Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса
рабочая программа по теме
Рабочая программа - это важный докуметн в работе учителя - логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление общего недоразвития речи у учащихся 1 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_onr.docx | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса
Пояснительная записка.
Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.
Число первоклассников, не готовых к усвоению чтения – 40%, к письму – 50%; испытывают трудности в общении – 10 – 15%; имеют нарушения звукопроизношения – 25%.
Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.
В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.
Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.
При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.
Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.
Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.
Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.
Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.
Цель программы:
коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми компетенциями для обучения русскому языку и чтению.
Задачи программы:
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
- уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Данная программа рассчитана на 2 учебных года.
Цель I этапа
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи I этапа
- Развитие фонематических процессов.
- Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
- Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
- Закрепление звукобуквенных связей.
- Коррекция дефектов произношения.
- Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
- Развитие внимания, памяти и мышления.
- Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса.
- Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи:
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
- коррекция дефектов произношения.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях.
Структура и содержание I этапа
Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с 16 сентября по 1 – 3 марта, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Для детей с выраженным ОНР число занятий может быть увеличено на 15 – 20. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 35 минут (первое полугодие); 40 минут (второе полугодие).
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу первого этапа у учащихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны все звуки.
- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.
- сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.
Цель II этапа
Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.
Основные задачи и направления работы
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях.
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Структура и содержание второго этапа
На второй этап коррекционно-развивающего обучения отводится примерно 35 – 45 занятий. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю. Длительность занятия 40 – 45 минут.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу второго этапа учащиеся должны научиться:
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Цель III этапа
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания
Основные задачи и направления работы
1. Развитие навыков построения связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания.
3. Установление связности и последовательности высказывания
4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Структура и содержание третьего этапа
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю начиная с апреля (первый год обучения) и на протяжении всего второго года обучения по методике В.К. Воробьевой. Занятие длится 45 минут. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:
- составлять предложения различных синтаксических конструкций;
- анализировать текст:
- определять тему рассказа (текста);
- определять основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно-развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.
Приложение 1.
Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.
29 учебных недель (87ч).
№ | Дата | Тема занятия. | Упражнения на развитие фонематического слуха | Лексико-граммаические упражнения | ||
ОНР | НВОНР 1 | НВОНР 2 | ||||
1 | Дифференциация понятий: «Речь. Предложение». | Узнавание неречевых звуков. | Одушевленные и неодушевленные существительные. | |||
2 | Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения. | Узнавание неречевых звуков. | Одушевленные и неодушевленные существительные. | |||
3 | Дифференциация понятий: «Предложение. Слово». | Узнавание неречевых звуков. | Одушевленные и неодушевленные существительные. | |||
4 | Анализ простого нераспространенного предложения. | Узнавание неречевых звуков. | Одушевленные и неодушевленные существительные. | |||
5 | Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов. | Узнавание неречевых звуков. | Существительные мужского и женского рода. | |||
6 | Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами. | Узнавание неречевых звуков. | Существительные мужского и женского рода. | |||
7 | Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами. | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. | Существительные мужского и женского рода. | |||
8 | Закрепление. Обучающий диктант. | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. | Существительные мужского и женского рода. | |||
9 | Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог». | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. | Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода. | |||
10 | Слогообразующая роль гласных звуков. | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. | Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода. | |||
11 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. | Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. | Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода. | |||
12 | Ударение. | Различение слов, близких по звуковому составу. | Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода. | |||
13 | Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов. | Различение слов, близких по звуковому составу. | Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода. | |||
14 | Звуковой анализ слов типа «мак». | Различение слов, близких по звуковому составу. | Существительные, которые употребляются только в ед. числе. | |||
15 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна». | Различение слов, близких по звуковому составу. | Существительные, которые употребляются только во мн. числе. | |||
16 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина». | Различение слов, близких по звуковому составу. | Глаголы настоящего времени в ед. и мн. числе. | |||
17 | Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка». | Различение слов, близких по звуковому составу. | Глаголы настоящего времени в ед. и мн. числе. | |||
18 | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. | Различение слов, близких по звуковому составу. | Глаголы прошедшего времени м. и ж. рода.. | |||
19 | Обучающий диктант. | Различение слов, близких по звуковому составу. | Глаголы несовершенного и совершенного вида. | |||
20 | Обобщающее занятие. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в В. падеже. | |||
21 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в В. падеже. | |||
22 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в Р. падеже. | |||
23 | Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в Р. падеже. | |||
24 | Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в Д. падеже. | |||
25 | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в Тв. падеже. | |||
26 | Обучающий диктант. | Дифференциация слогов. | Существительные м. и ж. рода ед числа в Тв. падеже. | |||
27 | Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда. | Дифференциация слогов. | Повторение. | |||
28 | Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов. | Повторение. | ||||
29 | Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов. | Существительные ср. рода. | ||||
30 | Дифференциация гласных звуков 1 ряда на материале слогов и слов. | Дифференциация сущ. по родам. | ||||
31 | Дифференциация понятий: «Звук. Буква». | Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде. | ||||
32 | Дифференциация понятий: «Звук. Буква». | Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде. | ||||
33 | Образование гласных 2 ряда. | Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде. | ||||
34 | Образование гласных 2 ряда. | Предлоги НА, В со значением местонахождения. | ||||
35 | Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов. | Предлоги ПОД, ЗА со значением местонахождения. | ||||
36 | Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений. | Повторение. | ||||
37 | Обучающий диктант. | Повторение. | ||||
38 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах. | Предлоги В, ИЗ в значении направления движения. | ||||
39 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях. | Предлоги В, НА, ИЗ в других значениях. | ||||
40 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И предложениях и текстах. | Предлог С в различных значениях. | ||||
41 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление. | Предлоги НА, НАД. Повторение. | ||||
42 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах. | Согласование прил. с сущ. мн. числа в Им. падеже. | ||||
43 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях. | Мн. число сущ. ср. и м. рода. | ||||
44 | Р/Р Сравнение рассказа с набором слов. | Мн. число сущ. ср. и м. рода. | ||||
45 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах. | Возвратные и невозвратные глаголы. | ||||
46 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||||
47 | Р/Р Сравнение рассказа с набором предложении, не связанных между собой. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||||
48 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||||
49 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||||
50 | Р/Р Сравнение рассказа с коммуникативно-слабыми предложениями. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||||
51 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными. Закрепление. | Приставочные глаголы. | ||||
52 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах. | Приставочные глаголы. | ||||
53 | Р/Р Сравнение рассказа с его деформированным вариантом. | Приставочные глаголы. | ||||
54 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях. | Словообразование им. сущ. | ||||
55 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах. | Словообразование им. сущ. | ||||
56 | Р/Р Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом. | Словообразование им. сущ. | ||||
57 | Закрепление. Обучающий диктант. | Словообразование им. сущ. | ||||
58 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. | Словообразование им. сущ. | ||||
59 | Р/Р Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом. | Словообразование им. сущ. | ||||
60 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е | Структура и смысл предложения. | ||||
61 | Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление. | Структура и смысл предложения. | ||||
62 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Дождик». | Распространенные и нераспространенные предложения. | ||||
63 | Обучающий диктант с грамматическим заданием. | Количество слов в предложении. | ||||
64 | Анализ работ. Работа над ошибками. | Количество слов в предложении. | ||||
65 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Как утята напугали котенка». | Количество слов в предложении. | ||||
66 | Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц]. | Количество слов в предложении. | ||||
67 | Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й]. | Сущ. с суффиксом -НИК-, -НИЦ-. | ||||
68 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Живая тропинка». | Сущ. с суффиксом -НИК-, -НИЦ-. | ||||
69 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком. | Сущ. с суффиксом -ЩИК-, -ИСТ-. | ||||
70 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова. | Повторение. | ||||
71 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Как медведь себя испугал». | Относительные прилагательные. | ||||
72 | Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова. | Относительные прилагательные. | ||||
73 | Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление. | Относительные прилагательные. | ||||
74 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Еж и Маша». | Относительные прилагательные. | ||||
75 | Обучающий диктант. | Относительные прилагательные. | ||||
76 | Работа над ошибками. Дифференциация звуков и букв: О – У в слогах и словах. | Сравнительная степень наречий и прилагательных. | ||||
77 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Муравей и голубка». | Сравнительная степень наречий и прилагательных. | ||||
78 | Дифференциация звуков и букв: О – У в словах и предложениях. | Притяжательные прилагательные. | ||||
79 | Дифференциация звуков и букв: О – У в предложениях и текстах. | Притяжательные прилагательные. | ||||
80 | Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Олененок». | Согласование притяжательных прил. с сущ. в роде и числе. | ||||
81 | Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах. | Повторение. | ||||
82 | Дифференциация букв Ё – Ю в словах и предложениях. | |||||
83 | Дифференциация букв Ё – Ю в предложениях и текстах. | |||||
84 | Контрольное списывание. | |||||
85 | Итоговый диктант с грамматическим заданием. | |||||
86 | Анализ работ. Работа над ошибками. | |||||
87 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у уч...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»для обучающихся 1 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»для обучающихся 1 класса...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)
Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...