Автоматизация звука "ш " в словах.
план-конспект занятия по теме
Логопедическое подгрупповое занятие для детей 1 класса с заключением: ОНР (III уровня). Включает в себя артикуляционную гимнастику, работу по развитию речевого дыхания и развития мелкой моторики, а так же работу со звуковыми схемами слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое (подгрупповое) занятие на тему:
«Автоматизация звука «ш» в словах.
1 класс.
Цель: закрепление правильного произношения звука «ш» в словах.
Задачи
коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дозированный тип выдоха;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать общую моторику, координацию речи и движения;
- развивать фонематический анализ и синтез слов;
образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «игрушки», «часть – целое», «цветы»;
- учить делить слова на слоги;
- учить определять гласные и согласные звуки, опираясь на звуковой профиль;
- закреплять в речи единственное и множественное число существительных;
воспитательные:
- воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: тематические картинки по темам: «Игрушки», «Цветы», «Части – целое», «Животные»; графические схемы; звуковые профили; индивидуальные зеркала; разрезная азбука; магнитная доска; индивидуальные карточки с моделью буквы «ша», фасоль в индивидуальных контейнерах, мяч.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука «ш». Работа с индивидуальными зеркалами и речевым профилем звука.
3.Работа по развитию речевого дыхания.
Делаем плавный, глубокий вдох (следим за плечами) – выдыхаем порциями за: 3, 4, 5 – раз (мысленно просчитывая в уме). Делаем перерыв между вдохами для восстановления дыхания.
4.Отгадывание загадок.
Выросли в лугах сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашки).
- Ромашки – это много, а если одна, то как сказать? (ромашка)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки? (мышки)
- Мышки – это много мышек, а как сказать, если одна? (мышка)
- Назовите соседей звука «ш» в словах: ромашки (а, к),мышки (ы,к).
5. Выкладывание буквы ш по трафорету из фасоли.
6.Графический анализ слова «мышка». Выделение звука «ш».
7. Графический анализ слова «груша». Выделение звука «ш».
8.Сравнение звуковой структуры слов «мышка» и «груша» на основе графической схемы.
- Сколько слогов в слове «мышка»? (2) А в слове «груша»? (тоже 2)
- Сколько всего звуков в слове «мышка»? (5) А в слове «груша»? (тоже 5)
- Количество звуков одинаково? (одинаково)
- Значит, одинаковое количество слогов (2) и одинаковое количество звуков (5).
- Чем же различаются эти слова? Посмотрим на первый слог.
- В слове «мышка» какой первый слог? (мыш-) А в слове «груша»? (гру-)
- Какой первый звук в этих словах? Согласный или гласный? (согласный)
- Какой второй звук в слоге «мыш-» - согласный или гласный? (гласный)
- Какой второй звук в слоге «гру» - согласный или гласный? (согласный) Значит, вторые звуки разные: в первой схеме – гласный звук, а во второй – согласный.
- Какой третий звук в слоге «мыш-» - согласный или гласный? (согласный) А в слоге «гру-» - согласный или гласный? (гласный) Значит, третьи звуки разные: в первой схеме – согласный, во второй – гласный. Будем различать по второму звуку (в первой схеме – гласный, во второй – согласный) и по третьему звуку. Второй слог в этих словах одинаковый.
9. Физминутка. («Как живешь?)
Текст | Описание движений |
-Как живёшь? -Вот так! -Как идёшь? -Вот так! -Как бежишь? -Вот так! -Ночью спишь? -Вот так! -Как берёшь? -Вот так! -А даёшь? -Вот так! -Как шалишь? -Вот так! -Как грозишь? -Вот так! | Показывают большие пальцы обеих рук, держа их вверх (остальные собраны в кулак). Маршируют. Бег на месте. Ладошки соединяют вместе и кладут на них голову. Прижимают ладошки к себе. Ладошки протягивают от себя вперёд. Надувают щеки и кулачками мягко ударяют по ним. Грозят пальцем вперёд или друг другу. |
10.Подбор слов по двум схемам.
На доске закреплены две схемы и картинки: кошка, шапка, мишка, мешки, шкафы, шишка, штора, штаны. Дети называют картинки. Затем анализируют последовательно каждое слово с опорой на второй звук и определяют, к какой схеме нужно положить картинку.
11.Закрепление произношения звука «ш» в словах. (по картинкам)
А) На доске закреплены картинки с изображением игрушек.
- Что нарисовано на картинках? (игрушки) Есть звук «ш» в этом слове? Назовите соседей звука «ш».
Б) На доске закреплены картинки с изображением цветов (фиалки, ноготки, ромашки, ландыши, тюльпаны).
- Что нарисовано на картинках? (цветы) Назовите их. В названии каких цветов есть звук «ш»?
В) На доске закреплены изображения животных (кошка, волк, мышка, лошадь, медведь).
- Кто нарисован на этих картинках? (животные) Назовите их. А теперь назовите животных, в названии которых есть звук «ш».
Г) На доске картинки с изображением дома и колеса.
Назовите часть дома на звук «ш» (крыша), часть колеса (шина).
12.Игра в мяч.
Перекидываемся мячом, называя слова со звуком «ш», выделяя его интонацией.
13.Совместное подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...
Автоматизация звука Л словах
Автоматизация звука Л словах (в начале, в середине, в конце слова)....
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...
Презентация "Дидактические игры на автоматизацию звуков в словах"
Период автоматизации поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстрой...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)
Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...
Автоматизация [р] в словах
материал для автоматизации [р] в словах...