа реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первых двух недель учебных занятий.

Цели и задачи курса

Программа адаптационного периода

  • обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;
  • способствует психологической адаптации детей в школе;
  • знакомит с основными школьными правилами;
  • прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
  • обучает элементарным приемам обратной связи;
  • развивает внимание, память, мышление, воображение;
  • формирует классный коллектив.

Программа рассчитана на 30 часов.

В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

В первые дни пребывания ребенка в школе необходимо показать отличие учения от игры.

Процесс учения обладает рядом признаков:

  • контролируемость (учебное пространство учащегося опосредованно или непосредственно всегда находится в поле деятельности учителя);
  • временной регламент (учебная деятельность ученика всегда определяется расписанием или режимом дня. Регламентируется не только ее начало и конец, но и темп, и ритм);
  • заданность средств, способов действия (есть действия, которые учитель обязан указать ребенку для выполнения задания, есть же задания, где ученик должен осуществить выбор или изобрести для себя новый способ действия);
  • результативность (любая деятельность завершается получением какого-либо «продукта». «Продуктом» УД может быть и сам процесс «делания»);
  • оцениваемость (есть деятельность, которая подлежит оцениванию, а есть действия не предназначенные для оценки).

Программа курса «Введение в школьную жизнь» позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование; правила взаимодействия со сверстниками, учителем, с самим собой формируют коммуникативные действия.

С первых дней обучения вводятся индивидуальные формы работы. К таким формам относятся: работа с «черновиком», «стол – помощник», «стол – заданий».

Более подробно с этими формами работы вы познакомитесь в материалах, которые будут вам предоставлены.

С самого начала прихода в школу ребенок должен познакомиться с новой «философией оценки». Оценка должна быть ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. Поддерживая положительную общую самооценку ребенка, учитель должен развивать способность ребенка к конкретной оценке своего учения. С этой целью разрабатываются правила «оценочной безопасности», которые соблюдаются и учителем и учащимися. Представим примерный список этих правил:

  • не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и пр.);
  • хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
  • «на ложку дегтя – бочка меда»;
  • ставить перед ребенком только конкретные цели;
  • не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;
  • формулировка «опять ты НЕ…» верный способ выращивания «неудачника»;
  • учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Параллельно с правилами «оценочной безопасности» в адаптационный период первоклассники обучаются приемам оценивания:

  • обучение разумному оцениванию начинается с самооценочного суждения ребенка (если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает);
  • оценка не должна быть глобальной (ребенку предлагается оценить разные аспекты своей работы);
  • самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;
  • там, где оценивается качество, не имеющее однозначный эталон-образец, каждый человек имеет право на собственное мнение (учитель обязан знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства).

Поддержать в детях уверенность в себе позволяет «доска достижений» или график «мои достижения» в тетради контрольно-оценочной деятельности (на выбор учителя и учащихся). Важно помнить, вся работа детей, заканчивающаяся созданием «материального продукта» должна выставляться на всеобщее обозрение по решению самого ребенка или группы детей.

Особая работа в адаптационный период проводится с родителями. Как только ребенок пришел в школу, то родитель приобрел новый статус – родитель первоклассника. Основа родительской позиции должна заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа. Основные задачи родителя заключаются в:

  • эмоциональной поддержке ребенка;
  • организации максимальной самостоятельности своих действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении);
  • оказании помощи организации экспериментальной работы в домашних условиях;
  • проработке правил для учащихся;
  • оказании помощи выбора дополнительных образовательных услуг (кружок, секция, факультатив и пр.).

Содержательная помощь со стороны родителей нежелательна. При возникновении у ребенка затруднений при выполнении домашних заданий (чтении, эксперимента, творческого задания и пр.), родители могут помочь сформулировать словесно проблему и зафиксировать ее в тетради.

Групповая работа. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и используется учителем с первых дней прихода детей в школу.

В данной форме работы есть условия её эффективной организации, этапы, типы группового взаимодействия, с которыми вы также сможете ознакомится в предоставленных вам материалах.

Программа содержит:

  • основные разделы курса
  • содержание курса (по дням)
  • календарно-тематическое планирование
  • Методика организации уроков

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.

Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов

Важным моментом в воспитании подростков является и то, что часто из хороших и добрых побуждений мы стараемся как можно быстрее приобщить их к высшим нравственным идеалам. Но при этом не всегда учитыва...

Программа курса "Этика и психология семейной жизни"

Программа для 10 класса "Этика и психология семейной жизни" на 2020-2021 учебный год ( учебный план, тематическое планирование)...

Адаптационные процессы в школьной жизни.

          Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в жизни" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (5-9 класс)

Конечной целью обучения математике умственно отсталых обучающихся с НОДА является подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации. Ку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Движение есть жизнь"

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности " Движение есть жизнь" составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандар...