Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса
план-конспект урока физкультуры (8 класс) по теме

Налимова Марина Александровна

 

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 класса

Этот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.

Задачи урока:

1.      Познакомить учащихся с основными характеристиками и параметрами; факторами, влияющими на форму осанки.

2.      Научить соблюдать профилактические меры для предупреждения нарушений осанки.

3.      Сформировать навык правильной осанки  упражнениями с предметом на голове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 класса

Этот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю.. Косьяновой.

 Тема  «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными характеристиками и параметрами; факторами, влияющими на форму осанки.
  2. Научить соблюдать профилактические меры для предупреждения нарушений осанки.
  3. Сформировать навык правильной осанки  упражнениями с предметом на голове. 

I. Урок начинается с изучения нового материала учитель биологии говорит о теме урока и задачах  урока. Слайды 1,2

        Человеку не повезло. Он пропустил массу интересных событий. Без него родилась Вселенная. Без него образовалась наша планета Земля и другие планеты Солнечной системы. Без него в древнем океане появилась жизнь, расцвела и вышла на сушу. Даже динозавры появились раньше человека и вымерли за 60 млн. лет до его появления. Но вот что удивительно, человек знает наверняка, как всё это было. Из всех живых существ на Земле, только человек с большой        долей достоверности может восстановить картину прошлого и установить связь между тем, что было и тем, что есть.

И, конечно же, его интересует главный вопрос – своё собственное развитие. Исследуя раскопки и находя скелеты своих предков, человек пришёл к выводу, что и он претерпел серьёзные изменения. Как существо биосоциальное, человек по-другому ощущает жизнь и имеет особое отношение к ней. Жизнь для человека – это движение, а движение – это способность организма к действиям, позволяющим ему сохранить целостность и полно взаимодействовать с окружающим миром.

Радость движения, она знакома человеку с первого шага, года. Трава пружинит под ногами, когда ноги несут тебя по лужам, по горячему песку, они поднимают тебя в горы, и ты знаешь, ты уверен, что впереди будет другая гора. И ноги проведут тебя через всю твою жизнь.

Но человек не сразу понял радость прямохождения. Ведь кругом были четвероногие, которые бегали и прыгали лучше предка человека. Но у прямохождения были и свои плюсы – высвободились верхние конечности, и человек познакомился с трудом. Именно трудовая деятельность сделала предка человека человеком. Позвоночник приобрёл S-образную форму и позволил человеку иметь пружинистую походку, тазовые кости расширились и приняли форму чаши, которая бережно поддерживает и защищает органы брюшной полости, а сводчатая стопа пружинит при ходьбе и беге, смягчает толчки при движениях. Грудная клетка стала более плоской. Изменилась и форма черепа, уменьшился лицевой отдел, увеличился мозговой отдел, на подбородочной кости образовался выступ, свидетельствующий о развитии речи.

Трудно себе представить, как бы выглядел человек разумный, высшее  существо, не имей он костной системы. Наверное, он напоминал бы медузу,  и ему бы пришлось освоить водную среду обитания.

Но человек имеет совокупность костей количеством 206, иногда чуть более, которые и образуют его скелет, который выполняет его опорную, двигательную и защитную функции.

Термин «скелет» произошёл от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так в древней Греции он применялся к мумиям.

В человеке массой 70 кг масса скелета составляет 8 – 9 кг. Самая крупная кость – бедренная (170-62). Самая маленькая образует среднее ухо и называется стремечко (2,6 – 3,4 мм и массой 4,3 мг). Рост костей прекращается к 25 годам. Средняя длина позвоночника у взрослого мужчины 72 см, у женщины – 68 см. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7 см.

Сегодня мы познакомимся с частью скелета человека, который называется «осевой» и состоит из черепа и скелета туловища. Скелет туловища включает: позвоночник и грудную клетку. Слайды 3,4

II. Учащиеся работают по изучению нового материала. Прочитайте текст § 51 на с. 160

Заполните таблицу «Осевой скелет»

Отдел

Кости скелета

Типы костей

Функции

Череп:

  1. мозговой
  2. лицевой

Позвоночник:

  1. шейный отдел
  2. грудной отдел
  3. поясничный отдел
  4. крестцовый отдел
  5. копчиковый отдел

Число позвонков:

  1.              
  2.  
  3.  
  4.  

