Гуляева Наталья Валентиновна
картотека на тему
"Играя - лечим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения
учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Гуляева Наталья Валентиновна
Дидактические игры и упражнения для развития, активизации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, умения и навыки, но и имеют коррекционную направленность. В процессе методически правильно построенной игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомадационного аппарата и глазодвигательных мышц. В процессе таких игр также происходит компенсация зрительной недостаточности за счет включения сохранных анализаторов, речи и мышления.
Для активизации зрения детей с косоглазием и амблиопией в период повышения остроты зрения используются упражнения с лазерной указкой и набором к ней насадок «Где сидит жук?», «Куда летит бабочка?», «Сосчитай, сколько раз зажглась звезда?» и т.п. Изображение проецируется на стене перед детьми, стоящими напротив. Спина и голова прижаты к стене и находятся в неподвижном состоянии. Ребенок следит за движением изображения глазами.
Цель: развитие зрительного внимания; активизации зрительных функций: фиксации взора, прослеживания.
«Волшебная полянка»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, сенсорных эталонов (цвета, формы), мелкой моторики;
развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.
Игра представляет собой поле с одноцветными гвоздиками и съемной панелью, на которой изображены геометрические фигуры разного цвета.
Условие игры - надеть цветные колечки в соответствии с указаниями тифлопедагога: «На все синие фигуры – синие колечки, на красные – красные колечки, на желтые – желтые колечки, на зеленые – зеленые колечки, на оранжевые – оранжевые колечки». Усложнение: «На все круги – желтые колечки, на овалы – зеленые колечки, на прямоугольники – синие колечки, на квадраты – красные колечки, треугольники – оранжевые колечки».
«Цветные гвоздики»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики;
развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества, аккомодации, прослеживания, бинокулярного зрения.
Игра – поле с разноцветными гвоздиками. Условие игры - ударь молоточком «По гвоздикам заданного цвета», «Дотронься до дальних – ближних гвоздиков»
Варианты игры: «Сделай узор по образцу с помощью цветных резинок», «Соедини веревочкой гвоздики заданного цвета».
«Через речку»
Цель: развитие глазомерных возможностей, координации точных движений рук под контролем глаза, развитие восприятия эталонов величины (длины); развитие дифференцированности восприятия (выбор из множества).
Игра представляет собой поле – река с пенечками, расположенными на разном расстоянии друг от друга от одного угла поля до другого, набор дощечек разной длины. Условие игры – соотнести длину дощечек с расстояниями между пенечками, тем самым помочь игрушкам перейти с одного берега на другой.
«По дороге»
Цель: развитие зрительно - моторной координации;
активизация зрительных функций: прослеживания, аккомодации, фиксации взора.
На поле изображена извилистая дорога, ограниченная с обеих сторон тесьмой. Условие игры – помочь футболисту прокатить мяч по дороге (по принципу отталкивания одноименными полюсами магнитов).
«Чудо рыбалка»
Цель: развитие координации точных движений рук под контролем глаза; активизация зрительных функций: фиксации взора, тренировка бинокулярного зрения.
Игра представлена в виде «мини – аквариума» (набор для специй с разным диаметром), удочки, пуговиц – игрушек на металлических скрепках. Условия игры – одной рукой на определенном расстоянии достать предметы со дна «аквариума».
«Найди пару»
Цель: развитие зрительного внимания, предметных представлений; активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.
Игра состоит из предметных картинок нарисованных контуром на листе бумаги и вырезанных силуэтов тех же предметов. Условия игры – наложить силуэт предметной картинки на его контурное изображение.
Вариант игры: соотнести силуэт животного и его контурное изображение в разных позах.
«Щепки – прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики, точности движения рук под контролем глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора.
Игра представляет собой цветные изображения животных и бельевые прищепки. Условие игры – прицепить прищепки, создавая гриву льву, ежику – иголки и т.п.
«Сухой бассейн»
Цель: развитие навыков осязательного восприятия, снятие напряженности мышц кистей пальцев рук (самомассаж рук)
Игра представляет собой прозрачную большую емкость – банку с цветными шариками – пульками и предметами – игрушками. Условия игры – найти в «сухом бассейне» заданный предмет.
«Цвета»
Цель: развитие цветовосприятия; умения локализовать заданный цвет из множества других цветов, соотносить цвета с заданным эталоном.
Игра представляет собой серединки и лепестки разных цветов. Условия игры – соотнести лепестки с серединкой заданного цвета.
«Цветочная поляна»
Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики; развитие навыков ориентировки на микроплоскости; активизация зрительных функций: фиксации взора.
Игра представляет собой поле с цветочками на нитках, расположенных вертикально. Передвигая цветы расположить их в соответствии с образцом.
«Цветные пробки»
Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики;
активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации, прослеживания, тренировка бинокулярного зрения.
Игра представляет собой поле с горлышками от бутылок, расположенных
в определенной последовательности. Условия игры – накрутить пробки на горлышки от бутылок в соответствии с образцами.
Вариант игры: перед тем как накрутить крышку на горлышко положить на дно пуговицу или пульку.
Таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
«Морские камешки»
Цель: Развитие зрительного внимания,
навыка точных движений руки под контролем глаза, мелкой моторики;
стимуляция зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора.
Игра представляет собой контурные предметные картинки по темам, морские плоские камешки. Условия игры – выложить по контуру изображение предмета из морских камешков.
«Волшебная ниточка»
Цель: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации;
активизация зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора, прослеживания,
Игра представляет собой поле – ковролин, силуэты предметов из драпа, клубок тонких ниток. Условия игры – выложить по контуру предмет с помощью ниточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.о. Саранск Республики Мордовия Афониной Натальи Валентиновны
Публичное представление...
"Кто мы: аудиалы, визуалы, кинестетики? И как нам лучше учиться?" Проектная работа по обществознанию учащихся 6 класса Типунина В., Гуляева П.
Проектная работа содержит исследование учащихся 6 класса. с которыми было проведено анкетирвание для определения типа восприятия информации. Цель анкетирвания: узнать о себе и помочь себе улучшить уче...
Портфолио учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 51 Лоскутовой Натальи Валентиновны
Данная работа представляет собой портфолио учителя, в котором указаны профессиональные достижения педагога, а также достижения учащихся....
Итоговая работа Любимовой Марины Арнольдовны, слушателя дистанционного образовательного курса. Школьные версии международных экзаменов Авторы курса: Городецкая Л.А., Гуляева Г.В.
Авторы курса: Городецкая Л.А., Гуляева Г.В. Форма выполнения: Отчет.Тема: Трудности при выполнении теста учителем.Тема: Трудности при выполнении теста учениками....
фото Гуляева Кирилла
фото с грамотой Гуляева Кирилла...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»
В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...