оригами
календарно-тематическое планирование на тему
прграмма по "Оригами" для 4 класса коррекционной школы 8 вида .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami.rar | 52.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. директора по УВР Директор
_________Алексеева О.А.. _________Малай М. В.
«___» _____________20___г. «___» _____________20___г.
Рабочая программа
по оригами в 4 классе
на 2013-2014 учебный год.
Учитель начальных классов Гольцова И.А.
1013
Содержание.
- Пояснительная записка…………………………………………………………………стр2
- Планируемые результаты………………………………………………………………стр4
- Содержание программы………………………………………………………………...стр6
- Формы и методы обучения……………………………………………………………стр8
- Информационно – методическое обеспечение………………………………...стр10
- Учебно - тематический план……………………………………………………стр10
- Календарно – тематическое планирование……………………………………стр11
- Диагностическая карта………………………………………………………….стр13
- Литература………………………………………………………………………стр14
1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Оригами» составлена на основе программы С.Е. Щербаковой «Оригами» для специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002 и программы Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами» Легион Ростов-на-Дону 2013
Программа оригами предназначена для работы с детьми 4 класса, обучающихся по программе В.В. Воронковой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, издание 8-е. Москва «Просвещение» 2013год. и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.
Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем. Программа В.В.Воронковой предполагает изучение объемного блока по геометрии, на который для моих учеников определено недостаточное количество часов. Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Курс «Оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Практическая значимость программы:
Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель программы создание условий для становления человека творца.
- формирование художественно-творческих способностей учащихся через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения
В связи с поставленной целью реализация данной программы предусматривает постановку и решение следущих задач:
- познакомить с основными приёмами складывания базовых деталей;
- учить читать технологические, пооперационные карты и схемы;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
- учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать аналитические способности;
- развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
- развивать волю, глазомер, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику;
- развивать художественный вкус школьников;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность;
- воспитывать эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы;
- воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма;
- воспитывать самостоятельность в работе, волевые качества.
Основными принципами построения данной программы являются следующее:
- доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к учащимся;
- изучение интересов и потребностей детей;
- практическое участие и наглядное оформление;
- творческий и индивидуализированный подход в решении поставленных зада
Программа рассчитана на обучения детей в 4 классе. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.
2 Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Оригами» в 4 классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
К концу учебного года дети должны знать
- что такое оригами;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- различным приемам работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Так как в классе учатся дети с 4 группой развития, то и программа нацелена на достижение двух уровней воспитательных результатов.
- воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.
- Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.
3 Содержание программы.
I четверть(9часов).
Знакомство с оригами. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. История его возникновения. Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения работы. Практическое занятие «Исследование бумаги». Беседа по охране труда.
Геометрические фигуры. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. Практическое занятие. Отработка приёмов складывания бумаги. Линия сгиба «гора, долина». Сказка о капитане и его тельняшке. Ветряная мельница. Базовая форма «треугольник».».
Артисты пальчикового театра. Лисица. Мышонок. Базовая форма «треугольник». Понятия «равенство частей», «согнуть внутрь». Зверята: щенки, поросёнок, лисёнок, волчонок. Куклы пальчикового театра. Игра «Сказочный герой». Понятие «равные углы».
Игрушки Стаканчик. Игра «Попадай-ка». Клюв птицы. Весёлые соревнования. Ловушка для микробов. Базовая форма «дверь». Парусник. Игра гонки. Базовая форма «воздушный змей».
II четверть(7часов).
Игрушки. Феррари. Соревнования. Юла. Игра на ловкость. Шлем и золотая рыбка. Мобили. Игра «Рыболов».
Мастерская Деда Мороза. Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме «Скоро Новый Год!», чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен – надувной кубик. Практическая работа. Изготовление снежинок. Беседа по теме «Свойство снега и льда»; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
Практическая работа. Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
Практическая работа. «Звёзды. Волшебная палочка». Знакомство с фрагментом к\ф «Морозко». Сапожок. Снеговик. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.
Практическая работа. Новогодняя викторина. «Новогодняя подвеска. Ёлочка в снегу». Базовая форма «двойной квадрат»
III четверть(10часов).
Праздничные даты. Сердечко из оригами. История дня святого Валентина. Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток. Поздравительная открытка. Беседа по теме: «День Защитника Отечества». Истребитель. Самолёт. Аэрошоу. Практическая работа. Букет для мамы и бабушки. Тюльпаны. Базовая форма «двойной треугольник» Беседа по теме “История празднования дня 8 Марта”; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов. Практическая работа.
Птицы. Беседа по теме: “Птицы весной”, знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практическая работа. Птица – солнце. Гофрировка. Ворона. Журавлик счастья. Базовая форма «рыба».
IV четверть(8часов).
День победы. Поздравительная открытка ко Дню Победы. Беседа по теме: Праздник счастья и мира на земле - День Победы. Практическая работа. знакомство с инструкционными картами для изготовления письма с войны. Письмо – конверт из Дании. Бутоньерка. Что такое формат А4. Складывание из прямоугольника.
Цветы. Ирисы. Колокольчик. Базовая форма «лягушка».
Игрушки. Попрыгушка – лягушка 1,2. Базовая форма «водяная бомбочка». Сюрикен – метательная звезда. Плоскодонка Игра «Археологическая находка».
Обобщение опыта учащихся. Оформление книжки-раскладушки. Головоломка «Путешествие по стране «Оригамии». Практическая работа.
4 Формы и методы обучения.
В процессе урока используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические уроки; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации урока:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
5 Информационно – методическое обеспечение.
