Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Тулисова Ирина Валерьевна

 

Рабочая программа

по предмету

Математика и конструирование

6 класс,VIII вид 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._matem._6_kl.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Рассмотрено                                                                                  Принято

на заседании                                                                   на педагогическом совете

методического совета                                                                  Протокол

Протокол №_от «_»_20__г.                                       №__от «___»_____ 20___ г.

Руководитель МО_____

                                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                  Директор_____Сорокина Е.В.

                                                                                                     «___»_____20___г.

Рабочая программа

по предмету

Математика и конструирование

6 класс,VIII вид (II вариант)

Краснов Максим

                                                                              Составила:  Тулисова И.В.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

            Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться для индивидуального обучения ученика 6 класса 8 вида 2 варианта Краснова Максима.

Ребёнок на надомном обучении. Диагноз: умеренная умственная отсталость, нейросенсорная тугоухость IV степени нарушение речи при осложненных дефектах развития, слуховая депривация, нарушение осанки, плоскостопие. У Максима недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого он испытывает значительные трудности в усвоении учебного материала. Также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Активность на уроках низкая. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: может издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки не сформированы.  

При составлении программы по данному курсу учитывалась слуховая депривация, тяжелая речевая активность учащегося, мотивационный план речевой деятельности, характер речевого и символического материала, физического развития ребенка опорно-двигательной системы.

Предлагаемая программа по курсу «математические представления и конструирование» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.

Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность представлены в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:

Задачи программы:

  • Создание условий для диагностики и развития наглядно-действенного мышления, памяти;
  • Создание условий для формирования элементарных обще учебных умений и навыков;
  • Создание условий для овладения учащимися элементарной терминологии;
  • Создание условий для формирования у учащихся представлений о форме, величине, количестве и пространстве;
  • Создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.

Цели программы:

  • Создание комфортных коррекционно-развивающие условий для младших школьников, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
  • Создание условий для развития высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создание условий для развития атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Организационная структура программы:

Программа разработана на ученика 6 класса  Краснова Максима. Согласно учебному плану школы 2 часа в неделю, 18 часов – 1 четверть, 14 часов – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 15 час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков, счет под музыку, сказкотерапия и т.д.). Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.

В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми и сверстниками.

Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.

Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Математические представления и конструирование», который доступен большинству учащихся 2 класса.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов на тему

Конструирование

12

Количественные представления

7

Представления о форме

12

Представления о величине

12

Пространственные представления

12

Временные представления

12

Календарно-тематическое планирование

I четверть-18 часов

 2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Конструирование

4

1

Складывание разрезных картинок по образцу

1

2

Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами

1

3

Конструирование из счетных палочек

1

4

Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мост)

1

Количественные представления

2

5

Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5

1

6

Упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества

Представления о форме

4

7

Выбор учащимися шара, куба, круга, квадрата, (по образцу и по словесной инструкции).

1

8

Рисование круга, квадрата, по трафаретам и самостоятельно.

1

9

Выбор учащимися треугольной призмы (крыши), прямоугольной призмы (бруска), треугольника, прямоугольника (по образцу и по словесной инструкции).

1

10

Рисование  треугольника по опорным точкам и самостоятельно.

1

Представления о величине

4

11

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький). Использование приемов наложения и приложения.

1

12

Измерительные приборы — линейка

1

13

Раскрашивание, штриховка, обводка по опорным точкам изображений различной величины

1

14

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (длинный — короткий). Использование приемов наложения и приложения.

1

Пространственные представления

2

15

Упражнения на пространственную ориентировку в трехмерном пространстве (в помещении).

1

16

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции

1

Временные представления

2

17

Времена года

1

18

Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь)

1

II четверть-14 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Конструирование

2

1

Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (ворота )

1

2

Конструирование из  счетных палочек

1

Количественные представления

2

3

Рисование цифр от 1 до 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно

1

4

Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества

1

Представления о форме

2

5

Создание знакомых построек из нового строительного материала.

1

6

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур

1

Представления о величине

2

7

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (широкий — узкий). Использование приемов наложения и приложения.

1

8

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (высокий — низкий). Использование приемов наложения и приложения.

1

Пространственные представления

3

9

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции

1

10

Формирование ориентировки учащихся в двухмерном пространстве (на листе бумаги в альбоме, в тетради)

1

11

Использование вербальных и невербальных средств в процессе показа и называния пространственных отношений, сопровождение действий речью или пантомимическими движениями (большой — руки разводятся широко; длинный — руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность).

1

Временные представления

3

12

Определение времен года по иллюстрациям

1

13

Наблюдение простейших явлений погоды

1

14

Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков.

1

III четверть-20 часов 

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Конструирование

4

1

В специально созданных игровых ситуациях экспериментирование с полифункциональными конструктивными материалами (типа Lego)

1

2

Совместная с учащимися постройка разных зданий: жилой дом.

1

3

Конструирование улицы

1

4

Конструирование из счетных палочек по образцу.

1

Количественные представления

2

5

Знакомство с числом и цифрой 6.

1

6

Обучение учащихся называнию числового ряда в прямом порядке от 1 до 6 и обратном порядке.

1

Представления о форме

4

7

Группировка предметов по форме (по образцу и по словесной инструкции).

1

8

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.

1

9

Рисование круга, квадрата по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно.

1

10

Рисование треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно.

1

Представления о величине

3

11

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

1

12

Измерительные приборы — линейка, сантиметр.

1

13

Измерение с помощью меток.

1

Пространственные представления

3

14

Упражнения на пространственную ориентировку (в помещении)

2

15

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно.

1

16

Упражнения на пространственную ориентировку в двухмерном пространстве (в тетради)

1

Временные представления

4

17

Выделение наиболее характерных признаков и называние времен года

1

18

Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни.

1

19

Работа с календарями погоды.

1

20

Работа с календарями погоды.

1

IV четверть-15 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Конструирование

2

1

Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.)

1

2

В специально созданных игровых ситуациях экспериментирование с полифункциональными конструктивными материалами (типа Lego)

1

Количественные представления

1

2

Рисование цифр 0, 1 2, 3, 4, 5, 6 по трафаретам

1

Представления о форме

3

4

Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно.

1

5

Выполнение простейших построек по образцу (после его предварительного анализа)

1

6

Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота)

1

Представления о величине

3

7

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

1

8

Измерительные приборы — линейка, сантиметр.

1

9

Измерение с помощью меток.

Пространственные представления

3

10

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

11

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно.

1

12

Продолжение упражнений на развитие топологических представлений учащихся в ходе упражнений на перемещение объекта в пространстве.

1

Временные представления

3

13

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года

1

14

Показ стрелок часов.

1

15

Работа с календарями погоды и природы

1

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ

НА КОНЕЦ ГОДА

- Выделять 1-6 и много предметов из группы;

- соотносить количество 1-5  с количеством пальцев;

- различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1-6, много, мало, пустой, полный;

- находить 1-6 и много однородных предметов среди групп предметов;

- составлять равные по количеству группы предметов;

- исключать лишний предмет по 1 признаку;

- узнавать знакомые постройки и элементарные конструкции;

- создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;

- проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;

- создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе;

- играть, используя знакомые постройки;

- понимать слова, используемые педагогом, при создании конструкций, - возьми, поставь, кубик, кирпичик, палочка и т.д.;

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- Сыпучие материалы, набор коробок и бутылок для сыпучих;

- прозрачные емкости, посуда (баночки, бутылочки, стаканчики, ложки);

- наборы овощей и фруктов, геометрических фигур;

- картинки с цифрами и предметами;

- природный материал (желуди, камешки, ракушки);

- пуговицы и бусины разного цвета и размера;

- счетные палочки;

- счетный материал (морковка, огурцы, помидоры, матрешки, шарики);

- плоские предметы и геометрические фигуры;

- наборы лент и полосок различных по длине;

- изображения разных времен года и частей суток;

- муляжи овощей и фруктов натурального размера;

- коробки-вкладыши разных размеров;

- пирамидки разной величины;

- набор деревянного конструктора;

- наборы пластмассового конструктора;

- трафареты;

- блоки Дъенеша;

- мячи разного размера;

- бросовый материал (баночки, коробочки, шкатулки, нитки, веревочки);

- формочки для песка, лопатки;

- настольные игры: «цвет и форма», «где чей домик», «где чья мама»;

- домино, пазлы;

- мозаика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.

2.Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития.- Спб. НОУ СОЮЗ, 2005.

3.Баряева Л.Б. Математическая мозаика.- СПб. СОЮЗ, 2005.

4Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГПУ им. П. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

5Баряевал.Б. Чудо-пирамидка // Игра и дети.-2006..

6Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. Просвещение, 1991.

7Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М.ДРОФА, 2008.

8Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.

9Козлова В.А. Количество и счет.- М. ДРОФА, 2008.

10Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.Эксто-Пресс, 2001.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...