Конспект занятия "Дифференциация звуков /ш/ и /щ/"
план-конспект занятия на тему
План - конспект занятия по дифференциации звуков /ш/ и /щ / на материале стихотворения "Щенок", Занятие проводилось с ученицей 3 класса , и меющей нарушение слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov1.doc | 539 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
индивидуального занятия по развитию слухового восприятия
с ученицей 4 класса Дашей Ш. Проводилось 26.03.2013г.
Выполнила учитель – дефектолог высшей квалификационной категории Москалюк О.И.
Тема занятия: «Дифференциация звуков /Ш/ И /Щ/.
Цель: помочь ученице пересказать текст «Щенок», дифференцируя звуки /ш/ и /щ/.
Задачи:
Обучающие:
-упражнять в дифференциации звуков /ш/ и /щ/ в слогах, словах, предложениях, связном тексте;
-закреплять умения изменять формы существительных (склонение по падежам), глаголов (спряжение);
-развивать умение самостоятельно пересказывать текст;
-развивать выразительность собственной речи путем декламации стихотворения С. Михалкова «Мой щенок» и чтения стихотворения «Тщедушный щенок ».
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое восприятие на основе предъявления на слух речевого материала на полуподготовленном и неподготовленном лексическом материале;
- корригировать звукопроизношение и стимулировать речевую деятельность в процессе спонтанной беседы;
-развивать творческое воображение при выполнении задания по завершению рассказа;
Воспитывающие:
-прививать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование: компьютер, текст рассказа, иллюстрации к художественной литературе, презентация.
Ход занятия:
1.Вводная часть: беседа об учёбе. РСВ. Педагог на слух ( за экраном) предъявляет девочке вопросы (Как дела? Какие оценки получаешь в школе? Нравится тебе в школе? Есть у тебя друзья в классе? Ты уже всё умеешь? Как ты отдыхала зимой?). Даша отвечает на вопросы педагога.
Педагог включает ученицу в деятельность путем предъявления заданий
Выполни задание:
Добавь буквы «ш» или «щ», прочитай слова:
.ука, .елчок, кув .ин, пры. ик, бро.ка, кро.ит, . орох, .епка, . епотка, пи.ит, ка.а, пла., горо.ина, гру.у, вра.ать, .ёлк, за.итник, вер.ина, ни.ий, .ипучий, .ерсть.
Добавь слоги ше или ще в слова:
Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. , зрели.., т..душный. Ученица допустила 5 ошибок в ходе выполнения заданий.
На основе анализа допущенных ошибок ученица приходит к определению цели занятия и озвучивает её: дифференциация звуков /Ш/ И /Щ/ в словах, при пересказе рассказа «Щенок».
2.Основная часть.
-Прочитай, чётко проговаривая звуки/ш/ и /щ/:
Ша ща ша ша ща
Шо шё щё шо щё
Ши щи ши щи ши
Ше ще ще ше ще
-Выполни по образцу:
Я пишу письмо.
Ты пиш-шь письмо
Он пиш-т письмо
Мы пиш-м письмо
Вы пиш-те письмо
Они пиш-т письмо
Девочка вставляет нужную букву, прочитывает предложение.
-измени словосочетание « шустрый щенок» по падежам:
Мне на день рождения подарили ……….
Я любовалась………..
Мне очень понравился……….
Я дала печенье………….
Я очень довольна………..
Я рассказываю друзьям о…………….
-прочитай правильно предложения:
Шумных малышей угощают борщём.
Мы полили большущую клумбу с ромашками.
Щенята шуршат щёткой в тишине.
Шаловливая лошадка везла мешки с новыми вещами.
-закончи фразу:
Лучше мама не пищи,
Ты мне няньку ... (щенок).
Как у нашей дочки розовые … (щёчки).
На дверях висел замок,
Взаперти сидел… (щенок).
-Знаешь ты стихи о щенке? Расскажи, пожалуйста. Даша рассказывает наизусть отрывок стихотворения С.Михалкова «Щенок».
Мой щенок.
Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнате ходить,
Прыгать, лаять, всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез и пропал...
РСВ. Педагог за экраном предъявляет фразы из этого произведения:
Ничего не рисовала. Мать сказала: «Подождём!» Всё сидела и ждала. Я не знала, что мне делать. Я не бегаю к врачу, я сама его лечу. Может быть, его украли? Нос распух, не видно глаза.
-выразительное чтение стихотворения «Тщедушный щенок»:
Щенок такой тщедушный был,
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс.
Настоящий.
-словарная работа ( тщедушный – хилый, слабосильный);
-вставь букву /щ/ или /щ/, прочитай рассказ о щенке:
Щенок.
У –уры –еглова есть –енок.
-енка зовут –арик.
-енок ута-ил –ётку под –каф.
-ура и-ет –ётку.
Коррекционная физминутка для глаз.
-работа над рассказом «Щенок»:
-чтение
Щенок.
Шла Наташа из школы и увидела на дороге маленького щенка. Щенок жалобно пищал. Наташа пожалела щенка и притащила его домой. Она напоила щенка молоком и уложила спать. Щенок спал в ящике у печки. Наташа назвала щенка Шариком. Скоро щенок вырос. Щенок любил Наташу. Каждый день Шарик провожал Наташу в школу.
Долго дружили Наташа и щенок, но однажды…
-ответы на вопросы:
Кого нашла Наташа?
Куда притащила Наташа щенка?
Как назвала Наташа щенка?
Что стал делать щенок, когда вырос?
Что случилось потом?
Придумай окончание рассказа.
-придумай окончание рассказа. Даша придумала:
Но однажды щенок не вернулся. Наташа долго его искала, но не нашла. Вдруг вечером щенок вернулся. Он был не один, а с подружкой. Наташа обрадовалась! Теперь у неё два щенка.
-пересказ рассказа
-РСВ предложений из рассказа.
3.Заключительная часть:
Анализ работы. Как ты занималась? Что ты делала? У тебя всё получилось хорошо? Ты много допустила ошибок? Давай попробуем ещё раз выполнить упражнение:
-вставь букву /ш/ или /щ/, прочитай слова:
..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.
Даша допустила только 2 ошибки.
Педагог подводит ученицу к выводу, что нужно продолжать заниматься развитием слухового восприятия и коррекцией звукопроизношения. Ученица соглашается с таким выводом педагога. Она ставит себе за урок оценку «хорошо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....
конспект урока "Звук и буква У"
Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
Конспект урока - "Звук "С"
Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...
Конспект занятия "Звук Ж"
Данный конспект составлен к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....