Решение коррекционных задач урока
методическая разработка на тему

Храмцова Марина Алексеевна

В поисках путей повышения качества обучения и воспитания школьников, проблема совершенствования, повышения эффективности урока занимает одно из ведущих мест. Естественно, что в школе ученик формируется во всех видах деятельности: учебно-познавательной, трудовой, общественно политической, в процессе занятия физической культурой и т.д. Однако ведущая роль при этом принадлежит учебно-познавательной, а главной организационной формой, в которой эта деятельность реализуется, является урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_korrektsionnykh_zadach_uroka.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

 

«РЕШЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ УРОКА

ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМ, ПРИЕМОВ И ВИДОВ РАБОТ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

 

Храмцова М.А.

История развития коррекционно – развивающего обучения.

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.                                                                   В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно – развивающего обучения в разные временные периоды изменялась. Так, в работах А.М.Граборова (30-40-е г.г.) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого ребёнка». Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребёнка в число основных принципов обучения.

Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе Л.В. Занкова  «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников»

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих  дефектологов России коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы во вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль. Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно – педагогической работе, то она не может вычлениться из  триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.        В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Возможные пути повышения эффективности урока

        В поисках путей повышения качества обучения и воспитания школьников, проблема совершенствования, повышения эффективности урока занимает одно из ведущих мест. Естественно, что в школе ученик формируется во всех видах деятельности: учебно-познавательной, трудовой, общественно политической, в процессе занятия физической культурой и т.д. Однако ведущая роль при этом принадлежит учебно-познавательной, а главной организационной формой, в которой эта деятельность реализуется, является урок.

        Тщательно продуманное целеполагание – исходная позиция повышения эффективности урока. Однако этого недостаточно. Необходимо, чтобы учитель умел ставить конкретные цели урока, адекватные его содержанию. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали формы организации познавательной деятельности учащихся. Таким образом,   определение типа урока (по установленной классификации),   определение целей к каждому типу урока,   определение набора структурных этапов урока  - должно продумываться учителем в строгом соответствии.

Дидактическая задача

 Урок – изучения нового материала –

дидактическая цель (она берется из программы и должна быть лаконична):

  • дать понятие или познакомить (например, о правилах деления с остатком);
  • дать представление….

Вводный урок –

дидактическая цель -  выявить уровень учащихся по теме.

Комбинированный урок -  

дидактическая цель - выявить уровень знаний учащихся по теме  «Насекомые»;

-дать понятие о мухе, как представителе класса насекомых.

Или – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Насекомое»,

             -   дать понятие о пчеле, как…

Кроме того, формулировка дидактической цели на комбинированном уроке может начинаться со слов «повторить…, закрепить…».

Обобщающий урок – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме…

Контрольный урок – определить уровень усвоения учебного материала по теме… (здесь уже включаются разнотипные задания: теоретическая и практическая часть).

        Учитывая различный уровень усвоения знаний учащимися и постепенность изучения материала, учитель должен четко планировать материал, ясно представляя себе всю систему уроков по теме, познавательные возможности учащихся, состояние их знаний, умений и навыков. И, соответственно, цели урока будут формулироваться поступательно - видна динамика, усложнение учебного материала, расширение методических средств и приемов работы.

 

Например:

Русский язык – Тема: Правописание безударных гласных в корне слов – 5 класс

дидактическая задача –

1 урок – познакомить учащихся с правописанием                      безударных гласных в корне слова;

2 урок – формирование навыка правописания безударных гласных;

3 урок – закрепление навыка правописания безударных гласных (в том числе, и с несколькими безударными гласными в слове);

Математика – Тема: Решение задач на движение – 7 класс

1 урок – познакомить учащихся с двумя способами решения задачи на одновременное встречное движение;

2 урок – закрепить понятие учащихся о зависимости между тремя величинами путем решения задач на одновременное встречное движение.

Воспитательные задачи

  • воспитание мотивации к учению (дидактические игры, познавательные задачи в ходе урока, был ли интерес ребят);
  • современный учебный материал;
  • включение в урок материалов по профессиональному ориентированию учащихся;
  • объяснить учащимся практическую значимость изучаемого материала.