- Бумага.
- Клей карандаш
- Нитки армированные
- Ножницы
- Канцелярский нож.
6 Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
4. | Знакомство с оригами | 2 | - | 2 |
5. | Базовая форма «Треугольник» | 2 | 6 | 8 |
6. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 4 | 6 |
7. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 2 | 3 |
8. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 2 | 3 |
9. | Базовая форма «Конверт» | 1 | 1 | 2 |
10. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 1 | 4 |
11. | Базовая форма «дверь» | - | 2 | 2 |
12. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
13. | Оформление выставочных работ | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 12 | 22 | 34 |
7 Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Индивидуальная работа |
1 | 7.09 | Знакомство с оригами. Правила оригамистов. Техника безопасности. | Познакомить с историей оригами. Заинтересовать детей. Объяснить как получить квадрат из прямоугольника. | Лёша Б. |
2 | 14.09 | Кузнечики и их дом. Игра «Весёлая семейка». | Познакомить с базовой формой треугольник. | |
3 | 21.09 | Ветряная мельница. | Познакомить детей с инструкционной картой | Коля К. |
4 | 28.09 | Стаканчик. Игра «Попадай-ка». | Работа по инструкционной карте. | |
5 | 5.10 | Артисты пальчикового театра. | Познакомить с новыми значками «согнуть внутрь» «равенство частей». | |
6 | 12.10 | Зверята: щенок, лисёнок, волчонок. | Учить разукрашивать артистов и придумывать им имена. | |
7 | 19.10 | Куклы для пальчикового театра | Развивать глазомер, научить делить углы на три равные части | подготовка пальчикого театра для учеников 1 класса. Сказка «Репка». |
8 | 26.10 | Клюв птицы. Маска. Ловушка. | Познакомить с новой базовой формой «дверь» | Кристина Б. |
9 | 2.11 | Парусник. Игра гонки. | Познакомить с новой базовой формой «воздушный змей» | |
10 | 16.11 | Феррари. Соревнования. | Работа по инструкционной карте. | Подарки для малышей. |
11 | 23.11 | Шлем и золотая рыбка. Мобиль. | Дать понятие мобиль. | |
12 | 30.11 | Юла. Игра на ловкость. | Научить из двух разноцветных квадратов делать игрушку. | |
13 | 7.12 | Звёзды. Волшебная палочка. | Познакомить с принципом сбора звезды из нескольких квадратов. | |
14 | 14.12 | Сапожок. Снеговик. | Работа по инструкционной карте. | |
15 | 21.12 | Фусен – надувной кубик. | Знакомство с новой формой «водяная бомбочка». | Лера К. Готовит сообщение о волшебном шаре. |
16 | 28.12 | Новогодняя подвеска. Ёлочка в снегу. | Работа по инструкционной карте. | |
17 | 18.01 | Сердечко – валентинка.(пано для класса ) | Знакомство с новым знаком «невидимая линия». | |
18 | 25.01 | Истребитель. Самолёт. Аэрошоу. (подготовка школьной газеты для праздника ) | Познакомить с воздушным транспотом.Дать понятие аэрошоу. | |
19 | 1.02 | Многоликая маска. Смайлики. | Работа по инструкционной карте. | |
20 | 8.02 | Птица – солнце. | Учить складывать в гофру. | |
21 | 15.02 | Тюльпаны( подарки ) | Научить складывать двойной треугольник. | Подарки для девочек готовит Руслан З. |
22 | Бутоньерка. | Работа по инструкционной карте. | ||
23 | Ворона. | |||
24 | Лошадка. (коллективная работа ) | |||
25 | Журавлик счастья. | Познакомить с символом мира и дружбы в Японии. | ||
26 27 | Попрыгушка лягушка. Соревнования. | Работа по инструкционной карте. | ||
28 | Сюрикен – метательная звезда. | Работа по инструкционной карте. | ||
29 | Колокольчик. Ирисы. | Работа по инструкционной карте. | ||
30 | Плоскодонка. | Работа по инструкционной карте. | ||
31 | Петух. | Работа по инструкционной карте. | ||
32 | Воробей. | Работа по инструкционной карте. | ||
33 | Черепаха | Работа по инструкционной карте. | ||
34 | Головоломка. | Выставка. Диагностика |
8 Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
9 Литература
- А.М. Щербакова «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида» Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002.
- Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами». Легион Ростов-на=Дону 2013
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru
http://www.encyclopedia.ru/
http://www.nachalka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами и геометрия
План мероприятия для детского школьного лагеря «С О Л Н Ы Ш К О» На тему:Оригами и геометрия....
Программа по факультативу Оригами - мозаика. Модульное оригами
Формирование творческой личности – одна из задач на современном этапе. Занятия художественно – творческой деятельностью создают основу для полноценного развития личности, содержательного общения...
Открытое занятие по оригами "Изготовление лягушки по типу оригами"
- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки...
Доклад "Влияние модульного оригами на формирование ручных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через реализацию проекта "Волшебный мир оригами"
Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется не из одного листа бумаги, а из н...
Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Оригами для начинающих", авторы: педагог дополнительного образования Дьяченко Г.И., методист Поварова И.Ф.
Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися 4-7 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...
Методическая разработка раздела "Модульное оригами" дополнительной общеобразовательной программы "Оригами".
Раздел №Модульное оригами" является составляющей творческого этападополнительной общеобразовательной программы "Оригами", и согласно опросу участников творческого обьединения наиб...
Методическая разработка «История оригами «Цветы в технике оригами»
Методическая разработка предназначена для педагогов.Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе...