Конспект занятия "Дифференциация звуков /ш/ и /щ/"
план-конспект занятия на тему

Москалюк Ольга Иосифовна

План - конспект занятия по дифференциации звуков /ш/ и /щ   / на материале стихотворения "Щенок", Занятие проводилось с ученицей 3 класса , и меющей нарушение слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov1.doc539 КБ

Предварительный просмотр:

                                            План – конспект

индивидуального занятия по развитию слухового восприятия

с ученицей 4 класса Дашей Ш. Проводилось 26.03.2013г.

     Выполнила  учитель – дефектолог  высшей квалификационной категории      Москалюк О.И.

Тема занятия: «Дифференциация звуков /Ш/ И /Щ/.

Цель: помочь ученице пересказать текст «Щенок», дифференцируя звуки /ш/ и /щ/.

Задачи:

Обучающие:

-упражнять в дифференциации звуков /ш/ и /щ/ в слогах, словах, предложениях, связном тексте;

-закреплять умения изменять формы существительных (склонение по падежам), глаголов (спряжение);

-развивать умение  самостоятельно пересказывать текст;

-развивать выразительность собственной речи путем декламации стихотворения  С. Михалкова «Мой щенок» и чтения стихотворения  «Тщедушный щенок ».

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие  на основе предъявления на слух речевого материала на полуподготовленном  и неподготовленном лексическом материале;

 - корригировать звукопроизношение и стимулировать речевую деятельность в процессе  спонтанной беседы;

-развивать творческое воображение при выполнении задания по завершению рассказа;

 Воспитывающие:

-прививать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: компьютер,  текст рассказа, иллюстрации к художественной литературе, презентация.

                                            Ход занятия:

1.Вводная часть: беседа об учёбе. РСВ. Педагог на слух ( за экраном)  предъявляет девочке вопросы (Как дела? Какие оценки получаешь в школе? Нравится тебе в школе? Есть у тебя друзья в классе? Ты уже всё умеешь? Как ты отдыхала зимой?). Даша отвечает на вопросы педагога.

 Педагог включает ученицу в  деятельность путем предъявления заданий

Выполни задание:

Добавь буквы «ш» или «щ», прочитай слова:

.ука,    .елчок,   кув .ин, пры. ик, бро.ка, кро.ит, . орох,  .епка, . епотка, пи.ит, ка.а, пла., горо.ина, гру.у, вра.ать, .ёлк, за.итник, вер.ина, ни.ий, .ипучий, .ерсть.

Добавь  слоги ше или ще в слова:

Чудови..,  луч.., учили.., полотни..,  ти..,  голоси..,  кра..,  вы.., сокрови.., хранили.. , зрели.., т..душный. Ученица допустила 5 ошибок в ходе выполнения заданий.

На основе анализа допущенных ошибок ученица приходит к определению цели занятия и озвучивает её: дифференциация звуков /Ш/ И /Щ/ в словах, при пересказе рассказа «Щенок».

2.Основная часть.

-Прочитай, чётко проговаривая звуки/ш/ и /щ/:

Ша ща ша ша ща

Шо шё щё шо щё

Ши щи ши щи ши

Ше ще ще ше ще

-Выполни по образцу:

 Я пишу письмо.

Ты пиш-шь письмо

Он пиш-т письмо

Мы пиш-м письмо

Вы пиш-те письмо

Они пиш-т письмо

Девочка вставляет нужную букву, прочитывает предложение.

-измени словосочетание « шустрый щенок» по падежам:

Мне на день рождения подарили ……….

Я любовалась………..

Мне очень понравился……….

Я дала печенье………….

Я очень довольна………..

Я рассказываю друзьям о…………….

-прочитай правильно предложения:

Шумных малышей угощают борщём.

Мы полили большущую клумбу с ромашками.

Щенята шуршат щёткой в тишине.

Шаловливая лошадка везла мешки с новыми вещами.

-закончи фразу:

Лучше мама не пищи,

Ты мне няньку ...       (щенок).

Как у нашей дочки розовые  …   (щёчки).

На дверях висел замок,

Взаперти сидел…      (щенок).

-Знаешь ты стихи о щенке? Расскажи, пожалуйста. Даша рассказывает наизусть отрывок стихотворения  С.Михалкова «Щенок».

Мой щенок.

Я сегодня сбилась с ног

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро

Очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

Он увидел одеяло —

 Покрываться нечем стало.

        

Он в кладовку заглянул —

С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,

Еле вылез и пропал...

РСВ. Педагог за экраном предъявляет  фразы из этого произведения:

Ничего не рисовала. Мать сказала: «Подождём!» Всё сидела и ждала. Я не знала, что мне делать. Я не бегаю к врачу, я сама его лечу. Может быть, его украли? Нос распух, не видно глаза.

 -выразительное чтение стихотворения «Тщедушный щенок»:

Щенок такой тщедушный был,

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен, а пёс.

Настоящий.

 -словарная работа ( тщедушный – хилый, слабосильный);

  -вставь букву /щ/ или /щ/, прочитай рассказ о щенке:

           Щенок.

У –уры –еглова есть –енок.

-енка зовут –арик.

-енок ута-ил –ётку под –каф.

-ура и-ет –ётку.

Коррекционная физминутка для глаз.

-работа над рассказом «Щенок»:

-чтение

                               

                                        Щенок.

Шла Наташа из школы и увидела на дороге маленького щенка. Щенок жалобно пищал. Наташа пожалела щенка и притащила его домой. Она напоила щенка молоком и уложила спать. Щенок спал в ящике у печки. Наташа назвала щенка Шариком. Скоро  щенок вырос. Щенок любил Наташу. Каждый день Шарик провожал Наташу в школу.

Долго дружили Наташа и щенок, но однажды…

-ответы на вопросы:

Кого нашла Наташа?

Куда притащила Наташа щенка?

Как назвала Наташа щенка?

Что стал делать щенок, когда вырос?

Что случилось потом?

Придумай окончание рассказа.

-придумай окончание рассказа. Даша придумала:

Но однажды щенок не вернулся. Наташа долго его искала, но не нашла. Вдруг вечером щенок вернулся. Он был не один, а с подружкой. Наташа обрадовалась! Теперь у неё два щенка.

-пересказ рассказа

-РСВ предложений из рассказа.

3.Заключительная часть:

Анализ работы. Как ты занималась?  Что ты делала? У тебя всё получилось хорошо? Ты много допустила ошибок? Давай попробуем ещё раз выполнить упражнение:

-вставь букву /ш/ или /щ/, прочитай слова:

..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.

Даша допустила  только 2 ошибки.

Педагог подводит ученицу к выводу, что нужно продолжать заниматься развитием слухового восприятия и  коррекцией звукопроизношения. Ученица соглашается с таким выводом педагога. Она ставит себе за урок оценку «хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

конспект урока "Звук и буква У"

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

Конспект урока - "Звук "С"

Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Конспект занятия "Звук Ж"

Данный конспект составлен  к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи  с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...

план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"

Урок содержит  элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....