Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Животные" с использованием сенсомоторных тренажоров.
план-конспект занятия на тему
Конспект разработан для детей с нарушением интеллектуального развития. Используется для индивидуальной и подгрупповой форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_saveleva_l.v.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на основе ознакомления с окружающим на тему: «Животные» (Разработала: Савельева Л.В. учитель- дефектолог МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №242» г. Саратова).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физкультура».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-речевая, продуктивная.
Цели
- учить составлять рассказ с опорой на тактильные шарики,
зрительные и тактильные ощущения;
- активизировать в речи ребёнка прилагательные, обозначающие
свойства и качества предметов;
- развивать фразовую речь;
- корригировать слуховое и зрительное восприятие, процессы
мышления внимания и памяти, общую моторику, тактильные
ощущения.
- воспитывать интерес и любовь к природе.
Предшествующая работа:
- Приобретение и изготовление тактильных шариков из подручных материалов;
- Предварительное тактильное и зрительное знакомство ребёнка с тактильными шариками;
- Экскурсии в природу;
- Составление серии рассказов «Путешествие котёнка Пусика», в соответствии с тематическим планом обучения и программами «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»;
- Разучивание физкультминуток.
Материалы и оборудование:
Тактильные шарики (меховой-пушистый, нитяной-шершавый, нитяной-мягкий, стеклянный, резиновый, пластмассовый мягкий, пластмассовый игольчатый, бумажно-наждачный, шарик пластмассовый гладкий, обёрнутый в фольгу);
игрушка котёнок;
фланелеграф (коврограф)
предметные картинки с изображением животных;
карточки с изображением: котёнка, деревьев, солнца, ежа, ручья, тропинки, щенка, мячика.
Содержание организованной образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
Учитель-дефектолог приглашает ребёнка на занятие, предлагает ему удобно устроиться за рабочим столом. Сообщение темы занятия.
II. Игровое упражнение «Отгадай загадку и подбери шарик».
Учитель-дефектолог сообщает, что сегодня на занятие они ждут гостя. Но чтобы он появился быстрее надо отгадать загадку:
Мордочка усатая
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. (Кошка).
Учитель-дефектолог. Посмотри на эти картинки (фланелеграф, коврограф), как ты думаешь, о ком эта загадка?
Я слышу под дверью кто-то скребётся. Посмотри-ка кто к нам пришёл. Это котёнок. Его зовут Пусик. Какой он маленький. Как ты думаешь, на какой из шариков, лежащих перед тобой он похож?
(Ребёнок выбирает подходящий, пощупав и подержав в руках каждый из шариков).
Учитель-дефектолог. Почему ты выбрал этот шарик? Какой котёнок?
Ребёнок. Пушистый, мягкий, тёплый, чёрный, ласковый и т.д.
III. Рассказывание рассказа «Пусик в лесу»» и составление рассказа
о путешествии котёнка Пусика с помощью тактильных шариков.
Учитель-дефектолог. Хочу открыть тебе тайну. Хоть котёнок ещё маленький, он смелый и очень любит путешествовать. Сегодня я расскажу тебе про одно из его путешествий. А ты будешь помогать мне, находя нужные шарики и составлять свой рассказ из них.
Учитель-дефектолог рассказывает сказку, иллюстрируя её с помощью предметных карточек на фланелеграфе (коврографе). Ребёнок подбирает и выкладывает перед собой на столе тактильные шарики по ходу рассказа.
«Пусик в лесу».
Как-то раз позвал котёнка Пусика (подбирается шарик) в гости друг Босик. Жил Босик далеко. Надо через лес идти. А поиграть хочется. Так оказался Пусик в лесу. Под лапками – травка. Мягкая, шелковистая (подбирается шарик). Везде деревья высокие, стволы у них шершавые (подбирается шарик). Сквозь ветви солнышко яркое и лучистое блестит (подбирается шарик). Засмотрелся Пусик на солнышко, да лапкой на что-то очень колючее наступил. Это же ёжик! (подбирается шарик) «Извините», - сказал Пусик и побежал дальше. Вот течёт лесной ручеёк. Вода в нём прозрачная, холодная (подбирается шарик). Здесь начинается тропинка к дому друга. А вот и он – Босик, с мячиком Пусика встречает (подбирается шарик). Ты догадался, кто друг Пусика? Нет? Тогда отгадай загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака).
Учитель-дефектолог. На какой шарик похож Босик? Какой он?
Ребёнок. Мягкий, гладкий, тёплый, коричневый и т.д.
IV. Физкультминутка.
Учитель-дефектолог предлагает встать и сделать знакомое упражнение.
Он делает упражнение вместе с ребёнком, интонируя речь.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять, (Приседания.)
Раз-два-три-четыре-пять.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Ребёнок садится.)
V. Игра «Я начинаю, а ты продолжаешь».
Учитель-дефектолог предлагает ребёнку вспомнить и повторить недавно рассказанный рассказ «Пусик в лесу».
Учитель-дефектолог. Я буду начинать фразу, а ты будешь её продолжать. А поможет тебе правильно подобрать слова для рассказа карточки на фланелеграфе (коврографе) и составленная тобой цепочка из тактильных шариков.
Совместный рассказ.
Как-то раз позвал котёнка Пусика в гости друг... (Босик). Жил Босик… (далеко). Надо идти через…(лес.) А поиграть хочется. Так оказался Пусик…(в лесу). Под лапками – травка …(мягкая, шелковистая.) Везде деревья…(высокие), стволы у них… (шершавые). Сквозь ветви блестит солнышко…(жёлтое, яркое, лучистое). Засмотрелся Пусик…(на солнышко), и наступил на что-то…(колючее). Это же…(ёжик)! «Извините» – сказал…(Пусик) и побежал дальше. Вот течёт… (лесной ручеёк). Вода в нём… (прозрачная, холодная). Здесь к дому друга начинается … (тропинка). А вот сам Босик… (с мячиком) Пусика встречает.
VI. Рефлексия.
Учитель-дефектолог убирает карточки для составления рассказа, тактильные шарики и предлагает ребёнку вспомнить, что он делал сегодня на занятии, какое задание ему понравилось, какое задание оказалось трудным. Оценивает работу ребёнка на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»
Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Растения и животные весной»
Данный урок проводился в 3 классе СКОШ VIII вида...
Урок развития речи на основе ознакомления с окружающим миром
Тема: Ягоды. Определение и различение.Цель: Расширить представление о многообразии растений.Познакомить с отличительными признаками ягод.Формировать навык правильного сбора ягод.Коррекция р...
Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»
Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...
Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Перелётные и зимующие птицы"»
Цели: Расширить знания о зимующих и перелётных птицах. Развивать логическое мышление....
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...
Конспект открытого урока по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Урок развития речи для обучающихся с ОВЗ по теме "Город"....