Об осанке
статья по теме

Семикова Марина Владимировна

Правильная осанка- залог здоровья!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka.docx141.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование правильной осанки

                                                                                                Автор  Семикова Марина Владимировна

                                                                                                             учитель ГБС(К)ОУ №565

                                                                   Санкт-Петербург

                                                                               2013

Оглавление

Введение        3

       Часть 1. Какой бывает осанка        4

Часть 2. Виды, признаки неправильной осанки        5

Часть 3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки        6

Часть 4. Рекомендуемые упражнения при нарушении осанки        8

Часть 5. Организация физкультурных занятий по игровому стретчингу _        9

Заключение        11

Список источников        12

       Иллюстрации        13

         

                           

Введение

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

Часть 1. Какой бывает осанка

Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах (рис. 1).

Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Сколиоз позвоночника, сутулость, нарушение осанки лечение 

Рис. 1. Правильная осанка.

Равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, надплечья, соски, ости подвздошных костей, лопатки, ягодичные складки расположены на одном уровне. Треугольники талии выражены одинаково с обеих сторон. Линия остистых отростков позвонков прямая.

Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед — лордоз, или назад — кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника — сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста. Это чаще всего физически ослабленные дети, перенесшие в раннем детстве тяжелые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Поэтому очень важно для таких детей правильно организовать физическое воспитание с самого раннего детства. Это способствует нормальному развитию костного скелета и мышечной системы ребенка (особенно мышц спины и живота). Если имеются отклонения в развитии этих систем, то возникают различные нарушения осанки, которые могут в дальнейшем служить причиной искривления позвоночника.

В зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника различают отдельные виды осанок человека. Умеренно выраженная изогнутость позвоночника дает нормальную осанку, характеризующуюся правильным положением головы, туловища и ног. Слабо выраженная изогнутость позвоночника обусловливает выпрямленную осанку, при которой

Часть 2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

 Б) Кифотическая

.Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

 В) Выпрямленная.

 Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

 Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

 Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Часть 3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

 У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

· при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

Часть 4. Рекомендуемые упражнения при нарушении осанки

  1. Проверка осанки у шведской стенки или у стены( без плинтуса -прижаться затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.
  2. Сделать шаг от стены и закрепить спинку, точно также, как у стены: -' подняли руки вверх и отвели ногу назад на носок, посмотрели на руки, приняли исходное положение (повторить 5-7 раз).
  3.  И.п.: руки на пояс, пятки вместе, носки врозь, - приседания с прямой спиной, руки вперед.
  4. Ходьба по залу, следить за осанкой.
  5. Правую руку вверх, левую вниз, рывки руками.
  6. «Цапля» руки на пояс, высокое поднимание колена.
  7.  Ходьба по залу на носочках; руки в замок, поднять их вверх и вывернуть.   Ходьба на пятках, руки на пояс.
  8. И.п.: лежа на полу, на животе, руки под подбородком, пятки вместе, поднять правую ногу, затем левую.
  9. То же, только поднять обе ноги вместе, руки вытянуть вперед.
  10. И.п.: то же, но руки вытянуть вперед, - поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот.
  11.  И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх - вдох, вниз - выдох.
  12.  «Пистолетик» - лежа на спине, руки вдоль туловища, правая нога вверх, левая нога согнута к колену правой ноги, затем наоборот.
  13.  «Полумостик» - лежа на спине, руки вдоль туловища. Ноги согнуть и поставить на стопы. Оторвать туловище, держась на лопатках и ступнях; вернуться в И.п., (повторить 5-7 раз).
  14.  И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, сесть по-турецки, затем опять лечь.
  15.  Лечь на живот, руки под подбородок, ноги работают как в воде, дыхание произвольное («кролем»).
  16.  Поплыли брассом, работают руки и ноги.
  17.  Проверка осанки, руки под подбородком, пятки вместе, дыхание произвольное.
  18.  Взяли палочку и положили на лопатки, приподняли плечевой пояс, голову повыше (повторить 5-7 раз).
  19.  Лежа на спине, руки за голову, «Велосипед» (медленно).
  20.  Диафрагмальное дыхание, ноги согнуть и поставить на стопы, одна рука лежит на животе, другая - на груди. При вдохе надувается живот и при выдохе сдувается.
  21.  Горизонтальные ножницы - приподнять ноги невысоко, производить скрестные движения.ногами.
  22. .Лежа на спине, руки вверх - вдох, вниз руки - выдох.
  23.  Повернулись на живот, руки под подбородок - проверка осанки.
  24.  Проверка осанки у шведской стенки.
  25.  Ходьба по залу, руки вверх - вдох, вниз - выдох.
  26.  Махи рук в правую и левую сторону, с закручиванием корпуса.

Часть 5. 

             Организация физкультурных занятий по игровому стретчингу

           ( Автор: Рыжова Светлана Павловна, инструктор по физкультуре).

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей. В Ярославской области провидено обследование дошкольников: абсолютно здоровы только 28%. Чаше страдают дети заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Значительное место занимают заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, невропатии. Поэтому ДОУ призвана создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. Результаты обследования в нашем ДОУ показывают, что с каждым годом увеличивается количество ослабленных детей. Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования физкультурных занятий нового типа. 

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга.
               Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д.

 Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Методика игрового стретчинга применяется нами на практики несколько лет и накоплен определенный опыт организации занятий.

Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого.

          Основные принципы организации занятий по игровому стретчингу.

  • Наглядность. Показ физических упражнений игрового стретчинга, образный рассказ.
  • Доступность. Обучение упражнениям игрового стретчинга простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  • Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений игрового стретчинга, усложнения техники их выполнения.
  • Закрепление навыков. многократное выполнение упражнений игрового стретчинга. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  • Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  • Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнениий игрового стретчинга, потребность их выполнять  

В ходе проведения занятий решаются следующие задачи:

  • Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга. Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.
  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
  • Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  • Поддерживание интереса детей к занятиям по игровому стретчингу 
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.

Занятия состоят их 3 частей. В первой (вводной) части занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве ОРУ используются музыкально-ритмические композиции.

Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка. Для этого можно использовать материалы А.Г. Назаровой из танцевально-методического пособия «Танцевать могут все».и Назаровой А.Г. "Танцевально-методический материал"

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяю на 2 занятия. На первом занятии знакомлю детей с новыми движениями, закрепляем уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения игрового стретчинга выполняются под соответствующую музыку.   

В третей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характервнимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий.

Заключение

Правильная осанка – залог здоровья и успеха в жизни. Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Взрослые должны помочь ребенку выработать привычку правильно держать свое тело. Для сохранения правильной позы важна не столько сила мышц, сколько согласованность различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела.

Поэтому особенно большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка, а также вопросам профилактики дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Эту работу с детьми можно проводить с помощью специально подобранных упражнений в игровой форме по методике игрового стретчинга.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине. Кроме того, физические упражнения, выполняемые под ритмичную музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект. Считаю, что элементы игрового стретчинга можно использовать и в работе с детьми, у которых тяжелые и множественные нарушениями физического здоровья.

Список источников:

                                                                                                   

                                                                                      

  1. http://www.0zd.ru/medicina/formirovanie_pravilnoj_osanki.html
  2. http://pik100.ucoz.ru/forum/4-168-1
  3. http://www.medweb.ru/articles/pravilnaja-osanka-prichiny-i-profilaktika-zabolevanijj-pozvonochnika
  4. http://www.medicalj.ru/diseases/orthopedics/542-stoop
  5. http://www.metodicu.ru/news/news_28.html
  6. http://ds82.ru/doshkolnik/2288-.html
  7. И.С.Красикова «Осанка». Санкт-Петербург, «КОРОНА-Век» 2007

                                                                                                         

                                       

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                       

http://rassvet.edu.yar.ru/phtr/3.jpg

 Упражнение «ящерица»

        

Упражнение горка

Упражнение «горка»

        

Упражнение «рыбка»http://rassvet.edu.yar.ru/phtr/2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осанка.Формирование правильной осанки

Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....

Значение осанки в жизни человекаФормирование красивой осанки

Формирование красивой осанки.Упражнения для формирования правильной осанки....

Значение осанки в жизни человекаФормирование красивой осанки

Формирование красивой осанки.Упражнения для формирования правильной осанки....

Осанка. Значение физических упражнений для формирования осанки.

Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура....

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики осанки

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия...