Решение коррекционных задач урока
методическая разработка на тему
В поисках путей повышения качества обучения и воспитания школьников, проблема совершенствования, повышения эффективности урока занимает одно из ведущих мест. Естественно, что в школе ученик формируется во всех видах деятельности: учебно-познавательной, трудовой, общественно политической, в процессе занятия физической культурой и т.д. Однако ведущая роль при этом принадлежит учебно-познавательной, а главной организационной формой, в которой эта деятельность реализуется, является урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_korrektsionnykh_zadach_uroka.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
«РЕШЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ УРОКА
ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМ, ПРИЕМОВ И ВИДОВ РАБОТ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»
Храмцова М.А.
История развития коррекционно – развивающего обучения.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний. В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно – развивающего обучения в разные временные периоды изменялась. Так, в работах А.М.Граборова (30-40-е г.г.) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого ребёнка». Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребёнка в число основных принципов обучения.
Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников»
В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы во вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль. Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно – педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.
Возможные пути повышения эффективности урока
В поисках путей повышения качества обучения и воспитания школьников, проблема совершенствования, повышения эффективности урока занимает одно из ведущих мест. Естественно, что в школе ученик формируется во всех видах деятельности: учебно-познавательной, трудовой, общественно политической, в процессе занятия физической культурой и т.д. Однако ведущая роль при этом принадлежит учебно-познавательной, а главной организационной формой, в которой эта деятельность реализуется, является урок.
Тщательно продуманное целеполагание – исходная позиция повышения эффективности урока. Однако этого недостаточно. Необходимо, чтобы учитель умел ставить конкретные цели урока, адекватные его содержанию. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали формы организации познавательной деятельности учащихся. Таким образом, определение типа урока (по установленной классификации), определение целей к каждому типу урока, определение набора структурных этапов урока - должно продумываться учителем в строгом соответствии.
Дидактическая задача
Урок – изучения нового материала –
дидактическая цель (она берется из программы и должна быть лаконична):
- дать понятие или познакомить (например, о правилах деления с остатком);
- дать представление….
Вводный урок –
дидактическая цель - выявить уровень учащихся по теме.
Комбинированный урок -
дидактическая цель - выявить уровень знаний учащихся по теме «Насекомые»;
-дать понятие о мухе, как представителе класса насекомых.
Или – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Насекомое»,
- дать понятие о пчеле, как…
Кроме того, формулировка дидактической цели на комбинированном уроке может начинаться со слов «повторить…, закрепить…».
Обобщающий урок – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме…
Контрольный урок – определить уровень усвоения учебного материала по теме… (здесь уже включаются разнотипные задания: теоретическая и практическая часть).
Учитывая различный уровень усвоения знаний учащимися и постепенность изучения материала, учитель должен четко планировать материал, ясно представляя себе всю систему уроков по теме, познавательные возможности учащихся, состояние их знаний, умений и навыков. И, соответственно, цели урока будут формулироваться поступательно - видна динамика, усложнение учебного материала, расширение методических средств и приемов работы.
Например:
Русский язык – Тема: Правописание безударных гласных в корне слов – 5 класс
дидактическая задача –
1 урок – познакомить учащихся с правописанием безударных гласных в корне слова;
2 урок – формирование навыка правописания безударных гласных;
3 урок – закрепление навыка правописания безударных гласных (в том числе, и с несколькими безударными гласными в слове);
Математика – Тема: Решение задач на движение – 7 класс
1 урок – познакомить учащихся с двумя способами решения задачи на одновременное встречное движение;
2 урок – закрепить понятие учащихся о зависимости между тремя величинами путем решения задач на одновременное встречное движение.
Воспитательные задачи
- воспитание мотивации к учению (дидактические игры, познавательные задачи в ходе урока, был ли интерес ребят);
- современный учебный материал;
- включение в урок материалов по профессиональному ориентированию учащихся;
- объяснить учащимся практическую значимость изучаемого материала.
Коррекционно-развивающие задачи
Определение коррекционно-развивающих задач зависит от методов и приемов работы учителя на уроке и должны быть сформированы таким образом, чтобы:
а) конкретно указывалось что корригируется;
б) какими конкретно методами, приемами это будет достигаться.
Например:
- коррекция логического мышления на основе упражнений по классификации (такие задания, как: «из данных примеров выбери пример на деление с остатком»);
- коррекция познавательной деятельности учащихся на основе установления причинно-следственных связей и отношений;
- коррекция двигательной памяти на основе упражнений в запоминании движений;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении;
- коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе и синтезе (такие упражнения, как: «из данных слов выбери…»);
- коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении, установлении логических связей;
- коррекция аналитико-синтетической деятельности уч-ся на основе упражнений по составлению кроссвордов, слов…;
- коррекция мелкой моторики пальцев на основе упражнений по выкладыванию букв;
- коррекция речи учащихся (развитии навыка связного устного высказывания на основе изучения… строения насекомых, географического положения материка, биографии исторического деятеля …);
- коррекция наглядно-образной памяти (и логического мышления) на основе выполнения практических работ по биологии …
- коррекция наглядно-образного мышления при составлении предмета из частей;
- коррекция мыслительных операций на основе упражнений в сравнении, классификации;
- коррекция логического мышления и наглядно-образной памяти при составлении рассказа по картинному плану;
- коррекция внимания на основе игровых упражнений;
- коррекция памяти на основе речевых упражнений по подбору синонимов, антонимов и т.д.
Нельзя при определении коррекционной задачи урока планировать сразу работу по коррекции нескольких психических функций: «корригировать память, мышление, внимание» (т.е. одновременно). Это очень расплывчато, соответственно, и результат будет тоже расплывчатый.
Решение коррекционно-развивающих задач урока
Коррекционно - развивающее направление урока ставится во главу угла учебного процесса любого коррекционного учреждения и может решаться двумя путями:
- Достижение дидактических целей урока с использованием различных методических приемов и средств. Вдумчивый подбор этих приемов, доскональное планирование урока – уже это позволяет опытному учителю при решении образовательных задач одновременно решать и коррекционно – развивающие задачи
например:
коррекция логического мышления
русский язык - идет отработка любого правила по русскому языку, т.е. новый материал, новая орфограмма). Это решение дидактической задачи. Но здесь же! – дети на примере предварительных упражнений и заданий сами формируют это правило.
география – увязка предварительных тем по географическому положению материков с выводом по особенностям климата на этом материке;
история – изучение тем по экономическому развитию государства в какой-то период, положение народа в этот период – учащиеся самостоятельно формулируют причины революции;
коррекция памяти
русский язык, чтение - заучивание правил, повторение ранее пройденных орфограмм, заучивание стихов, ответы на вопросы учителя выдержками из текста и т.д.
математика – устный счет
труды – самостоятельное изготовление изделия (моторная память)
биология – работа с таблицами, сигнальными картами,наглядными пособиями.
коррекция пространственной ориентировки
труды – работа с чертежами, раскрой изделия
география, история – работа с географическими картами, контурными картами, изучение тем, связанных с масштабом, планами и выполнение практических работ по этим темам и т.д.
геометрия – темы по изучению геометрических фигур, углов, работа с транспортиром, циркулем и т.д.
физкультура – движение по залу, выполнение словесной инструкции-команд на движение и т.д.
ритмика - строй, упражнения на гимнастической скамейке и т.д.
коррекция фонетико – фонематического слуха, слухового восприятия все уроки письма, чтения в начальных классах,
музыка – музыкальная память – ритм, мелодия, артикуляция при пении и т.д.
русский язык, чтение – повсеместно, практически на каждом уроке.
Вывод: развивающее обучение в специальных учреждениях невозможно без решения коррекционных задач (и наоборот, не занимаясь целенаправленно коррекцией и развитием, ничему детей не научить, не будет решена образовательная задача).
- Использование приемов индивидуального и дифференцированного обучения на каждом уроке. Переход на разноуровневое обучение является условием эффективности коррекционной работы (это и индивидуальные, и групповые, и фронтальные виды работ, и определение оптимального объема заданий для каждого ученика, и подбор темпа урока, и работа по карточкам, перфокартам и т.д.)
- И, наконец, включение в урок (на различных этапах) специальных коррекционно – развивающих упражнений на развитие высших психических функций ребенка.
Под всем этим понимается организация учебного процесса в рамках действующих программ и учебников таким образом, чтобы в процессе освоения программного материала действительно развивался механизм компенсации у каждого конкретного ученика, имеющего какие-либо дефекты развития и трудности обучения.
Реализация принципов, способствующих повышению эффективности урока
Рассматривая урок с этой точки зрения, за основу его планирования должен быть положен ряд принципов, которые способствуют его коррекционной направленности:
- принципы усиления мотивационной направленности учебного поведения;
- принцип мобилизации механизма компенсации каждого конкретного ученика;
- принцип формирования продуктивных способов обработки и отработки учебной информации;
- принцип развития динамичности восприятия.
Руководствуясь этими положениями, при разработке каждого урока педагоги должны учитывать следующие факторы:
а) Каждое задание должно быть интересно и полезно каждому ученику, а потому формы и способы постановки задания, определение продолжительности его выполнения, критерии оценивания, т.е. поощрения всегда продумываются учителем заранее;
б) Предлагаемые учащимися задания должны предполагать не просто обработку учебной информации (повторение, закрепление, изучение…), но и обязательное развитие высших психических функций: акцент в работе учителя делается не на «сколько прочитал, написал…», а на то, как работал ученик, какие умственные операции были задействованы (опора сразу на несколько анализаторов);
в) Включение в урок упражнений по развитию и коррекции высших психические функций: внимания, памяти, восприятия; учитель должен продумывать конкретное задание по коррекции отдельных процессов: запоминание – вербальная память; сравнение – логическое мышление и т.д.
г) Включение в урок выполнение идентичных заданий, но разных для каждого конкретного ученика, т.е. объяснение решения нового типа задачи фронтально со всем классом, а затем решение такой же идентичной задачи осуществляется каждым отдельным учеником на своем персональном материале, подготовленным учителем, т.е. осуществляется перенос способа действия учебной информации.
д) Систематический контроль и учет состояния уровня учебного поведения каждого ученика: акцент только на хорошие моменты, побуждающие ученика учиться.
Все вышеперечисленное позволяет сделать любой урок максимально эффективным как в плане развития и коррекции личности ребенка, так и в плане усвоения программного материала.
Коррекционно – развивающие упражнения
на различных этапах урока.
Оргмомент –
задачи – подготовка учащихся к работе на уроке (и организационная, и психологическая).
Упражнения на зрительное восприятия
Чтение, русский язык, все уроки в начальной школе
- догадайтесь, какие буквы здесь спрятались
(о, т, ч, л, к, п, г)
- сядут те дети, которые скажут в каких буквах мы пишем этот элемент (а, и, ш, л, м, н, у, ы, ц, ч);
затем плавный переход к повторению или проверке домашнего задания: какую букву мы учились писать на прошлом уроке?
- учитель 15 секунд демонстрирует 10 картинок с изображением насекомых (любой предмет – любая тема). Учащимся предлагается запомнить последовательность картинок и кто на них изображен. Далее:
простой вариант - одна карточка убирается – дети должны сказать, какая картинка отсутствует,
более сложный вариант – карточки меняются местами – дети должны построить картинный ряд в первичном варианте.
- детям предлагаются карточки с рядами букв; задание - подчеркни букву М, обведи кружочком букву Р (любые варианты карточек, коррекция внимания) .