Коррекционно-развивающие задачи

        Определение коррекционно-развивающих задач зависит от методов и приемов работы учителя на уроке и должны быть сформированы таким образом, чтобы:

а) конкретно указывалось что корригируется;

б) какими конкретно методами, приемами это будет достигаться.

 Например:

  •  коррекция логического мышления на основе упражнений по           классификации  (такие задания, как: «из данных примеров выбери пример на деление с остатком»);
  •  коррекция познавательной деятельности учащихся на основе установления причинно-следственных связей и отношений;
  • коррекция двигательной памяти на основе упражнений в запоминании движений;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении;
  • коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе и синтезе (такие упражнения, как: «из данных слов выбери…»);
  • коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении, установлении логических связей;
  • коррекция аналитико-синтетической деятельности уч-ся на основе упражнений по составлению кроссвордов, слов…;
  • коррекция мелкой моторики пальцев на основе упражнений по выкладыванию букв;
  • коррекция речи учащихся  (развитии навыка связного устного высказывания на основе изучения… строения насекомых, географического положения материка, биографии исторического деятеля …);
  • коррекция наглядно-образной памяти (и логического мышления) на  основе выполнения практических работ по биологии …
  • коррекция наглядно-образного мышления при составлении предмета из частей;
  • коррекция мыслительных операций на основе упражнений в сравнении, классификации;
  • коррекция логического мышления и наглядно-образной памяти при составлении рассказа по картинному плану;
  • коррекция внимания на основе игровых упражнений;
  • коррекция памяти на основе речевых упражнений по подбору синонимов, антонимов и т.д.

                      Нельзя при определении коррекционной задачи урока планировать сразу работу по коррекции нескольких психических функций: «корригировать память, мышление, внимание» (т.е. одновременно). Это очень расплывчато, соответственно, и результат будет тоже расплывчатый.

Решение коррекционно-развивающих задач урока

                         Коррекционно - развивающее направление урока ставится во главу угла учебного процесса любого коррекционного учреждения и может решаться двумя путями:

  1. Достижение дидактических целей урока  с использованием различных методических приемов и средств. Вдумчивый подбор этих приемов, доскональное планирование  урока – уже это позволяет опытному учителю при решении образовательных задач одновременно  решать и коррекционно – развивающие задачи

     например:

     коррекция логического мышления

русский язык -  идет отработка любого правила по русскому языку, т.е. новый материал, новая орфограмма). Это решение дидактической задачи. Но здесь же! – дети на примере предварительных упражнений и заданий сами формируют это правило.

география – увязка предварительных тем по географическому положению материков с выводом по особенностям климата на этом материке;

история – изучение тем по экономическому развитию государства в какой-то период, положение народа в этот период – учащиеся самостоятельно формулируют  причины революции;

коррекция памяти 

русский язык, чтение - заучивание правил, повторение ранее пройденных орфограмм, заучивание стихов, ответы на вопросы учителя выдержками из текста  и т.д.

математика – устный счет

труды – самостоятельное изготовление изделия (моторная память)

биология – работа с таблицами, сигнальными картами,наглядными пособиями.

 

коррекция пространственной ориентировки 

труды – работа с чертежами, раскрой изделия

география, история – работа с географическими картами, контурными картами, изучение тем, связанных с  масштабом,  планами и выполнение практических работ по этим темам и т.д.

геометрия – темы по изучению геометрических фигур, углов, работа с транспортиром, циркулем и т.д.

физкультура – движение по залу, выполнение словесной инструкции-команд на движение и т.д.

ритмика -  строй, упражнения на гимнастической скамейке и т.д.

коррекция фонетико – фонематического слуха, слухового восприятия все уроки письма, чтения  в начальных классах,

музыка – музыкальная память – ритм, мелодия, артикуляция при пении и т.д.

русский язык, чтение – повсеместно, практически на каждом уроке.

Вывод: развивающее обучение в специальных учреждениях невозможно  без решения коррекционных задач (и наоборот, не занимаясь целенаправленно коррекцией и развитием, ничему детей не научить, не будет решена образовательная задача).

  1. Использование приемов индивидуального и дифференцированного обучения на каждом уроке. Переход на разноуровневое обучение является условием эффективности коррекционной работы (это и индивидуальные, и групповые, и фронтальные виды работ, и определение оптимального объема заданий для каждого ученика, и подбор темпа урока, и работа по карточкам, перфокартам и  т.д.)

  1. И, наконец, включение в урок (на различных этапах) специальных коррекционно – развивающих упражнений на развитие высших психических функций ребенка.

Под всем этим понимается организация учебного процесса в рамках действующих программ и учебников таким образом, чтобы в процессе освоения программного материала действительно развивался механизм компенсации у каждого конкретного ученика, имеющего какие-либо дефекты развития и трудности обучения.

Реализация принципов, способствующих повышению эффективности урока

Рассматривая урок с этой точки зрения, за основу его планирования должен быть положен ряд принципов, которые способствуют его коррекционной направленности:

  1. принципы усиления мотивационной направленности учебного поведения;
  2. принцип мобилизации механизма компенсации каждого конкретного ученика;
  3. принцип формирования продуктивных способов обработки и отработки учебной информации;
  4. принцип развития динамичности восприятия.

Руководствуясь этими положениями,  при разработке каждого урока педагоги должны учитывать следующие факторы:

а) Каждое задание должно быть интересно и полезно каждому ученику, а потому формы и  способы постановки задания, определение продолжительности его выполнения, критерии оценивания, т.е. поощрения всегда продумываются учителем заранее;

б) Предлагаемые учащимися задания должны предполагать не просто обработку учебной информации (повторение, закрепление, изучение…), но и обязательное развитие высших психических функций: акцент в работе учителя делается не на «сколько прочитал, написал…», а на то, как работал ученик, какие умственные операции были задействованы  (опора сразу на несколько анализаторов);

в) Включение в урок упражнений по развитию и коррекции высших психические функций: внимания, памяти, восприятия; учитель должен продумывать конкретное задание по коррекции отдельных процессов: запоминание – вербальная память; сравнение – логическое мышление и т.д.

г) Включение в урок выполнение идентичных заданий, но разных для каждого конкретного ученика, т.е. объяснение решения нового типа задачи фронтально со всем классом, а затем решение такой же идентичной задачи осуществляется каждым отдельным учеником на своем персональном материале, подготовленным учителем, т.е. осуществляется перенос способа действия  учебной информации.

д) Систематический контроль и учет состояния уровня учебного поведения каждого ученика: акцент только на хорошие моменты, побуждающие ученика учиться.

        Все вышеперечисленное позволяет сделать любой урок максимально эффективным  как в плане развития и коррекции личности ребенка, так и в плане  усвоения программного материала.

Коррекционно – развивающие упражнения

на различных этапах урока.

Оргмомент –

задачи – подготовка учащихся к работе на уроке (и организационная, и психологическая).

Упражнения на зрительное восприятия

 Чтение, русский язык, все уроки в начальной школе 

  •  догадайтесь, какие буквы здесь спрятались

(о, т, ч, л, к, п, г)

  • сядут те дети, которые скажут в каких буквах мы пишем этот элемент                                                                                                                                                                         (а, и, ш, л, м, н, у, ы, ц, ч);

затем плавный переход к повторению или проверке домашнего задания:  какую букву мы учились писать на прошлом уроке?

  • учитель 15 секунд демонстрирует 10 картинок с изображением насекомых (любой предмет – любая тема). Учащимся предлагается запомнить последовательность картинок и кто на них изображен. Далее:

    простой вариант - одна карточка убирается – дети должны сказать, какая картинка отсутствует,    

    более сложный вариант – карточки меняются местами – дети должны построить картинный ряд в первичном варианте.

