Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Животные" с использованием сенсомоторных тренажоров.
план-конспект занятия на тему

Савельева Любовь Владимировна

Конспект разработан для детей с нарушением интеллектуального развития. Используется для индивидуальной и подгрупповой форм работы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_saveleva_l.v.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на основе ознакомления с окружающим на тему: «Животные»  (Разработала: Савельева Л.В. учитель- дефектолог МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №242»  г. Саратова).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физкультура».                                                                                            

Виды детской деятельности:   игровая, коммуникативная, познавательно-речевая, продуктивная.

Цели

  •    учить составлять рассказ с опорой на тактильные шарики,

        зрительные и тактильные ощущения;

  •    активизировать в речи ребёнка прилагательные, обозначающие

             свойства и  качества    предметов;

  •    развивать фразовую речь;
  •    корригировать слуховое и зрительное восприятие, процессы

        мышления  внимания и памяти, общую моторику, тактильные  

        ощущения.

  •   воспитывать интерес и любовь к природе.

Предшествующая работа:

  • Приобретение и изготовление тактильных шариков из подручных материалов;
  • Предварительное тактильное и зрительное знакомство ребёнка с тактильными шариками;
  • Экскурсии в природу;
  • Составление серии рассказов «Путешествие котёнка Пусика», в соответствии с тематическим планом обучения и программами «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»;
  • Разучивание физкультминуток.

Материалы и оборудование:

Тактильные шарики (меховой-пушистый, нитяной-шершавый, нитяной-мягкий, стеклянный, резиновый, пластмассовый мягкий, пластмассовый игольчатый, бумажно-наждачный, шарик пластмассовый гладкий, обёрнутый в фольгу);

игрушка котёнок;

фланелеграф (коврограф)

предметные картинки с изображением животных;

карточки с изображением: котёнка, деревьев, солнца, ежа, ручья, тропинки, щенка, мячика.

Содержание организованной образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог приглашает ребёнка на занятие, предлагает ему   удобно устроиться  за рабочим столом. Сообщение темы занятия.

II. Игровое упражнение «Отгадай загадку и подбери шарик».

 Учитель-дефектолог сообщает, что сегодня на занятие они  ждут   гостя.  Но  чтобы он появился быстрее надо отгадать загадку:

Мордочка усатая

 Шубка полосатая,

Часто умывается,

                    С водой не знается. (Кошка).

Учитель-дефектолог. Посмотри на эти  картинки (фланелеграф, коврограф), как ты думаешь, о ком эта загадка?

Я слышу под дверью кто-то скребётся. Посмотри-ка кто к нам пришёл. Это котёнок. Его зовут Пусик. Какой он маленький. Как ты думаешь, на какой из шариков, лежащих перед тобой он похож?

(Ребёнок выбирает подходящий, пощупав и подержав в руках каждый из шариков).

Учитель-дефектолог. Почему ты выбрал этот шарик? Какой котёнок?

 Ребёнок. Пушистый, мягкий, тёплый, чёрный, ласковый и т.д.

III. Рассказывание рассказа «Пусик в лесу»» и составление рассказа

       о путешествии котёнка Пусика с помощью тактильных шариков.

Учитель-дефектолог. Хочу открыть тебе тайну. Хоть котёнок ещё маленький, он  смелый и очень  любит путешествовать. Сегодня  я  расскажу тебе про одно из его путешествий. А ты будешь помогать мне, находя нужные шарики и  составлять свой рассказ из них.

Учитель-дефектолог рассказывает сказку, иллюстрируя её с помощью предметных карточек на фланелеграфе (коврографе). Ребёнок подбирает и выкладывает перед собой на столе тактильные шарики по ходу рассказа.

                  «Пусик в лесу».

Как-то раз позвал котёнка Пусика (подбирается шарик) в гости друг Босик. Жил Босик далеко. Надо через лес идти. А поиграть хочется. Так оказался Пусик в лесу. Под лапками – травка. Мягкая, шелковистая (подбирается шарик). Везде деревья высокие, стволы у них шершавые (подбирается шарик). Сквозь ветви солнышко яркое и лучистое блестит (подбирается шарик). Засмотрелся Пусик на солнышко, да лапкой на что-то очень колючее наступил. Это же ёжик! (подбирается шарик) «Извините», - сказал Пусик и побежал дальше. Вот течёт лесной ручеёк. Вода в нём прозрачная, холодная (подбирается шарик). Здесь начинается тропинка к дому друга. А вот и он – Босик, с мячиком Пусика встречает (подбирается шарик). Ты догадался, кто друг Пусика? Нет? Тогда отгадай загадку:

                                               С хозяином дружит,

                                               Дом сторожит,

                                               Живёт под крылечком,

                    Хвост колечком. (Собака).

Учитель-дефектолог.  На какой шарик похож Босик? Какой он?

  Ребёнок.   Мягкий, гладкий, тёплый, коричневый и т.д.

IV. Физкультминутка.

Учитель-дефектолог предлагает встать и сделать знакомое упражнение.

Он делает упражнение вместе с ребёнком, интонируя речь.

                                    Для начала мы с тобой

                                    Крутим только головой.          (Вращения головой.)

                                    Корпусом вращаем тоже.

                                   Это мы, конечно, сможем.        (Повороты вправо и влево.)

                                   А теперь мы приседаем.

                                   Мы прекрасно понимаем –

                                    Нужно ноги укреплять,            (Приседания.)

                                    Раз-два-три-четыре-пять.

                                    Напоследок потянулись

                                    Вверх и в стороны. Прогнулись.   (Потягивания вверх и в стороны.)  

                                    От разминки раскраснелись    

                                    И на место снова сели.             (Ребёнок садится.)  

V. Игра   «Я начинаю, а ты продолжаешь».

Учитель-дефектолог предлагает ребёнку вспомнить и повторить недавно рассказанный рассказ «Пусик в лесу».

Учитель-дефектолог.  Я буду начинать фразу, а ты будешь её продолжать.  А   поможет тебе правильно подобрать слова для  рассказа карточки на фланелеграфе (коврографе) и составленная тобой цепочка из тактильных шариков.

                                         Совместный рассказ.

Как-то раз позвал котёнка Пусика в гости друг... (Босик). Жил Босик… (далеко). Надо идти через…(лес.) А поиграть хочется. Так оказался Пусик…(в лесу). Под лапками – травка …(мягкая, шелковистая.) Везде деревья…(высокие), стволы у них… (шершавые). Сквозь ветви блестит солнышко…(жёлтое, яркое, лучистое). Засмотрелся Пусик…(на солнышко), и наступил на что-то…(колючее). Это же…(ёжик)! «Извините» – сказал…(Пусик) и побежал дальше. Вот течёт… (лесной ручеёк). Вода в нём… (прозрачная, холодная). Здесь к дому друга начинается … (тропинка). А вот сам Босик… (с мячиком) Пусика встречает.

VI. Рефлексия.

 Учитель-дефектолог убирает карточки для составления рассказа, тактильные шарики и предлагает ребёнку вспомнить, что он делал сегодня на занятии, какое задание ему понравилось, какое задание оказалось трудным. Оценивает работу ребёнка на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»

Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Урок развития речи на основе ознакомления с окружающим миром

Тема:  Ягоды. Определение и различение.Цель: Расширить представление о многообразии растений.Познакомить с отличительными признаками ягод.Формировать навык правильного сбора ягод.Коррекция р...

Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...