Грудная клетка

  1. число позвонков
  2. число пар ребер

Вставьте пропущенные слова в текст.

По типу строения различают _________________, _____________________, _________________ кости. Кости ________________ и _____________ отдела черепа _____________соединены между собой, за исключением _____________ __________. Позвоночник человека имеет ________ изгиба. За шейным отделом следует _________ отдел. Рёбра и грудина образуют _______________. Череп определяет форму ___________, защищает _______________, _______________  ___________, ___________________, _______________________.

Учитель физкультуры. Что такое осанка? Осанка —  это привычное положение тела, которое человек принимает стоя или сидя. Слайды 5 -  12

Посмотрите на экран. Вы видите на фотографиях разных людей, охарактеризуйте их внешний вид?  Но дело не только в осанке, для человека важен не только красивый внешний вид, но самое главное это то что у человека  с хорошей осанкой  правильно сформирован скелет, а значит легче работать сердцу и другим органам, а кроме  того  всегда хорошее настроение, много сил для работы.

Виды осанки. Слайды 13  -  19

Формируется осанка с самого раннего детства, это сложный и длительный процесс.  Ведь правильная осанка нужна каждому человеку, т. к. она делает фигуру красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма в целом. Современная жизнь  не возможна без компьютера,  и многие из вас большую часть дня проводят сидя за ним: играете, готовитесь к урокам, выходите в интернет  и все это влияет на формирование вашей осанки.  

Почему появляется неправильная осанка и как это избежать?  Первая и главная причина нарушения осанки – слабая мускулатура тела. В вертикальном положении тело человека поддерживает  больше 200 (двухсот) мышц.  И если основные  мышцы из них слабо развиты,  то соблюдать  хорошую осанку трудно. Вторая причина-это привычка к неправильным позам. Обратите внимание на то, как вы сидите за столом. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким, носите ли вы сумку, портфель или рюкзак на одном плече или в одной руке, лежите ли вы, свернувшись «калачиком» на слишком мягкой постели с высокой подушкой, ходите ли вы, опустив голову и согнув спину? Если все это повторяется изо дня в день, то осанка у вас станет неправильной!

Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Правильная поза  при поднятии тяжести      Слайд 20

Подойди как можно ближе к грузу.

Прими положение сидя.

Держи спину прямо.

Не наклоняйся и не поворачивайся при подъеме груза.

Распредели вес равномерно на обе руки.

Перенося груз перед собой -  держи его двумя руками.

Не откидывайся сильно назад

Давайте посмотрим, друг на друга, а все ли из вас правильно сидят.  

Как же правильно СИДЕТЬ?  Слайд   21  - 22

А вот как:

  1. Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперёд.
  2. Оба плеча должны находиться на одной высоте.
  3. Руки от локтя до кисти положи на крышку парты или на стол полностью, но не опирайся на них.
  4. Обе ноги всей стопой поставь на пол.
  5. Между крышкой парты или доской стола и грудью должно быть расстояние, равное толщине твоего кулака.

Тогда у вас в положении сидя будет правильная осанка

Физминутка «Зарядка»

Слайды  23  - 26    Рекомендации доктора медицинских наук Ерёмушкина – полезные привычки.  А знаете ли вы, что

1. Качаться на стуле во время приготовления уроков.
Когда ребенок пишет, раскачиваясь на задних ножках стула, он выпрямляет позвоночник, отводит плечи назад, чтобы удержать равновесие. Спина становится прямой. К сожалению, у городских детей, которые почти весь день проводят дома и мало двигаются на улице, слабые мышцы спины и живота. Такие мышцы не в состоянии удержать тело в правильном положении. Ребенок просто не может долго усидеть ровно, сколько бы на него ни покрикивали родители. Так что пусть качается, лишь бы не упал.
2. Читать книги, лежа на животе. Во-первых, когда вы лежите, позвоночник испытывает наименьшую нагрузку. Во-вторых, лежа на животе, ребенок не будет сутулиться: голова и плечи у него приподняты, спина выпрямлена. Под грудь можно подложить подушку или три книги. А четвертую читать.

