Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа
по предмету
Математика и конструирование
6 класс,VIII вид
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._matem._6_kl.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Принято
на заседании на педагогическом совете
методического совета Протокол
Протокол №_от «_»_20__г. №__от «___»_____ 20___ г.
Руководитель МО_____
«Утверждаю»
Директор_____Сорокина Е.В.
«___»_____20___г.
Рабочая программа
по предмету
Математика и конструирование
6 класс,VIII вид (II вариант)
Краснов Максим
Составила: Тулисова И.В.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться для индивидуального обучения ученика 6 класса 8 вида 2 варианта Краснова Максима.
Ребёнок на надомном обучении. Диагноз: умеренная умственная отсталость, нейросенсорная тугоухость IV степени нарушение речи при осложненных дефектах развития, слуховая депривация, нарушение осанки, плоскостопие. У Максима недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого он испытывает значительные трудности в усвоении учебного материала. Также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Активность на уроках низкая. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: может издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки не сформированы.
При составлении программы по данному курсу учитывалась слуховая депривация, тяжелая речевая активность учащегося, мотивационный план речевой деятельности, характер речевого и символического материала, физического развития ребенка опорно-двигательной системы.
Предлагаемая программа по курсу «математические представления и конструирование» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность представлены в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:
Задачи программы:
- Создание условий для диагностики и развития наглядно-действенного мышления, памяти;
- Создание условий для формирования элементарных обще учебных умений и навыков;
- Создание условий для овладения учащимися элементарной терминологии;
- Создание условий для формирования у учащихся представлений о форме, величине, количестве и пространстве;
- Создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Цели программы:
- Создание комфортных коррекционно-развивающие условий для младших школьников, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
- Создание условий для развития высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
- Создание условий для развития атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Организационная структура программы:
Программа разработана на ученика 6 класса Краснова Максима. Согласно учебному плану школы 2 часа в неделю, 18 часов – 1 четверть, 14 часов – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 15 час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
- интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
- системности;
- преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков, счет под музыку, сказкотерапия и т.д.). Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.
В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми и сверстниками.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Математические представления и конструирование», который доступен большинству учащихся 2 класса.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов на тему |
Конструирование | 12 |
Количественные представления | 7 |
Представления о форме | 12 |
Представления о величине | 12 |
Пространственные представления | 12 |
Временные представления | 12 |
Календарно-тематическое планирование
I четверть-18 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Конструирование | 4 | ||||
1 | Складывание разрезных картинок по образцу | 1 | |||
2 | Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами | 1 | |||
3 | Конструирование из счетных палочек | 1 | |||
4 | Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мост) | 1 | |||
Количественные представления | 2 | ||||
5 | Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 | 1 | |||
6 | Упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества | ||||
Представления о форме | 4 | ||||
7 | Выбор учащимися шара, куба, круга, квадрата, (по образцу и по словесной инструкции). | 1 | |||
8 | Рисование круга, квадрата, по трафаретам и самостоятельно. | 1 | |||
9 | Выбор учащимися треугольной призмы (крыши), прямоугольной призмы (бруска), треугольника, прямоугольника (по образцу и по словесной инструкции). | 1 | |||
10 | Рисование треугольника по опорным точкам и самостоятельно. | 1 | |||
Представления о величине | 4 | ||||
11 | Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький). Использование приемов наложения и приложения. | 1 | |||
12 | Измерительные приборы — линейка | 1 | |||
13 | Раскрашивание, штриховка, обводка по опорным точкам изображений различной величины | 1 | |||
14 | Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (длинный — короткий). Использование приемов наложения и приложения. | 1 | |||
Пространственные представления | 2 | ||||
15 | Упражнения на пространственную ориентировку в трехмерном пространстве (в помещении). | 1 | |||
16 | Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции | 1 | |||
Временные представления | 2 | ||||
17 | Времена года | 1 | |||
18 | Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь) | 1 |
II четверть-14 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Конструирование | 2 | ||||
1 | Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (ворота ) | 1 | |||
2 | Конструирование из счетных палочек | 1 | |||
Количественные представления | 2 | ||||
3 | Рисование цифр от 1 до 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно | 1 | |||
4 | Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества | 1 | |||
Представления о форме | 2 | ||||
5 | Создание знакомых построек из нового строительного материала. | 1 | |||
6 | Соотнесение плоскостных и пространственных фигур | 1 | |||
Представления о величине | 2 | ||||
7 | Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (широкий — узкий). Использование приемов наложения и приложения. | 1 | |||
8 | Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (высокий — низкий). Использование приемов наложения и приложения. | 1 | |||
Пространственные представления | 3 | ||||
9 | Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции | 1 | |||