 

  • детям предлагаются карточки с рядами букв; задание - подчеркни букву М, обведи кружочком букву Р (любые варианты карточек, коррекция внимания) .
  • упражнения – задания

 (посмотрите вокруг и запомните, что вы видете; закройте глаза, вспомните и назовите: что лежит на столе учителя, кто сидит за Ваней, что одето на Пете? – все это с закрытыми глазами);

  • упражнения – задания

 (на столе учителя лежат  предметы -  2 кубика, 3 треугольника; задание: запомни, как располагаются предметы;  потом учитель переставляет некоторые предметы; ученик должен воспроизвести предметное расположение в первоначальном варианте)

 Упражнения на коррекцию аналитико-синтетической деятельности 

  • сложить слова из кусочков

каждое слово написать на одном цветовом фоне; «рисует» - красный, «колоть» - зеленый, «ехать» - белый,  «читал» - желтый и т.д.

  • составить предложения с этими словами. Начало предложения формулирует учитель:

«Серьезный художник…»

«Веселый дровосек…»

 (эти упражнения можно предлагать детям в виде соревнования: кто быстрее выполнит?)

        Данные упражнения помогают развитию самоконтроля у учащихся. Ученик сам определяет уровень правильности своего восприятия. Упражнения подобного рода приучают учащихся к более четкому и внимательному восприятию информации. Такие упражнения развивают воображение учащихся.

  •  определи по форме окружающих предметов названия геометрических фигур (стена, дверь, окно, учебник и т.д.)

Упражнения на сравнение.

  • сравнение двух предметов, одинаковых по назначению, но разных по форме, величине, цвету и т.д.

Упражнение на коррекцию слухового восприятия

  • определи ударный слог в словах,  записанных на доске (трава, следы, карандаш, ужас и т.д.)

данный вид упражнений можно проводить в виде  соревнования между рядами.

  • послушай и подними цифру, обозначающую ударный слог по порядку; учитель показывает картинку с изображением какого-либо предмета, произносить название, ученики показывают карточки с номером ударного слога;
  • игра «Кто быстрее соберет пирамиду» (соревнование рядов)

             

                  Г  Р          Б Ы        

                    П Л            Т А    (буквы-карточки дети берут на столе учителя)

                  П Л          Ч О

                      С Н          Г А

  • разгадывание ребусов

                 (столбы)

  • игра «Знатоки» (класс делится на две команды, вопрос-ответ, количество очков засчитывается команде)

     

Упражнения на развитие внимания, памяти 

  • математика

Табличка №1                                  Табличка №2                         Табличка №3

               1  3  5  4  2                      6  8  9  1  0  7                             2  1  4  9  5

                 

                3  1  1  5  4                      7  9  1  0  8  8                             3  6  1  0  1

                2  3  5  4  8                      1  0  6  9  7  8                              8  2  5  9  4

                 

Для работы с этими табличками можно предлагать  следующие задания:

сколько троек                    -сколько восьмерок                -сколько единиц

  •  задание «исключить лишнюю фигуру»

                 

В ряду этих геометрических фигур можно включить незамкнутую линию. При ответе детей акцентируется внимание на том, почему ребенок назвал именно эту фигуру лишней.

               

  • задание «дорисовать геометрические фигуры и определить ее название»

  • задание «определить на глаз сколько маленьких квадратов уместится в большом прямоугольнике»

При выполнении задания возможно использовать цветовое решение – прямоугольник одного цвета, квадрат – другого цвета. Это развивает воображение детей.

  • задание «составить  из 10 палочек геометрические фигуры на парте»
  • слоговая разминка.
  • работа по сюжетной картинке картинке (рассмотреть 1 минуту, найти 10 недостающих деталей).

Этап: Проверка домашнего задания 

Задачи - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащихся, устранение обнаруженных пробелов,  закрепление знаний, умений и навыков учащихся

Русский язык –

  •  прочитайте слово, начиная с буквы соответветствующей сегодняшнему дню недели, определите ударный слог.
  • - задание « найти слова с тем кол-вом слогов, сколько раз я хлопну в ладоши»
  •   прочитайте слово, заканчивающуюся на согласную.
  •  игра «волшебный мешочек»- один ученик на ощупь вытаскивает карточку с цифрой, другой – находит в тексте слово с соответствующим количеством слогов.

Чтение

  •  прочитайте ряд слов, вспомните, в каком порядке читали их в тексте и т.д.
  • речевая гимнастика (можно использовать на уроках и в начальных и в старших классах, только с усложнением предлагаемого материала):

детям предлагается ряд слов (например, с «ь» на конце), они должны выбрать слово без значения. Возможны любые  варианты рядов, но это может быть и выборка из текста, который в дальнейшем будет изучаться на уроке.

  • речевая гимнастика – чтение слоговых таблиц
  • ач           оч           уч            ыч

  • ча            чо           чу            чы                     и т. д.

  • речевая гимнастика на уроке помогает решению вопросов и  подготовки артикуляционного аппарата к чтению, и концентрация внимания, и тренировка зрительного анализатора.

  • задание  «прочитайте предложение, в котором 3 предлога»,
  • задание  «в каком предложении количество слов соответствует количеству учеников в классе».
  • задание «прочитайте предложение, в котором прилагательное имеет в корне безударную гласную».
  • задание - учитель называет прилагательное (существительное…), а ученики показывают карточку соответствующую падежа.

Этап: Подготовка к активной  учебно-познавательной деятельности на уроке (введение в тему)

Задачи -  подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

         

Коррекция внимания,  логического мышления 

(конечно, параллельно проводится отработка учебных задач с привлечением предыдущего опыта и знаний учащихся)

1.Тема: прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже.

  •  Детям предлагается таблица с пустыми клетками.

Слова – красный, красного, краса, покраснеть.

Задание -  вставить эти слова в таблицу, какие из слов подходят к изучаемой теме. Чем они отличаются?

  • Задание «Поднимите левую руку, если я назову прилагательное в  Им. падеже; правую –  в Р. падеже.
  • Детям предлагаются конверты с окончаниями прилагательных:

                      ый, ий, ое, ее, ого, ему, ому

  Учитель называет прилагательные в разных падежах, дети показывают     карточки с соответствующими окончаниями. Две карточки не показывались. Учитель задает вопрос: Какие карточки вы не использовали? К какому падежу они могут относиться? Значит, какой падеж мы будем изучать?

 

  • задание «Исправь  ошибки» (трудный задача) -Упражнение на внимание.

2. Тема: «Безударные гласные»

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Очень емкое упражнение, сочетающее в себе и слуховое и зрительное восприятие; и воспроизведение, и развитие долговременной памяти (вспомни все орфограммы из текста); и развитие речи – полные ответы учащихся.

(т.е. одновременно решаются и коррекционные и дидактические задачи урока)

На доске: здесь чудный лук, и я лижу;

                 здесь лиса, красивый чистый прут.

Учитель читает один раз правильно. Учащиеся исправляют ошибки.

       3. Тема: Местоимения

  • у каждого ученика на парте конверт с карточками-табличками (не заполненные), на доске  представлена заполненная таблица

Я

Они

  Мы

Ты

Оно

Вы

Задание: запомните последовательность слов в таблице. Потом таблица   закрывается. На своих карточках дети карандашом записывают то, что запомнили (1 мин).

  • учитель читает текст, у детей те же карточки, что и в предыдущем задании. Услышав в предложении местоимение, дети поднимают нужную карточку. В последнем предложении учитель вместо местоимения «ты», употребляет «тебе». Соответственно, переход к новой теме «Склонение местоимений»

 4. Тема: Глаголы

  • задание «расшифруйте тему урока»

                           из указанных глаголов назовите те, что обозначают действие, которое происходит в данный момент (далее, объявление новой темы урока)

  1. Задания, которые можно использовать на различных уроках

       -  предупреждающие задания: учитель читает стихотворение – ученики должны выбрать слова, обозначающие признаки весны.

– разложить картинки в логической последовательности

(любые темы по любому предмету:

начиная с признаков какого-то сезона, и далее…

 материки по величине, изображение животных по природным зонам; исторические события по временной последовательности;

иллюстрации литературных произведений по сюжету и т.д.

                                                                ( коррекция мышления)

- работа с сюжетными картинками или иллюстрациями.

Этап: Усвоение новых знаний, изучение нового материала

Задачи - сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, выделение главного, обобщение знаний на основе выработки умений.

 Виды заданий:

  • словарная работа (слова на доске – убрали – назвали по памяти – что обозначает)
  • осмысленное чтение  (чтение со смазанными окончаниями)
  • осмысленное и выразительное  чтение (читает учитель, продолжает ученик – учение старается повторить интонационное чтение учителя, внимательно следит за его чтением)
  • изменение силы звука при чтении
  • игра « исправь ошибки»
  • числовой ряд (намеренно не хватает 2,3 чисел)
  • лишнее число (упражнение на классификацию) 1, 10, 6
  •  упражнение  на логическое мышление

7                5                         16            6                            15              10

                          2                                           ?                                                ?

            Задание – найдите закономерность и вставьте недостающие числа.

  •  перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание: объяснение учителя – бабочка, дети – майский жук (коррекционный  прием)

 

  •  русский язык

использование правил -  рифмовок при изучении нового материала (есть практически на каждую изучаемую орфограмму).

  •  русский язык

работа с учебником (как вариант: прочитать внимательно, запомнить. Закрыть, написать слова (с проверочными)

  •  математика.

 Работа с чертежом. Начертить прямоугольник с данными величинами сторон в тетрадь. Длину – синим, ширину – красным. Вытягивание всех сторон прямоугольника в один отрезок. Вывод – определи периметр прямоугольника.

- Изучение квадратных мер на изготовленных пособиях разного цвета путем наложения (не менять цвета в течение длительного времени – проходят по разным темам).

Кв.см – зеленый,   кв. м – белый,         кв.дм - розовый

  • Опосредованное запоминание: схемы – опоры, картинный план     долговременное запоминание: представление на начальных этапах урока – связный рассказ на этапе обобщения.

Этап: Первичное закрепление 

Задачи -  установить осознанность усвоения учащихся нового учебного материала; усвоение связей и отношений между фактами, установить какие пробелы есть.

Закрепление 

Задачи - организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

Виды заданий: 

  1. Игра «Путаница»
  2. По представленной картине «Зима в лесу» – закончить предложения, вставить прилагательные

                                            В       …. лесу….

То же картина «У сельского дома» - записать в два столбика слова с безударной гласной  

Одушевленные                                      Неодушевленные

  1. Ученикам даются 7 табличек со словами

1                 2                                   3                                  4                  5

ц * н а

ч* исло

кусты

ст * кло

жара

л* сток

б *олото

Вопрос учащимся: Почему не везде пропущены буквы?

Эти таблички убираются, остальные обозначаются цифрами.

Задание учащимся: запомнить слова на убранных табличка, воспроизвести и написать.

Задание учащимся: запомнить оставшиеся таблички со словами по цифрам ; учитель называет цифру – ученик записывает слово.

  1. Учитель диктует существительные. Дети на слух распределяют слова по 3-м столбикам.

Р.П. (мн. число)                 М.Р. (сущ.)         Ж.Р. (сущ.)

С круч                                 пейзаж меч                       дочь

                                               

  • коррекция слухового восприятия, фонематического слуха;
  • коррекция мышления (упражнение на аналитико – синтетическую деятельность)
  • одновременная автоматизация двух правил
  • словарная работа (пейзаж)

Этап: Обобщение и систематизация

Задачи - усвоение системы понятий (новое + старое, новое + межпредметные связи).

Этап: Подведение итогов урока –

Задачи - дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умение, и навыках (здесь очень важен воспитательный момент – или снижение, или повышение учебной мотивации).

Этап: Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению -  

Задачи - на основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению.

Список  литературы

Бгажнокова И.М.  Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта.  // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30

 Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.   Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11

Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Москва, Руссико, 1994 г.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -          Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.

 Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.

Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.

Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

  Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

Презентация на тему "Первый и второй Законы Менделя. Решение генетических задач". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в теме "Генетика".Приведены основные понятия и символы генетики, используемые при решении генетических задач. В през...

Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра

Цели урока: развивать навыки самоконтроля  ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...

Семинар для педагогов «Детский аутизм - определение, признаки и актуальные методы решения коррекционных задач в работе с аутичным ребенком»

Семинар для педгогов «Детский аутизм - определение, признаки и актуальные методы решения коррекционных задач в работе с аутичным ребенком»...