 3. Повторять устные уроки, раскачиваясь в кресле-качалке. Спина отдыхает, мышцы работают, ритм раскачивания помогает сконцентрировать внимание

4. Работать на компьютере, развалившись в кресле. Спине удобнее, когда вы сидите, развалившись, чем когда вы сидите прямо. Если не надо писать, а надо все время смотреть на монитор компьютера, откиньте спинку кресла, чтобы угол наклона составил 135°, положите клавиатуру на колени и работайте полулежа

5. Заучивать наизусть стихи, пересказывать тексты в движении – подпрыгивая, задирая ноги, кружась, кувыркаясь.  Дети очень устают от статических нагрузок. У них природная потребность все время двигаться. Поэтому, если ребенок считает, декламирует стихи, маршируя или подпрыгивая, он меньше утомляется. И, между прочим, лучше запоминает то, что заучивает.
6. Учить уроки, сидя на жесткой табуретке. Жесткая табуретка полезнее для спины. Сидя на ней, очень быстро устаешь, начинаешь вертеться, чаще вставать и таким образом разминаешь мышцы, снимаешь нагрузку с позвоночника. Менять положение во время занятий очень полезно.

7. Писать за конторкой стоя. Самую большую нагрузку позвоночник испытывает, когда мы сидим. В это время давление на поясничный отдел почти в два раза больше, чем когда мы стоим. Раньше стоя писали многие люди, которым приходилось посвящать этому занятию немалое время: и Пушкин, и Лев Толстой, и Хемингуэй. Стоя делают уроки в специализированных интернатах дети, больные сколиозом. Во многих сегодняшних школах, где заботятся о здоровье детей, ученики пишут за конторками. И проблем с осанкой у детей в таких школах меньше.             

Умеете ли вы правильно стоять, вы скажете «Да». Проверка осанки:  Слайд   27

Встань около гладкой  стены, пятки соедини, руки опусти свободно вдоль туловища.

Касайся стены пятками, ягодицами, лопатками и затылком.

Смотри вперед, распрямив плечи, втянув живот. Опираться  нужно на две ноги, равномерно распределив вес.

Давайте пройдем к стене и попробуем проверить свою осанку.

Умеешь ли ты ХОДИТЬ?

Конечно, ты скажешь: « Умею».

А проверь: правильно ли ты ходишь?

Ходить нужно, ступая с пятки на носок, лёгким, бодрым, пружинистым шагом.

Не расставляй ноги слишком широко в стороны и не выворачивай сильно носки наружу.

Руками делай свободные движения—вперёд и назад.

Передвигайся с равномерной скоростью.

Смотри на несколько шагов перед собой.
Учитель: Помните, сохранить правильную осанку непросто, но намного сложнее исправить возникшие нарушения. Можно ли научится правильной осанке? Конечно!  Учитесь контролировать свое тело и занимайтесь физическими упражнениями. Большое значение имеет освоение навыка нормальной осанки, то есть привычки правильно держать  свое тело.  Почти любое физическое упражнение, если его правильно выполнять, способствует формированию правильной осанки.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки   с книгой      Слайд   28  - 34

  1. И.п. — стоя у стены, касаясь ее затылком, лопатками,  плечами,  ягодицами  и  пятками.   Сделайте три шага вперед, сохраняя правильную осанку, затем три шага назад.
  2.  Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено
  3. Касаясь спиной вертикальной плоскости, положить руки на пояс и поднять вперед согнутую левую ногу, выпрямить ее, отвести влево, опустить. То же самое выполнить правой ногой
  4. Принять правильную осанку спины, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку. Стоя с книгой  на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в исходное положение
  5.  Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и  влево, руки в стороны
  6. Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой
  7.  Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в исходное положение
  8. Сохраняя правильную осанку, сесть на стул  и встать

III. Учитель биологии. А теперь давайте немного проверим  себя. Что нового вы сегодня узнали на уроке,  для проверки я предлагаю небольшой тест.

Реши тест.

1.К какому типу тканей относится костная ткань?

а) эпителиальная   б) соединительная    в) мышечная      г) нервная

2. Какие функции выполняет красный костный мозг?

а) кроветворную   б) запасающую       в) регуляторную    г) рефлекторную

3. Сколько пар рёбер образуют грудную клетку?

а) 10      б) 12     в) 14     г) 16

4. Кость черепа, у которой есть пара – это

а) теменная     б) затылочная     в) лобная        г) нижнечелюстная

5. Полностью процесс окостенения скелета заканчивается к ……… годам

а) 15      б) 25      г) 30     г) 35

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Какие парные кости образуют мозговой отдел черепа
  2. Сколько  костей образует скелет человека
  3. Где находятся клетки, обеспечивающие рост костей в толщину

После теста дети проверяют друг у друга правильные ответы. Обсуждение работы в парах

Учитель физкультуры. А сейчас ребята, я вам на память предлагаю буклет, в котором  есть рекомендации по соблюдению правильной осанки. Ответьте на несколько несложных вопросов. Дальше идет работа с буклетом.

IV. Вывод по уроку. Домашнее задание.

Мы желаем вам ребята быть здоровыми всегда.
Но добиться результатов невозможно без труда
Вы зарядкой занимайтесь, ежедневно по утрам,
На прогулку собирайтесь, это так поможет вам
Мы открыли вам секреты как осанку сохранить
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека» Тема урока:

Слайд 2

Задачи урока : Познакомить учащихся с основными характеристиками и параметрами; факторами, влияющими на форму осанки. Научить соблюдать профилактические меры для предупреждения нарушений осанки. Сформировать навык правильной осанки упражнениями с предметом на голове.

Слайд 3

В Японии говорят: "Искривленная шея - признак короткой жизни". И это неслучайно. Значение позвоночника, этой "оси жизни", трудно переоценить. Каждый позвонок напрямую "отвечает" за жизнедеятельность определенного органа. Содержание

Слайд 4

Позвоночник выполняет в организме следующие важные функции: 1. Несущая функция . 2. Двигательная функция. 3. Функция поддержки. 4. Защитная функция . Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками. Позвоночник и его функции Содержание

Слайд 5

Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной . Это зависит от того, насколько слажено работают мышцы, которые поддерживают наше тело в вертикальном положении. Если все они развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная. Что такое осанка? Содержание

Слайд 6

Осанка — это привычная поза или манера человека держать своё тело.

Слайд 13

Голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи – на одном уровне Если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию Если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах и небольшую выпуклость в грудном отделе Правильная осанка Признаки правильной осанки:

Слайд 14

Признаки неправильной осанки: Голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова) Плечи сведены вперед, подняты (или ассиметричное положение плеч) Круглая спина, запавшая грудная клетка Живот выпячен, таз отставлен назад Излишне увеличен поясничный изгиб

Слайд 15

Разновидности нарушения осанки

Слайд 17

Причины нарушения осанки

Слайд 21

Правильное положение

Слайд 23

А знаете ли вы, что…

Слайд 24

А знаете ли вы, что…

Слайд 25

А знаете ли вы, что…

Слайд 26

А знаете ли вы, что…

Слайд 27

Проверка своей осанки Затылок Лопатки Ягодицы Пятки

Слайд 28

Упражнения для формирования правильной осанки: Большое значение имеет освоение навыка нормальной осанки, то есть привычки правильно держать своё тело. Почти любое физическое упражнение, если его правильно выполнять, способствует формированию правильной осанки.

Слайд 29

Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в исходное положение

Слайд 30

Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны

Слайд 31

Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено

Слайд 32

Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой

Слайд 33

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в исходное положение

Слайд 34

Сохраняя правильную осанку, сесть на скамейку и встать

Слайд 35

Помните!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и физкультуре в 10 классе

Цель урока: показать возможности интеграции ОБЖ и физкультуры при подготовке      по основам военной службыЗадачи урока:1.     совершенствование  раз...

конспект интегрированного урока по истории и физкультуре "Военные разведчики"

Конспект интегрированного урока по истории и физкультуре "Военные разведчики", посвященн 70-летию Великой Победы и рассчитан для учащихся 9 класса. На уроке использвана игра на знание военных разведчи...

Влияние физических упражнений на осанку человека

Тема  «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»Задачи урока:1.      Познакомить учащихся с основными характеристиками и параме...

Презентация на тему:"Влияние физических упражнений на организм человека"

Наглядное представление влияния физических нагрузок на организм человека....

Влияние физических упражнений на организм человека

Физические упражнения влияют на все группы мышц, суставы, связки. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. Если же мышцы бездейс...