10 | Формирование ориентировки учащихся в двухмерном пространстве (на листе бумаги в альбоме, в тетради) | 1 | |||
11 | Использование вербальных и невербальных средств в процессе показа и называния пространственных отношений, сопровождение действий речью или пантомимическими движениями (большой — руки разводятся широко; длинный — руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность). | 1 | |||
Временные представления | 3 | ||||
12 | Определение времен года по иллюстрациям | 1 | |||
13 | Наблюдение простейших явлений погоды | 1 | |||
14 | Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков. | 1 |
III четверть-20 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Конструирование | 4 | ||||
1 | В специально созданных игровых ситуациях экспериментирование с полифункциональными конструктивными материалами (типа Lego) | 1 | |||
2 | Совместная с учащимися постройка разных зданий: жилой дом. | 1 | |||
3 | Конструирование улицы | 1 | |||
4 | Конструирование из счетных палочек по образцу. | 1 | |||
Количественные представления | 2 | ||||
5 | Знакомство с числом и цифрой 6. | 1 | |||
6 | Обучение учащихся называнию числового ряда в прямом порядке от 1 до 6 и обратном порядке. | 1 | |||
Представления о форме | 4 | ||||
7 | Группировка предметов по форме (по образцу и по словесной инструкции). | 1 | |||
8 | Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. | 1 | |||
9 | Рисование круга, квадрата по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно. | 1 | |||
10 | Рисование треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно. | 1 | |||
Представления о величине | 3 | ||||
11 | Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно). | 1 | |||
12 | Измерительные приборы — линейка, сантиметр. | 1 | |||
13 | Измерение с помощью меток. | 1 | |||
Пространственные представления | 3 | ||||
14 | Упражнения на пространственную ориентировку (в помещении) | 2 | |||
15 | Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. | 1 | |||
16 | Упражнения на пространственную ориентировку в двухмерном пространстве (в тетради) | 1 | |||
Временные представления | 4 | ||||
17 | Выделение наиболее характерных признаков и называние времен года | 1 | |||
18 | Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни. | 1 | |||
19 | Работа с календарями погоды. | 1 | |||
20 | Работа с календарями погоды. | 1 |
IV четверть-15 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Конструирование | 2 | ||||
1 | Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) | 1 | |||
2 | В специально созданных игровых ситуациях экспериментирование с полифункциональными конструктивными материалами (типа Lego) | 1 | |||
Количественные представления | 1 | ||||
2 | Рисование цифр 0, 1 2, 3, 4, 5, 6 по трафаретам | 1 | |||
Представления о форме | 3 | ||||
4 | Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно. | 1 | |||
5 | Выполнение простейших построек по образцу (после его предварительного анализа) | 1 | |||
6 | Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота) | 1 | |||
Представления о величине | 3 | ||||
7 | Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно). | 1 | |||
8 | Измерительные приборы — линейка, сантиметр. | 1 | |||
9 | Измерение с помощью меток. | ||||
Пространственные представления | 3 | ||||
10 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | |||
11 | Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. | 1 | |||
12 | Продолжение упражнений на развитие топологических представлений учащихся в ходе упражнений на перемещение объекта в пространстве. | 1 | |||
Временные представления | 3 | ||||
13 | Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года | 1 | |||
14 | Показ стрелок часов. | 1 | |||
15 | Работа с календарями погоды и природы | 1 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ
НА КОНЕЦ ГОДА
- Выделять 1-6 и много предметов из группы;
- соотносить количество 1-5 с количеством пальцев;
- различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1-6, много, мало, пустой, полный;
- находить 1-6 и много однородных предметов среди групп предметов;
- составлять равные по количеству группы предметов;
- исключать лишний предмет по 1 признаку;
- узнавать знакомые постройки и элементарные конструкции;
- создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;
- проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;
- создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе;
- играть, используя знакомые постройки;
- понимать слова, используемые педагогом, при создании конструкций, - возьми, поставь, кубик, кирпичик, палочка и т.д.;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- Сыпучие материалы, набор коробок и бутылок для сыпучих;
- прозрачные емкости, посуда (баночки, бутылочки, стаканчики, ложки);
- наборы овощей и фруктов, геометрических фигур;
- картинки с цифрами и предметами;
- природный материал (желуди, камешки, ракушки);
- пуговицы и бусины разного цвета и размера;
- счетные палочки;
- счетный материал (морковка, огурцы, помидоры, матрешки, шарики);
- плоские предметы и геометрические фигуры;
- наборы лент и полосок различных по длине;
- изображения разных времен года и частей суток;
- муляжи овощей и фруктов натурального размера;
- коробки-вкладыши разных размеров;
- пирамидки разной величины;
- набор деревянного конструктора;
- наборы пластмассового конструктора;
- трафареты;
- блоки Дъенеша;
- мячи разного размера;
- бросовый материал (баночки, коробочки, шкатулки, нитки, веревочки);
- формочки для песка, лопатки;
- настольные игры: «цвет и форма», «где чей домик», «где чья мама»;
- домино, пазлы;
- мозаика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
2.Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.- Спб. НОУ СОЮЗ, 2005.
3.Баряева Л.Б. Математическая мозаика.- СПб. СОЮЗ, 2005.
4Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГПУ им. П. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
5Баряевал.Б. Чудо-пирамидка // Игра и дети.-2006..
6Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. Просвещение, 1991.
7Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М.ДРОФА, 2008.
8Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.
9Козлова В.А. Количество и счет.- М. ДРОФА, 2008.
10Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.Эксто-Пресс, 2001.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...