Конспект интегрированного урока по теме «Действия с рациональными числами» и «Озеро Байкал».
план-конспект урока (8 класс) на тему

Цель урока:

- закрепить действия с рациональными числами,изучить флору и фауну озера Байкал,

- развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность при выполнении заданий, прививать интерес к предметам, используя исторический материал и межпредметные связи.

- работать над развитием правильной, лаконичной речью учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_po_teme_baykal.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект интегрированного урока по теме                                                                                

«Действия с рациональными числами» и «Озеро Байкал».

         (математика и география в 8 классе, 2 часа).

Темы: по математике – «Действия с рациональными числами»,   по географии  – «Озеро  Байкал».

Цели: 1.Закрепить действия с рациональными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал.

 2.Развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность при выполнении заданий, прививать интерес к предметам, используя исторический материал и межпредметные связи.

3. Работать над развитием правильной, лаконичной речи учащихся.

Форма проведения урока – путешествие по озеру Байкал.           Оборудование : карта озера Байкал, выставка книг про озеро Байкал, картины рыб, обитающих в озере (слайд),таблицы для математических вычислений, таблица оценки знаний(слайд).

                                         План урока.  

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Сообщение по теме озеро Байкал и решение примеров на закрепление темы «Действия с рациональными числами».

4. Домашнее задание.

5. Итог урока.

                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

1). Проверить готовность учащихся к уроку.

2). Сообщение темы. Тема урока по математике «Действия с рациональными числами», по географии «Озеро Байкал». Проведем этот урок в виде путешествия по оберу Байкал.

(Читаем тему урока, записываем в тетради число и тему).

2. Фонетическая зарядка (Слайд).

а – о – у – э – ы - и              ра  - ро – ру – ры

ра  - ро – ру – ры

Рациональные числа.  Действия с рациональными числами.

Озеро Байкал  является  « природным заводом по очистке минеральных вод».

«Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал (пословица).

Словарь (слайд). (Прочитать, вспомнить, пояснить).

По математике:                            По географии:

рациональные числа                                пресная вода, полынья, эпишуры,

модуль числа, корень уравнения,                      нерпа-хубунок, экспидиция,

делимое, масштаб.                                         водосборный бассейн.

3. Сообщение по теме «Озеро Байкал» и решение примеров на действия с рациональными числами.

Учитель математики. (Слайд озеро Байкал). Когда вы начали изучать тему «Озеро Байкал» вы познакомились с  его расположением и историей возникновения, узнали что озеру Байкал 25 миллионов лет. И образовалось оно в результате землетрясения. Озеро содержит 20% мировых запасов пресной воды. На Байкале водится уникальное млекопитающее животное – нерпа, а ее детеныша называют хубунок. Чистоту озера поддерживают микроскопические животные длина которых  1 миллиметр –эпишуры. В Байкале водится уникальная рыбка голомянка, длина которой 15 см., целиком  состоящая из жира. Ей питается нерпа. Глядя через эту рыбку можно прочитать газетный текст. Продолжая знакомство с уникальным озером – морем  одновременно повторим действия с рациональными числами

Учитель географии. В Сибири говорят, : «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал»(учебник стр.42, рис.16). Байкал – это единственное озеро – море, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 метра, а в воде на глубине 12-40 метров.

Учитель математики. Решите задачу. (Задача на слайде).                                                 Задача. Толщина льда, чтобы по нему можно ходить должна быть не менее 5 см., а чтобы ездить на санях – 15-20 см. Какай должна быть толщина льда, чтобы можно было по нему ездить на автотранспорте?                                                                                (  Выполните вычисления с помощью блок – схемы и найдете ответ к задаче).     Блок-схема на слайде.  Один обучающийся выполняет решение на доске, а другие в тетради.  Сверяют решения, исправляют ошибки, если есть.

-2,5  х  2 + 7,5 х (-2/5) – 4 х (-7).                                                                                                         Ответ: 35 см.                                                                                                                                           При толщине льда 35 см по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, соединяющую его правый и левый берег. (Показываем на карте). Заметим, что при сильных морозах Байкал может промерзать на толщину от 1,3  до 2,5 метров.

Сообщение обучающегося. Ледовый панцирь на Байкале держиться от4,5 до 6месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре-ноябре, таять льды начинают в апреле-мае, но иногда лед еще бывает и в июне. Он становится игольчатым и очень красивым (слайд). Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – эта полынья длинной 3-5 км. Она существует благодаря скорости течения воды в этом месте и ее, положительной температуре. Здесь  зимуют 8-12 тысяч водоплавающих птиц.  (Слайд).

Учитель математики. Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в его название. На доске написаны примеры. Каждый ученик выбирает карточку с номером примера.

Пример 1.

1) -2,5+2=           2) -3,2-4,5=            3) -4,5 х (-2)=          4) 3/4 – 7/4=            5) 3/2 х (-2/9)=

6) 4 :(-2/3)=        7) -5/9: 5/27=       8) -4,7 :0=                9) 0:(-101)=             10) -3,5-3,5=

11) -0,125 х 0=   1 2)1/8-0,125=     13)-3,25+0,25=       14)-4/3х(-3/4)=       15) 2,5-4,5=

Ребята решают в тетради. Затем записывают ответы  в таблицу на доске и отыскивают «спрятанную» букву. Складывают слово. (если есть ошибка-исправляют).

1)               2)              3)            4)                5)               6)             7)              8)                 9)

-0,5            -7,7           9            -1                -1/3           -6               3             нельзя          0

Ш                А               М           А                 Н                С              К               И                   Й

10)             11)             12)         13)             14)             15)

-7                0                 0            -3                 1               -2

К                 А                М            Е                  Н                Ь

Учитель географии. Это место называется Шаманский камень. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего?                                             Более 100 лет назад насчитывали 336. Однако благодаря работающим экспедициям это число было уточнено.

Учитель математики.  Сколько рек впадает в озеро Байкал? Посмотрите на карте. Но здесь не все реки видны, только крупные.  Кто правильно выполнит пример, узнает ответ. Пример на карточке. Ребята самостоятельно решают его.

Пример 2.

((3,5 -8) + (-3,42 – 5,68)) х(-40)=              Ответ: 544 рек.

Сообщение обучающегося. Водосборный бассейн озера составляет 540034 квадратных километров. Реки ежедневно приносят в Байкал 60 кубических километров воды. Часто говорят, что Байкал является «природным заводом по очистке минерализованных вод», способным продуцировать чистую, слабо минеральную воду.

Учитель математики. Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, узнаем разгадав кроссворд (кроссворд на слайде).                                                                         По гаризонтали:

1. Расстояние от начала координат до заданной точки.                                                       2. Число, стоящее под дробной чертой в дроби.                                                                         3. Один из компонентов деления.                                                                                       4.Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.                                                                                                                            5.Число, при котором данное равенство принимает верное значение.                       По вертикали читаем ответ. Ответ: осётр.         

                             М О Д У Л Ь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                           Ч И С Л И Т Е Л Ь

                               Д Е Л И М О Е  

                  М А С Ш Т А Б

                           К О Р Е Н Ь

Учитель географии. Длина осетра составляет 1-2 метра, а вес  20 кг. Водится в Байкале пресноводная рыба таймень, её вес достигает 50-80 кг., омуль, осетр. Показать рыб (слайд).

На Байкале 30 скалистых островов, на которых есть небольшая растительность, где могут гнездиться птицы.

Учитель математики. Ребята, сегодня знакомясь с озером Байкал, мы решали примеры по математике. Узнали сколько рек впадает в него, какая рыба водится в нём, о том, что в нём самая чистая вода. Во всем этом вам помогло то, что вы умеете выполнять действия с рациональными числами.

Изучение темы «озеро Байкал» вы продолжите на уроке географии, а решение примеров на уроке математике.

4. Домашнее задание.

По математике:  Задача - на карточке.  На Байкале дуют ветры: Верховик, Баргузин, Култин, Ангара, Бугулдейка. Но есть еще один ветер, название его вы узнаете, если правильно выполните вычисления. Каждая буква этого названия «спрятана» под числом, определяющим номер буквы в алфавите. (А-1, Б-2,…)

1) -3,8 : (-0,2)=                           2) -2,5 :(-2,5)=                                             3)(-4,7 -4,3) х (-2) =                                        4) 2,84 : (-0,4) + 21,1=              5) -3,6 +

Ответ: Сарма.                                                                                                                                        По географии: п. 46, ответить на вопросы 1-2.

 5. Итог урока.  

 1. Обратится к словарю для урока. Повторить, что означает каждое слово.

2. Поставить оценки за урок (по математике и географии), прокомментировать.  

 3.Поблагодарить ребят, спросить их мнение об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Урок на тему: "Действия над рациональными числами".

Обобщить знания учащихся по темам « Сложение, вычитание, умножение рациональных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки; развивать активность, самостоятельность, познавательный интерес, л...

Интегрированный урок по теме "Действия с десятичными числами"

Урок математики с элементами английского языка. (5 кл.)...

Обобщающий урок по теме "Действия с рациональными числами"

Повторение всех арифметических действий с рациональными числами при подготовки к контрольной работе. На уроке используется интерактивная доска StarBoard...

Открытый урок по теме "Действия с многозначными числами" (интегрированный урок математики и истории)

На уроке учащимся предлагается совершить путешествие в Древний Египет с помощью математики....

математика 6 класс урок по теме "Действия с рациональными числами"

Класс: 6            Предмет: математика Дидактическая цель урока:  обеспечение закрепления знаний и способов деятельности обучаемых.Образова...

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Уникальность озера Байкал и его экологические проблемы"

Представляю вашему вниманию один из интегрированных уроков биологии и географии с актуализированным межпредметным содержанием экологического образования...

Презентация к уроку по теме "Действия с рациональными числами"

Презентация к уроку по теме "Действия с рациональными числами"...