ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОМБИНИРОВАННОМ УРОКЕ.
статья (5 класс) на тему
Этот материал полезен для методического объединения учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ, для всех учителей - предметников. В статье рассмотрены методы и виды работ на комбинированном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_trudovoy_deyatelnosti_uchitelya_i_obuchayushchikhsya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОМБИНИРОВАННОМ УРОКЕ.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» - писал В.А.Сухомлинский.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, увидеть каковы отношения учителя и обучающихся:
- глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
- как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;
- кто он: примитивный информатор или организатор учебного процесса;
- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
-умеет ли использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Ведь урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Примерно 50 - 60% всех уроков комбинированные.
«Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно».
1 -ый этап урока - организационный (огрмомент). Задача этого этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Содержание этого этапа:
- Взаимное приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
- Организация внимания учащихся.
Для организации внимания целесообразно использовать пословицы, поговорки, ребусы, кроссворды, считалки, чистоговорки и скороговорки, пальчиковую гимнастику.
Условием получения положительных результатов на этом этапе является:
требовательность, сдержанность, собранность учителя, ярко выраженная волевая направленность педагога, отсутствие многословия, внимание к учащимся и твёрдое намерение без задержки перейти непосредственно к уроку.
2 – ой этап урока: проверка домашнего задания. Девиз этого этапа: «Задаёшь - проверяй, не проверяешь - не задавай!» Ведь без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает качества своей работы, не владеет самым главным в ней – результатом, не ощущает радости успеха или горечи ошибок!
Домашняя самостоятельная работа уч-ся приобретает серьёзное педагогическое значение лишь в том случае, если она систематически направляется не только предварительным инструктажем, но обязательной систематической проверкой выполнения с последующим исправлением и корректированием. При ином подходе она может являться источником опаснейших заблуждений, искажением истинных знаний. Приёмы проверки домашнего задания разные:
- показать части растения на комнатном цветке;
- назвать слова с безударной гласной О;
- прочитать предложения, в которых есть слова.. ( слова на доске с пропущенной орфограммой, её прежде доказать) и т.д.
3 - ий этап: этап проверки знаний учащихся.
Проверка знаний учащихся всегда должна служить не только цели контроля, но и целям обучения. Она всегда в определенной степени должна быть обучающей.
Основное содержание этого этапа:
1.Проверка различными методами объёма и качества усвоения материала отдельными учениками (карточки, тесты, работа у доски, тренировочные упражнения за компьютером).
2.Проверка образа мышления отвечающих;
3.Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений;
4. Комментирование (оценивание) ответов уч-ся;
5.Организация коллективной и индивидуальной работы.
4 –ый этап: подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.
Содержание этапа:
- сообщение темы нового материала;
- формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала;
- показ практической значимости изучения нового материала;
-постановка перед учащимися учебной проблеме.
Что же такое цель урока?
Цель – это предвидение возможных результатов и программа действий учителя и ученика, направленная на получение желаемого результата. Здесь уместны слова американского сатирика Марка Твена: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».
Этот этап отвечает на вопросы: Что будет изучаться? Зачем это надо знать? Где эти знания в жизни можно будет применить?
5 –ый этап: усвоение новых знаний, когда основным ответственным лицом за свою работу и поведение становится ученик. Важным на этом этапе является то, что вся работа строится на ранее изученном материале.
При помощи наглядных пособий; раздаточного материала, счётного материала, натуральных предметов, методов анализа, синтеза, сравнения и обобщения, в форме игры и т.д. дети сами приходят к выводу или определению по изучаемой теме.
6 –ой этап: закрепление новых знаний.
Организуя работу на этом этапе, учитель должен помнить о том, что ни один факт, ни один довод не должен остаться в голове ребёнка праздным словом. Всё должно будить мысль, воображение, эмоции. К.Д.Ушинский сравнивал учителя, не заботящегося о закреплении знаний с возницей, который вовсю погоняет лошадь, забыв увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что всё рассыпал по дороге, и его поездка была по меньшей мере бесполезной. «Нельзя загружать только память ученика, необходимо давать пищу уму и воображению» - К.Д.Ушинский.
7 –ой этап: инструктаж по выполнению домашнего задания.
Содержание этого этапа:
1.Подведение итогов урока: как работал класс, кто из детей работал особенно старательно, что нового узнали.
2.Мотивирование дом.задания: пробуждение у уч-ся любознательности; стремление к усовершенствованию учебных навыков, интереса к учёбе, к признанию и оценке их труда. Многообразие домашних заданий – преграда одностороннему развитию личности.
Мы рассмотрели краткое содержание семи этапов комбинированного урока. Это набор максимальный, но не стандартный. Совсем необязательно в каждом комбинированном уроке иметь именно такое количество этапов и располагать их в таком порядке. Всё зависит от замысла учителя, от педагогически целесообразной логики построения урока. Профессор Э.Л.Гришин в книге для учителя говорит, что комбинированный урок встречается в 13 692-х вариантах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.
Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу,помогают развивать мыслительную деятельность учащихся и корректировать недостатки пси...
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
Использование Интернет-ресурсов на различных этапах организации и проведения уроков информатики
Актуальность рассматривается на современном этапе информатизации общества, где в глобальной сети Интернет находится большое количество различных ресурсов, многие из которых можно и необходимо использо...
Современный комбинированный урок по логопедии с межпредметной связью с уроком по производственно-трудовому обучению (швейное дело)
Тема: «Сезонная одежда»...
Период производственной практики — важный этап дальнейшей трудовой деятельности учащихся.
Данная статья отражает роль прохождения производственной практики на предприятии....
«Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков биологии и профильного труда (цветоводства)»
Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков биологии и профильного труда (цветоводства). ...