Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
статья на тему

Тимофеева Наталия Борисовна

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе  коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennyy_razvitie_kom_nav.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе  коррекционной работы

Есть ли гарантия того, что вчерашние «дошколята» с примерно одинаковыми потенциальными возможностями будут одинаково успешны  на новом этапе жизненного пути?  Во многом это зависит от того, нормальное или недостаточное коммуникативно-речевое развитие сформировалось в предыдущие годы.

В научных трудах  Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцева доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков.

Трудно переоценить значение речи. Именно при ее участии  человек  может приобрести  сведения об окружающем мире, усваивает опыт предшествующих поколений, овладевает общественными ценностями, включается в общественную жизнь. Что касается ребенка, речь  является одним из главнейших средств его обучения и развития .По мере того, как ребенок растет и развивается,  увеличивается и  его потребность в общении ,а это, в свою очередь,  дает возможность накапливать  речевые умения и навыки (увеличивается словарь, усложняется структура слова, улучшается качество произношения).  К концу дошкольного возраста  речевые умения и навыки совершенствуются настолько, что ребенок,  ориентируясь на условия, замысел и цель общения, может придать своему высказыванию  нужное структурное и смысловое оформление.

Такими умениями и навыками являются:

- навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам орфоэпии;

- умение отбирать для высказывания слова, опираясь на их лексическое значение;

- строить грамматически верные высказывания, соответствующие языковым нормам;

- употреблять различные  типы  высказываний, соответствующие  условиям и целям коммуникации.

Данные умения и навыки относятся к экспрессивной речи.

Но существуют еще навыки и умения, относящиеся к импрессивной речи . Таковыми являются:

- умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;

- осмысливать интонационную сторону высказывания и тем самым ориентироваться в его задачах;

- узнавать слова в соответствии с их значением;

- различать слова, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

У детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы  нормальное развитие речевых умений и навыков встречает определенные затруднения .Соответственно ,их абсолютно недостаточно для осуществления полноценной деятельности общения и последующим систематическим овладением знаниями. . Не стоит надеяться на  более позднее  спонтанное  формирование этих процессов, так как  дети с нарушениями речевого развития пойдут в школу вместе со своими нормально развивающимися сверстниками .Чаще всего встречаютс я следующие трудности:

-импульсивность и заторможенность.

-несформированность потребности в общении.

-вытеснение мотивов общения другими мотивами и целями.

-трудности организации связных высказываний.

 С момента обнаружения дефекта речи дети должны включаться в специально организованный  процесс коррекционного воздействия. Основные задачи логопедического воздействия в формировании коммуникативных навыков – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи.

 Исходным пунктом развития детской речи является однословное предложение.  На этом этапе рекомендуются  индивидуальные или подгрупповые занятия. Основная форма проведения занятий – игровая. Далее следует учить детей строить двухсловное предложение, пользоваться определёнными обиходными словосочетаниями, увеличивать объём понимания чужой речи. Для этого используются двусоставное предложение. На этом этапе продолжается работа по различению грамматических форм слов. Активный словарь пополняется новыми обиходно-разговорными словами.

На следующем этапе формирования коммуникативных навыков стоит сделать акцент на развитии связной речи (что само по себе является направлением логопедического воздействия) Развитие связной речи, как наиболее сложной формы вербального общения, формирует у детей последовательное, систематическое развёрнутое изложение. Коммуникативная функция связной речи направлена на стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего недоразвитие речи и связанных с нею психических процессов. Связная речь детей, нуждающихся в логопедической помощи,  отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Инструментом логопедического воздействия на данном этапе являются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Продолжается работа по словоизменению; по согласованию местоимений и прилагательных с существительными. Дошкольники начинают употреблять  предлоги и союзы. Появляются предложения с однородными членами. Коррекционная работа включает в себя формирование словарного запаса.

  Важное место в общей системе логопедической работы занимает обучение рассказыванию. В этот период уделяется внимание закреплению навыка свободного употребление в речи поставленных звуков. Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. По сюжетным картинам, по сериям картин дети начинают составлять связный  рассказ. Залог успешного обучения - осмысление детьми общего содержания картины. Помочь этому может  краткая вводная беседа или пояснения во время предварительного ознакомления. Для развития связной монологической речи у детей надо умело использовать образец рассказа, его план, а на начальном этапе – прибегнуть к составлению коллективного рассказа. Такие рассказы развивают не только связную речь, но и логическое мышление, вербальную память.

Кроме того,  в обязательном порядке нужно проводить работу по развитию понимания речи. Необходимо  учить вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщённое значение слова. Надо обращать внимание на точное понимание смысла предложений, в которых встречаются слова, сходные по звуковому составу, но отличающиеся по значению.  Можно использовать комментирование как  один из приемов обучению восприятия речи. Использование данного приёма позволяет избежать появления аграмматизмов в речи дошкольников. Комментирующая речь позволяет выражать констатировать определенный факт, оценить деятельности ребёнка. Она может быть тесно связана с любой деятельностью, выполняемой ребёнком самостоятельно или совместно с логопедом.

Заключительным этапом является формирование развернутой полной грамотной самостоятельной речи  Наиболее полно развитие самостоятельной речи проявляется в диалоге. Дети ищут ответы на поставленные задачи, что приводит их к языковым и логическим обобщениям. В работе над диалогической речью можно выделить 3 задачи:

1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы.

2. Научить постановке вопросов.

3. Воспитать способность свободно, непринуждённо вести беседу (Эта задача в значительной степени психологическая).

В качестве основных методов используются разговоры и беседы педагога с детьми. Общение взрослого с детьми является одним из ведущих факторов развития их речи, однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приёмов. Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи необходимо заранее подбирать тексты литературных произведений для игр - инсценировок и режиссерских игр, тексты для разыгрывания театральных этюдов, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога. Подобранные игры должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности. Речь ребёнка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определённым образом, оказывает положительное влияние на формирование  общения детей и их взаимодействие друг с другом и с взрослыми. Для того, чтобы дети активно выполняли задания, имеет смысл применять невербальные средства коммуникации, таким образом развивать эмоциональную сферу ребёнка. Самые простые  для детского понимания  эмоции -это радость и злость.  Сложнее- обида, грусть, тоска, ужас, удивление.  Поэтому  очень важна специальная работа по обогащению эмоциональных представлений.

Таким образом,

-логопедическое воздействие  на формирование коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста должно осуществляться в условиях учебно-игровой деятельности

- на каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность;

- занятие должно быть коррекционно-развивающим, направленным на коррекцию у ребенка дефектного речевого звена, развитие и совершенствование имеющихся и формирование новых умений и навыков.

-необходимо,  чтобы каждое занятие было эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес.

Достижения и успехи ребенка в обязательном порядке  должны оцениваться положительно. Занятие в целом должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок был настроен  на дальнейшие успехи и жил в радостном ожидании новых занятий.

Список используемой литературы:

1       ЖуковаН.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М.:Союз,1999

2.      Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников М.:Союз,1999

3.        Логопедия/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2002.

4.        Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: ТЦ Сфера, 2007.  

5.        Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 2004.

6.       Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи М.:КАРО,2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"

В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития  коммуникативных способностей  у детей с р...

"Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ"

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и рече...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....

мастер класс «Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...