- упражнения – задания
(посмотрите вокруг и запомните, что вы видете; закройте глаза, вспомните и назовите: что лежит на столе учителя, кто сидит за Ваней, что одето на Пете? – все это с закрытыми глазами);
- упражнения – задания
(на столе учителя лежат предметы - 2 кубика, 3 треугольника; задание: запомни, как располагаются предметы; потом учитель переставляет некоторые предметы; ученик должен воспроизвести предметное расположение в первоначальном варианте)
Упражнения на коррекцию аналитико-синтетической деятельности
- сложить слова из кусочков
каждое слово написать на одном цветовом фоне; «рисует» - красный, «колоть» - зеленый, «ехать» - белый, «читал» - желтый и т.д.
- составить предложения с этими словами. Начало предложения формулирует учитель:
«Серьезный художник…»
«Веселый дровосек…»
(эти упражнения можно предлагать детям в виде соревнования: кто быстрее выполнит?)
Данные упражнения помогают развитию самоконтроля у учащихся. Ученик сам определяет уровень правильности своего восприятия. Упражнения подобного рода приучают учащихся к более четкому и внимательному восприятию информации. Такие упражнения развивают воображение учащихся.
- определи по форме окружающих предметов названия геометрических фигур (стена, дверь, окно, учебник и т.д.)
Упражнения на сравнение.
- сравнение двух предметов, одинаковых по назначению, но разных по форме, величине, цвету и т.д.
Упражнение на коррекцию слухового восприятия
- определи ударный слог в словах, записанных на доске (трава, следы, карандаш, ужас и т.д.)
данный вид упражнений можно проводить в виде соревнования между рядами.
- послушай и подними цифру, обозначающую ударный слог по порядку; учитель показывает картинку с изображением какого-либо предмета, произносить название, ученики показывают карточки с номером ударного слога;
- игра «Кто быстрее соберет пирамиду» (соревнование рядов)
Г Р Б Ы
П Л Т А (буквы-карточки дети берут на столе учителя)
П Л Ч О
С Н Г А
- разгадывание ребусов
(столбы)
- игра «Знатоки» (класс делится на две команды, вопрос-ответ, количество очков засчитывается команде)
Упражнения на развитие внимания, памяти
- математика
Табличка №1 Табличка №2 Табличка №3
1 3 5 4 2 6 8 9 1 0 7 2 1 4 9 5
3 1 1 5 4 7 9 1 0 8 8 3 6 1 0 1
2 3 5 4 8 1 0 6 9 7 8 8 2 5 9 4
Для работы с этими табличками можно предлагать следующие задания:
сколько троек -сколько восьмерок -сколько единиц
- задание «исключить лишнюю фигуру»
В ряду этих геометрических фигур можно включить незамкнутую линию. При ответе детей акцентируется внимание на том, почему ребенок назвал именно эту фигуру лишней.
- задание «дорисовать геометрические фигуры и определить ее название»
- задание «определить на глаз сколько маленьких квадратов уместится в большом прямоугольнике»
При выполнении задания возможно использовать цветовое решение – прямоугольник одного цвета, квадрат – другого цвета. Это развивает воображение детей.
- задание «составить из 10 палочек геометрические фигуры на парте»
- слоговая разминка.
- работа по сюжетной картинке картинке (рассмотреть 1 минуту, найти 10 недостающих деталей).
Этап: Проверка домашнего задания
Задачи - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащихся, устранение обнаруженных пробелов, закрепление знаний, умений и навыков учащихся
Русский язык –
- прочитайте слово, начиная с буквы соответветствующей сегодняшнему дню недели, определите ударный слог.
- - задание « найти слова с тем кол-вом слогов, сколько раз я хлопну в ладоши»
- прочитайте слово, заканчивающуюся на согласную.
- игра «волшебный мешочек»- один ученик на ощупь вытаскивает карточку с цифрой, другой – находит в тексте слово с соответствующим количеством слогов.
Чтение
- прочитайте ряд слов, вспомните, в каком порядке читали их в тексте и т.д.
- речевая гимнастика (можно использовать на уроках и в начальных и в старших классах, только с усложнением предлагаемого материала):
детям предлагается ряд слов (например, с «ь» на конце), они должны выбрать слово без значения. Возможны любые варианты рядов, но это может быть и выборка из текста, который в дальнейшем будет изучаться на уроке.
- речевая гимнастика – чтение слоговых таблиц
- ач оч уч ыч
- ча чо чу чы и т. д.
- речевая гимнастика на уроке помогает решению вопросов и подготовки артикуляционного аппарата к чтению, и концентрация внимания, и тренировка зрительного анализатора.
- задание «прочитайте предложение, в котором 3 предлога»,
- задание «в каком предложении количество слов соответствует количеству учеников в классе».
- задание «прочитайте предложение, в котором прилагательное имеет в корне безударную гласную».
- задание - учитель называет прилагательное (существительное…), а ученики показывают карточку соответствующую падежа.
Этап: Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке (введение в тему)
Задачи - подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
Коррекция внимания, логического мышления
(конечно, параллельно проводится отработка учебных задач с привлечением предыдущего опыта и знаний учащихся)
1.Тема: прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже.
- Детям предлагается таблица с пустыми клетками.
Слова – красный, красного, краса, покраснеть.
Задание - вставить эти слова в таблицу, какие из слов подходят к изучаемой теме. Чем они отличаются?
- Задание «Поднимите левую руку, если я назову прилагательное в Им. падеже; правую – в Р. падеже.
- Детям предлагаются конверты с окончаниями прилагательных:
ый, ий, ое, ее, ого, ему, ому
Учитель называет прилагательные в разных падежах, дети показывают карточки с соответствующими окончаниями. Две карточки не показывались. Учитель задает вопрос: Какие карточки вы не использовали? К какому падежу они могут относиться? Значит, какой падеж мы будем изучать?
- задание «Исправь ошибки» (трудный задача) -Упражнение на внимание.
2. Тема: «Безударные гласные»
Коррекция аналитико-синтетической деятельности.
Очень емкое упражнение, сочетающее в себе и слуховое и зрительное восприятие; и воспроизведение, и развитие долговременной памяти (вспомни все орфограммы из текста); и развитие речи – полные ответы учащихся.
(т.е. одновременно решаются и коррекционные и дидактические задачи урока)
На доске: здесь чудный лук, и я лижу;
здесь лиса, красивый чистый прут.
Учитель читает один раз правильно. Учащиеся исправляют ошибки.
3. Тема: Местоимения
- у каждого ученика на парте конверт с карточками-табличками (не заполненные), на доске представлена заполненная таблица
Я | Они |
Мы | Ты |
Оно | Вы |
Задание: запомните последовательность слов в таблице. Потом таблица закрывается. На своих карточках дети карандашом записывают то, что запомнили (1 мин).
- учитель читает текст, у детей те же карточки, что и в предыдущем задании. Услышав в предложении местоимение, дети поднимают нужную карточку. В последнем предложении учитель вместо местоимения «ты», употребляет «тебе». Соответственно, переход к новой теме «Склонение местоимений»
4. Тема: Глаголы
- задание «расшифруйте тему урока»
из указанных глаголов назовите те, что обозначают действие, которое происходит в данный момент (далее, объявление новой темы урока)
- Задания, которые можно использовать на различных уроках
- предупреждающие задания: учитель читает стихотворение – ученики должны выбрать слова, обозначающие признаки весны.
– разложить картинки в логической последовательности
(любые темы по любому предмету:
начиная с признаков какого-то сезона, и далее…
материки по величине, изображение животных по природным зонам; исторические события по временной последовательности;
иллюстрации литературных произведений по сюжету и т.д.
( коррекция мышления)
- работа с сюжетными картинками или иллюстрациями.
Этап: Усвоение новых знаний, изучение нового материала
Задачи - сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, выделение главного, обобщение знаний на основе выработки умений.
Виды заданий:
- словарная работа (слова на доске – убрали – назвали по памяти – что обозначает)
- осмысленное чтение (чтение со смазанными окончаниями)
- осмысленное и выразительное чтение (читает учитель, продолжает ученик – учение старается повторить интонационное чтение учителя, внимательно следит за его чтением)
- изменение силы звука при чтении
- игра « исправь ошибки»
- числовой ряд (намеренно не хватает 2,3 чисел)
- лишнее число (упражнение на классификацию) 1, 10, 6
- упражнение на логическое мышление
7 5 16 6 15 10
2 ? ?
Задание – найдите закономерность и вставьте недостающие числа.
- перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание: объяснение учителя – бабочка, дети – майский жук (коррекционный прием)
- русский язык
использование правил - рифмовок при изучении нового материала (есть практически на каждую изучаемую орфограмму).
- русский язык
работа с учебником (как вариант: прочитать внимательно, запомнить. Закрыть, написать слова (с проверочными)
- математика.
Работа с чертежом. Начертить прямоугольник с данными величинами сторон в тетрадь. Длину – синим, ширину – красным. Вытягивание всех сторон прямоугольника в один отрезок. Вывод – определи периметр прямоугольника.
- Изучение квадратных мер на изготовленных пособиях разного цвета путем наложения (не менять цвета в течение длительного времени – проходят по разным темам).
Кв.см – зеленый, кв. м – белый, кв.дм - розовый
- Опосредованное запоминание: схемы – опоры, картинный план долговременное запоминание: представление на начальных этапах урока – связный рассказ на этапе обобщения.
Этап: Первичное закрепление
Задачи - установить осознанность усвоения учащихся нового учебного материала; усвоение связей и отношений между фактами, установить какие пробелы есть.
Закрепление
Задачи - организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.
Виды заданий:
- Игра «Путаница»
- По представленной картине «Зима в лесу» – закончить предложения, вставить прилагательные
В …. лесу….
То же картина «У сельского дома» - записать в два столбика слова с безударной гласной
Одушевленные Неодушевленные
- Ученикам даются 7 табличек со словами
1 2 3 4 5
ц * н а | ч* исло | кусты | ст * кло | жара | л* сток | б *олото |
Вопрос учащимся: Почему не везде пропущены буквы?
Эти таблички убираются, остальные обозначаются цифрами.
Задание учащимся: запомнить слова на убранных табличка, воспроизвести и написать.
Задание учащимся: запомнить оставшиеся таблички со словами по цифрам ; учитель называет цифру – ученик записывает слово.
- Учитель диктует существительные. Дети на слух распределяют слова по 3-м столбикам.
Р.П. (мн. число) М.Р. (сущ.) Ж.Р. (сущ.)
С круч пейзаж меч дочь
- коррекция слухового восприятия, фонематического слуха;
- коррекция мышления (упражнение на аналитико – синтетическую деятельность)
- одновременная автоматизация двух правил
- словарная работа (пейзаж)
Этап: Обобщение и систематизация –
Задачи - усвоение системы понятий (новое + старое, новое + межпредметные связи).
Этап: Подведение итогов урока –
Задачи - дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умение, и навыках (здесь очень важен воспитательный момент – или снижение, или повышение учебной мотивации).
Этап: Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению -
Задачи - на основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению.
Список литературы
Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11
Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Москва, Руссико, 1994 г.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.
Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.
Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.
Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия учителя-логопеда и родителей в целях эффективного решения коррекционных задач.
Презентация о методах работы учителя-логопеда с родителями...
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
Презентация на тему "Первый и второй Законы Менделя. Решение генетических задач". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в теме "Генетика".Приведены основные понятия и символы генетики, используемые при решении генетических задач. В през...
Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра
Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...
Конспект урока "Решение арифметических задач" для 6 класса в специальной (коррекционной) школе
Конспект урока для детей с ОВЗ...
«ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» В РЕШЕНИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАДАЧ»
Выступление на районном методическом объединении учителей - логопедов...
Семинар для педагогов «Детский аутизм - определение, признаки и актуальные методы решения коррекционных задач в работе с аутичным ребенком»
Семинар для педгогов «Детский аутизм - определение, признаки и актуальные методы решения коррекционных задач в работе с аутичным ребенком»...