Адаптационные процессы в школьной жизни.
статья
Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.
Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnye_protsessy_v_shkolnoy_zhizni.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптационные процессы в школьной жизни.
Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.
Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
В разные периоды жизни человека происходит адаптация к новым условиям жизни: поступление в детский сад, начальную школу, основную школу, среднюю школу, колледж, ВУЗ, работу и др.
На уровне любого перехода появляется дисбаланс, возникающий из-за отказа от чего-то известного и перехода в новое неизвестное пространство. Здесь становятся важными элементы стабильности, непрерывности, которые сохраняются и могут дать человеку чувство безопасности, в котором он нуждается для адаптации.
Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. Проблема адаптации обучающихся всегда была и остается актуальной в процессе получения образования. Адаптация – это процесс формирования механизма приспособления обучающегося к новым требованиям и условиям образования.
Процесс адаптации – это не только приспособление к успешному функционированию в определенной среде, но и способность к дальнейшему личностному, социальному и психологическому развитию. Психолого – педагогическая адаптация по содержанию тесно связана с социальной адаптацией. Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления человека к условиям новой социальной среды, окружающей его.
Остановлюсь на школьной адаптации обучающихся при переходе в основную школу. Адаптация пятиклассников в образовательной организации является одним из видов учебной адаптации. Процесс взаимодействия личности пятиклассника с образовательной средой основной школы является учебной адаптацией при переходе учащихся из начальной школы в основную. В результате происходит установление оптимального соответствия возможностей, интересов, знаний, умений и навыков обучающегося, полученных на ранних этапах обучения, воспитания и развития. С другой стороны, проявляется быстрое реагирование на образовательные потребности учащегося через установление индивидуальной траектории его воспитания, обучения, развития и здоровьесберегающей среды. Школа является одним из основных институтов социализации ребенка, который начинает осуществлять свое влияние на протяжении многих лет его школьной жизни. Именно школа доминирует в воспитании ребенка в процессе его социализации. Ее влияние постепенно дополняется семьей, влиянием друзей, сверстников и другими социальными институтами. Приобретенные в школе знания он сохраняет в течение всей своей жизни. В школе он формируется как личность.
Переход обучающихся из начальной школы в основную традиционно считается одной из наиболее сложных и важных проблем, а адаптация пятиклассников – одним из сложнейших периодов обучения. Причины - предметно-кабинетное обучение, новый педагогический состав с разнообразием требований, усложнение предметного учебного материала, более высокие требования к результатам образования, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками и др.
Обучающиеся в этот период уже не получают устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Ситуация новизны является для любого человека сложной. Обучающиеся переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Переход пятиклассников на уровень основного общего образования совпадает по времени и с началом физиологических изменений в их организме.
Результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и наоборот – неадекватный механизм приспособления обучающегося к обучению (отсутствие познавательной мотивации, нарушение поведения, конфликтные отношения с повышением уровня тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности обучающегося.
Существуют следующие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная – низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциальность).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.
Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способностью определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют различные виды адаптации пятиклассников, а именно: социальная, психическая, учебная, адаптация к условиям школы и социальнопсихологическая адаптация. Все виды перечисленных адаптаций взаимосвязаны между собой.
Главная задача адаптации пятиклассников – обеспечение учителями, классным руководителем, психологом, родителями мягкого перехода в основную школу.
Определяя школьную стратегию организации адаптационного периода, педагогический коллектив должен обратить особое внимание на разнообразные формы организации образовательной деятельности, средства и методы обучения, психолого-педагогические приемы.
Урок остается основной, но не единственной формой организации образовательной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования. На уроке каждому обучающемуся предоставляется право работать в собственном темпе и осваивать знания и умения в соответствии с уровнем собственной предметной подготовки.
Но важны и другие формы организации образовательной деятельности:
- экскурсии, целью которых является расширение и обогащение личностного опыта обучающихся, формирование умений сравнивать, сопоставлять, наблюдать, а на основе собственных наблюдений самостоятельно обобщать и формулировать выводы;
- дидактическую и ролевую игру, необходимую для развития умения действовать в соответствии с заданными правилами, взаимодействовать и сотрудничать, предвидеть и оценивать последствия своих действий и др.;
- диспуты и дискуссии с целью развития умений вести диалог, дискутировать, высказывать свою точку зрения и свое мнение, приводить доказательства и аргументы;
- самостоятельные практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и определять пути их реализации, применять полученные теоретические знания в практической деятельности;
- мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать услышанную информацию, следить за последовательностью и логикой изложения информации, учебного материала и др.
Педагогический коллектив должен учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности обучающихся при переходе к обучению на уровне основного общего образования, применять в педагогической практике такие психолого-педагогические приемы, которые будут способствовать успешной адаптации обучающихся к обучению. Обучающимся должно быть интересно, комфортно, безопасно чувствовать себя как во время уроков, так и в ситуациях взаимодействия с одноклассниками и учителями, родителями (законными представителями). Создание атмосферы доброжелательности и взаимодействия позволит каждому обучающемуся ослабить внутреннее психологическое напряжение и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям продолжения образования на уровне основного общего образования.
Плавный переход из начальной школы в основную возможен только при взаимодействии семьи и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)
В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...
Test 8 Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
Тренировочный тест по подготовке к ГИА в 9 классе...
Урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Введение школьной формы"
Урок построен по технологии проблемного обучения. В течении урока учащиеся должны обсудить необходимость введения школьной формы и предложить свои модели....
Программа курса адаптационного периода "Введение в школьную жизнь"
Данноевыступление проводилось для учителей наальных классов для ознакомления с программой курса "Введение в школную жизнь"...
Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"
"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в 5-х классах
Данная программа направлена на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в ...
Организация адаптационного процесса в 1 классе
Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. В данной разработке представлены основны...