Автоматизация звука "ш " в словах.
план-конспект занятия по теме

Булгакова Анастасия Сергеевна

Логопедическое подгрупповое занятие для детей 1 класса с заключением: ОНР (III уровня). Включает в себя артикуляционную гимнастику, работу по развитию речевого дыхания и развития мелкой моторики, а так же работу со звуковыми схемами слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое (подгрупповое) занятие на тему:

 «Автоматизация звука «ш» в словах.

1   класс.

Цель:  закрепление правильного произношения звука «ш» в словах.

Задачи

коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дозированный тип выдоха;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

-  развивать общую моторику, координацию речи и движения;

- развивать фонематический анализ и синтез слов;

образовательные:

 - обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «игрушки», «часть – целое», «цветы»;

- учить делить слова на слоги;

- учить определять гласные и согласные звуки, опираясь на звуковой профиль;

- закреплять в речи единственное и множественное число существительных;

воспитательные:

- воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: тематические картинки по темам: «Игрушки», «Цветы», «Части – целое», «Животные»;  графические схемы;  звуковые профили; индивидуальные зеркала;  разрезная азбука;  магнитная доска; индивидуальные карточки с моделью буквы «ша»,   фасоль в индивидуальных контейнерах,   мяч.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука «ш». Работа с индивидуальными зеркалами и речевым профилем звука.

3.Работа по развитию речевого дыхания.

Делаем плавный, глубокий вдох  (следим за плечами) – выдыхаем порциями за: 3, 4, 5 – раз (мысленно просчитывая в уме). Делаем перерыв между вдохами для восстановления дыхания.

4.Отгадывание загадок.

Выросли в лугах сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашки).

- Ромашки – это  много, а если одна, то как сказать? (ромашка)

Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки? (мышки)

- Мышки – это много мышек, а как сказать, если одна? (мышка)

- Назовите соседей звука «ш» в словах: ромашки (а, к),мышки (ы,к).

5. Выкладывание буквы ш по трафорету из фасоли.

6.Графический анализ слова «мышка». Выделение звука «ш».

7. Графический анализ слова «груша». Выделение звука «ш».

8.Сравнение звуковой структуры слов «мышка» и «груша» на основе графической схемы.

- Сколько слогов в слове «мышка»? (2) А в слове «груша»? (тоже 2)

- Сколько всего звуков в слове «мышка»? (5) А в слове «груша»? (тоже 5)

- Количество звуков одинаково? (одинаково)

- Значит, одинаковое количество слогов (2) и одинаковое количество звуков (5).

- Чем же различаются эти слова? Посмотрим на первый слог.

- В слове «мышка» какой первый слог? (мыш-) А в слове «груша»? (гру-)

- Какой первый звук в этих словах? Согласный или гласный? (согласный)

- Какой второй звук в слоге «мыш-» - согласный или гласный? (гласный)

- Какой второй звук в слоге «гру» - согласный или гласный? (согласный)   Значит, вторые звуки разные: в первой схеме – гласный звук, а во второй – согласный.

- Какой третий звук в слоге «мыш-» - согласный или гласный? (согласный) А в слоге «гру-» - согласный или гласный? (гласный)  Значит, третьи звуки разные: в первой схеме – согласный, во второй – гласный. Будем различать по второму звуку (в первой схеме – гласный, во второй – согласный) и по третьему звуку. Второй слог в этих словах одинаковый.

9. Физминутка. («Как живешь?)

Текст

Описание движений

-Как живёшь?

-Вот так!

-Как идёшь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-А даёшь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-Как грозишь?

-Вот так!

Показывают большие пальцы обеих рук,

держа их вверх  (остальные собраны в кулак).

Маршируют.

Бег на месте.

Ладошки соединяют вместе и

кладут  на них голову.

Прижимают ладошки к себе.

Ладошки протягивают  от себя вперёд.

Надувают  щеки и кулачками

мягко ударяют по ним.

Грозят  пальцем вперёд или

друг другу.

 

10.Подбор слов по двум схемам.

На доске закреплены две схемы и  картинки: кошка, шапка, мишка, мешки,  шкафы,  шишка, штора, штаны. Дети называют картинки. Затем анализируют последовательно каждое слово с опорой на второй звук и определяют, к какой схеме нужно положить картинку.

11.Закрепление произношения звука «ш» в словах.  (по картинкам)

А) На доске закреплены картинки с изображением игрушек.

- Что нарисовано на картинках? (игрушки) Есть звук «ш» в этом слове? Назовите соседей звука «ш».

Б) На доске закреплены картинки с изображением цветов (фиалки, ноготки, ромашки, ландыши, тюльпаны).

- Что нарисовано на картинках? (цветы)  Назовите их. В названии каких цветов есть звук «ш»?

В) На доске закреплены изображения животных (кошка, волк, мышка, лошадь, медведь).

- Кто нарисован  на этих картинках? (животные)  Назовите их. А теперь назовите животных, в названии которых есть звук «ш».

Г) На доске картинки с изображением дома и колеса.

Назовите часть дома на звук «ш» (крыша), часть колеса (шина).

12.Игра в мяч.

Перекидываемся мячом, называя слова со звуком «ш», выделяя его интонацией.

13.Совместное подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему "Автоматизация звука [Р] в словах"

Хочу поделиться с вами некоторыми наработками по логопедии. Надеюсь, что они будут кому-нибудь полезными. Удачи!...

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

Автоматизация звука Л словах

Автоматизация звука Л  словах (в начале, в середине, в конце слова)....

Презентация "Дидактические игры на автоматизацию звуков в словах"

  Период автоматизации поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстрой...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...