Конспект открытого урока для 8 класса на тему: "Римская нумерация"
план-конспект урока (8 класс) на тему
В учебниках для специальных /коррекционных/ оразовательных учреждений VIII вида дается очень мало объяснений по теме. Но уже найденный материал можно использовать во всех классах, т.к. каждый год темы повторяются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskaya_numeratsiya_8kl.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Римская нумерация. Класс: 8
Составитель:Тихонова Луиза Виталиевна , учитель математики ГБОУ Михайловская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат 8 вида»
Цели урока:
I. Образовательная:
- Повторение записи арабских цифр от 1 до 40 римскими цифрами;
- Закрепить навыки чтения и записи римских чисел;
- Создать условия по усвоению записи арабских чисел - римскими и наоборот( перевод римских чисел – арабскими);
- Научить их использовать на практике.
II. Коррекционно-развивающая:
- Развивать зрительное внимание и память при повторении названий месяцев и порядкового номера расположения;
- Развивать умение сравнивать, обобщать и логически излагать свои мысли при решении заданий;
- Развивать устную монологическую речь; давать полные ответы на поставленные вопросы.
III. Воспитательная:
- Продолжить формирование навыков самоконтроля;
- Содействовать формированию общечеловеческих ценностей ( трудолюбия, целеустремлённости );
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Надеюсь, что на уроке вы будете внимательны и активны.
Девиз нашего урока :
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Сегодня у нас очень интересная тема урока «Римская нумерация»
2. УСТНЫЙ СЧЕТ
Учитель: Но для начала соотнесите название месяца с его номером по порядку, это нам пригодится в течении урока.
Январь 3 Февраль 6
Март 8 Апрель 4
Май 7 Июнь 9
Июль 2 Август 10
Сентябрь 12 Октябрь 1
Ноябрь 11 Декабрь 5
3. ПОВТОРЕНИЕ
Учитель: Молодцы, а теперь вернемся к нумерации. Нумерация – это способ записывать числа. За долгую историю человечества таких способов набралось много. Многие древние народы считали, как и мы, – десятками. Десятками считали египтяне, китайцы. Десятичную систему записи чисел, которой мы пользуемся сейчас, изобрели индусы 2000 лет назад. Но кое-где пользовались и другими системами счисления. Мы пользуемся арабской системой счисления и обозначаем числа с помощью каких цифр? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0)
Учитель: Сегодня мы подробно познакомимся с римскими цифрами и их использованием на практике. Дело в том, что римские цифры, несмотря на неудобство их использования, не выходят из употребления, и культурному человеку необходимо в известной степени уметь ими пользоваться. Эти цифры употребляются для записи номеров месяцев года, номеров томов и глав книг, на циферблате часов, записи дат событий и т.п. Поэтому вы должны уметь записывать римские цифры и правильно их понимать.
. Широкое распространение получила система записи чисел, которая применялась более 2,5 тыс лет назад в Древнем Риме. Рассмотрим таблицу, в которой указаны римские цифры (их всего 7).
Римские цифры | I | V | X | L | C | D | M |
Их значение | 1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
Римскими цифрами пользовались очень долго. Еще в XVIII в. в деловых бумагах разрешалось обозначать числа лишь римскими цифрами. До сих пор мы пользуемся этими цифрами для обозначения веков, например XXI век.
Учитель: Перед тем как продолжить изучать римскую нумерацию давайте отдохнем.
4.ФИЗМИНУТКА
Система записи и чтения римских цифр.
Давайте вспомним как записать римскими цифрами цифры которыми мы пользуемся.
1 - I 2 - II 3 - III
4 – записывается так IV (единица, поставленная слева, вычитается от 5).
Единицы, же, поставленные справа, прибавляются, поэтому 6,7,8 записываются так: VI, VII,VIII.
9 записывается как IX; 11, 12, 13 ,14, 15 как XI, XII, XIII,XIV, XV и т.д.
Чтобы узнать, какое число записано римскими цифрами, достаточно сложить значения всех его цифр; при этом, если младшая цифра окажется перед старшей, то значение этой младшей цифры вычитается из значения старшей.
Примеры.
- XXXVI = 10 + 10 + 10 + 5 + 1 = 36
- X V = 10 + 5 = 15.
- X XIII = 10 + 10 + 1 + 1 + 1 = 23
- I X = 10 – 1 = 9
- XXI V = 10 + 10 + 5 – 1 = 24
5. Тренировочные упражнения.
1.Запишите римскими цифрами месяцы:
Март, июнь, январь, декабрь, апрель, октябрь, май, сентябрь, февраль, июль.
2. Напишите римскими цифрами века, к которым относятся следующие события:
Основание Москвы - 1147 год …… век
Ледовое побоище - 1242 год ……. век
Крещение Киевской Руси – 988 год …… век
Бородинская битва - 1812 год …. век
Невское сражение – 1240 год ……. век
6. Домашнее задание
Учитель: Молодцы. Откройте дневники запишите домашнее задание. Стр. 4 № 12 (4) прочитайте задание. 7. Итог урока.
Учитель: Закроите учебники, тетради. Подведем итог урока.
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Что вы нового узнали на уроке?
Оценки за урок. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne
5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА Zukunftspläne...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...