Урок развития речи в 1 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида на тему "Птицы зимой"
план-конспект урока на тему

Беляева Марина Геннадьевна

Урок развития речи был проведён на городском семинаре-практикуме учителей начальных классов. Это система занимательных речевых упражнений, направленная на закрепление учебного материала по по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryityij-urok-razvitiya-rechi-1-klass.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 VIII вида

г. о. Орехово - Зуево

Открытый урок развития речи в 1 классе

на городском семинаре - практикуме

«Птицы зимой»

                                                         Учитель: Беляева Марина Геннадьевна

25 января 2013 года

Цель: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах,          

 формировать навыки охранительного поведения в природе.

Задачи: - активизация глагольной лексики, формирование умения отвечать

   на вопрос полным ответом; формирование умения согласовывать

        слова в предложении;

               - коррекция зрительной и вербальной памяти на основе упражнений

                 в запоминании;

               - воспитание  бережного отношения к природе.

Оборудование:  картинки-изображения птиц (воробей, ворона, голубь,

                             снегирь, синица, утка, дятел) и зверей (лиса, заяц),

                             слоги, кормушки, корм для птиц, цифры,

                             аудиозапись птичьих голосов.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Тут зверюшки и пичужки,

   Игры, песни – всё для вас!

   Пожелаем всем удачи –

   За работу! В добрый час!

Упражнение в  согласовании слов и обобщении.

        Детям предлагается ряд рисунков – изображений птиц (ворона, голубь, утка) и диких животных (лиса, заяц).

- Посмотрите внимательно на картинки, запомните. Закройте глаза!

(Учитель незаметно убирает рисунок зайца, потом лисы). Кого не стало? Кого нет?  (Нет зайца, нет лисы).

- Мы ходили на экскурсию, кого видели? (Мы видели ворон.)  Покажите ворону. (Указкой у доски показывают ворону на рисунке ). ( Мы видели голубя. Мы видели уток.)

- Какая птица прилетала к школе? (Прилетала сова.)  

-Кто это? (Показываю рисунок – изображение совы). (Это сова.)

- Кого вы видите на картинках? Как сказать одним словом? (Птицы.)

- Это зимующие птицы, те, кто с нами зимой. Тема нашего урока «Птицы зимой».

2. Повторение и расширение знаний о зимующих птицах.

1. Беседа «Что мы знаем о птицах?».

        - Какие зимующие птицы есть ещё?  (Показываю рисунки – изображения снегиря, синицы, воробья, дятла).

-Кто это?  Как узнали? (Это снегирь – красная грудка.) (Это синица – жёлтая грудка.) (Это дятел пёстрый с красной шапочкой.) (Это воробей.)

(Ставлю изображения птиц на полочку).

- Молодцы, много птиц знаете!

-Что умеют делать птицы, а другие животные  не умеют? (Птицы умеют летать).

- А что у них для этого есть, чтобы летать? ( У них есть крылья.)

-А ещё у птиц есть голова, тело, две лапки и хвост. А на голове глаза, клюв. (Показываю на рисунке – дети называют части.)

2. Элементы инсценировки.

        (Надеваю на голову ребёнку шапочку - обруч с изображением воробья.)

- К нам в гости пожаловала птица. Кто это? (Воробей)

- Посмотрите, что делает птица?  (Ребёнок выполняет движения птицы.)

-Скажите, что делает птица?  ( Воробей летает.  Воробей прыгает, скачет. Воробей клюёт.  Воробей чирикает.)

3. Прослушивание голосов птиц.

    Давайте послушаем,  голоса других птиц. (Аудиозапись голосов птиц.)

- Это кто кричит? (Это кричит ворона.)

- Это кто стучит? (Это  стучит дятел.) Чем он стучит?

- Ребята, а как кричит утка? (Утка кричит: кря - кря!)

- Давайте послушаем, как подаёт голос синица, снегирь, голубь.

    Физкультминутка.

- Ребята, давайте превратимся в птиц!

Игра «Птички» (дети выполняют движения, повторяя за учителем.)

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают, птички
зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.

  • Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

 

  • Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам. 
  • Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой..
  • Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой 
  • Повороты головы вправо – влево. 
  • Имитируют руками взмахи крыльев. 
  • Дети садятся на стулья. 

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

      - А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко!

- Синица – синичка, воробей – воробышек, ворона – воронушка, снегирь – снегирёк, снегиречек, утка – уточка, голубь – голубок, голубочек.

5. Дидактическая игра «Счёт птиц».

        - Давайте посчитаем птиц. (Беру изображение голубя.)

(В руках учителя цифра и изображение голубя.)

Ученики: - Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей, много голубей.

(Беру изображение вороны.)

Ученики: - Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон, много ворон.

3.  Беседа «Охрана зимующих птиц».

- Зима. За окном снег, холод, мороз. Многие птицы улетели в тёплые края, потому что им нечего есть. Это перелётные птицы.  С нами остались зимовать вороны, синички, воробьи. Это зимующие птицы. Им очень трудно зимой, так как нет еды. Как люди помогают птичкам?  ( Люди делают кормушки, развешивают на улице, насыпают корм.)

- На экскурсии кого мы покормили? ( Мы покормили уточек.)

- Чем кормили? (Кормили хлебом.)

- Уточки где плавали? (Они плавали в реке.) Как называется наша река? (Река Клязьма.)  

- Мы повесили кормушку? (Мы повесили кормушку.)

- Наши ребята сделали ещё кормушки.  (Показываю.) Из чего эти кормушки? (Из пакетов от сока, от  молока.)

- А вот какую кормушку смастерили для нас наши шефы – ребята из 5 «А». Эта кормушка из дерева, деревянная кормушка).

- У кормушки  обязательно должна быть крыша. А почему?  (Чтобы снег не засыпал, а ветер не сдувал корм.)

- А сейчас для дальнейшей работы нам нужно приготовить  наши пальчики.

      Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей               Ритмично сжимают и разжимают кулачки. 

Прилетело? Мы расскажем.        

Три синицы, воробей,                            На каждое название птицы загибают  

Пять красивых голубей,                       пальчики.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!                            Опять сжимают и разжимают кулачки.

        

- Сколько всего птичек  прилетело?  ( Десять птичек.)

4. Развитие навыков чтения.

- Всем хватило зёрнышек! А кроме зёрнышек что можно положить в кормушку? Узнаем, если соберём слова из слогов. Возьмите в руки слоги, сложите из слогов слова! Наклейте на листочке слова, которые у вас получились.  Какие слова у вас получились?  Выйдите к доске и покажите свои слова! Прочитайте!

(Сало, крошки, семена, крупа.) Молодцы!         

/Слабым ученикам дать для штриховки листы с изображениями птиц/

- Прочитайте составленные слова. Как можно назвать всё это одним словом? (Еда, корм.)

- Для кого этот корм? ( Корм для птиц.)

-Чей корм? ( Птичий корм.)

5. Итог урока.

- О ком мы говорили на уроке? ( Мы говорили о птицах зимой, зимующих птицах.) Как мы им помогаем?  Что мы сделали? ( Повесили кормушку, кормили уточек.) У кого дома есть кормушки? Что нам ещё нужно сделать?

(Повесить ещё кормушки, положить корм для птичек.)

- Молодцы! Спасибо за работу!

 

   

                 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"...