Программа "В царстве звуков"
рабочая программа на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитем речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx69.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51»

ПРОГРАММА

« В царстве звуков»

Утверждена  на Совете педагогов  (протокол №5 от 22.05.2008)

Возраст детей:  4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Ф.И.О., должность автора: Альвухина Татьяна Викторовна – учитель-логопед.

Год разработки программы: 2009г.

        

г.Новомосковск.

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность программы.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, «р» и «л» звуками «ль» и йот, «с» и «ш» звуком «ф» и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество  звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формой.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы  к четырем – пять годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.

Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния.

Результативность логопедической работы будет зависеть от  ряда факторов:

- сложность речевого нарушения,

- условия организации коррекционной работы.

- особенности психического развития ребенка,

- профессиональные  качества учителя-логопеда

- выбор эффективных методов и приемов коррекционной работы.

1.2. Научная обоснованность программы.

Ориентируясь на Закон РФ «Об Образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и временными требованиями к дошкольному образованию нами была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции развития детей, отягощенных речевой патологией и разработать программу по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР.

Попытки комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи в свое время проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина. Этой же проблемой занимались Е.М.Струнина, О.С.Ушакова, А.И.Максимова, Г.А.Тумакова. Игровые приемы предлагалось использовать при устранении заикания (Волкова 1983; Выгодская, Пеллингер, 1984), при воспитании звуковой культуры у детей в детских садах (Максаков, 1982; Тумакова, 1983;) и в незначительной степени – в логопедической работе с детьми (Генинг, Герман, 1980; Селиверстов, 1987).

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребенка, но часто забываем об этом.

Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых – так окружить его игрой, чтобы он не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

1.3. Направленность и уровень программы.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду,  учитель - логопед  решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Предлагаемая  нами программа предназначена не только для формирования  и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, фразах, но  и позволяет решить сразу несколько задач:

  • Побудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игры и упражнения в различные режимные моменты.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51» на протяжении восьми  лет функционирует группа для детей от 4 до 5 лет  с ФФНР.

Коррекционная работа с детьми в этой  группе направлена на преодоление у них речевых и психофизиологических нарушений.

В основу нашей работы  положены принципы системности, комплексности и  конкретности.  Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка-логопата. Конкретность – сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она входит и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.

1.4. Показания и противопоказания.

Программа адресована всем воспитанникам ДОУ без  предъявления  особых требований.

1.5. Содержание /в общем виде/

В основу  занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с максимальным использованием дидактических игр и упражнений, направленных на автоматизацию звуков в речи.

Система фронтальных занятий по формированию произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу нашей работы  положены комплексность и игровые приемы.

Основное отличие этой системы состоит в том, что занятия по изучению одного звука подчинены одной теме или сюжету, все задания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Все задания предлагаются  в форме дидактических  игр и упражнений.

Структура фронтальных занятий по формированию  произношения звуков включает обязательные моменты:

  • оргмомент;
  • сообщение темы занятия;
  • характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
  • произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
  • произношение звуков в словах;
  • физминутка;
  • работа с предложением;
  • итог занятия.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Последовательность ознакомления со звуками в основном предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А.Каше (М.,1985)

Дидактические игры и упражнения, используемые нами в практике работы, способствуют спонтанному развитию связной речи, более быстрой автоматизации поставленных звуков, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Все игры и упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть использованы всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

1.6. Длительность программы.

Программа рассчитана на 1 учебный  год. Состоит из 72 занятий.

1.7. Количество занятий в неделю.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляет 20 минут. Оптимальное количество детей 10 - 12 человек.

1.8. Условия реализации.

  • Групповая комната, столы, стулья по количеству детей.
  • Дидактический материал по обследованию речи детей.
  • Дидактический материал по обучению детей элементарным навыкам звукового анализа и синтеза.
  • Дидактический материал по формированию у детей произношения.
  • Пособия для развития связной речи, лексико-грамматических категорий.
  • Пособия по развитию у детей мелкой моторики;
  • Картотека индивидуальных занятий.
  • Картотека чистоговорок /для автоматизации звуков/
  • Картотека «Игры с пальчиками» (формирование и развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики);
  • Картотека игр и упражнений по развитию у детей фонематических процессов: «Фонематика».
  • Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Картотека игр и упражнений «Работа над дыханием».
  • Информационный банк «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР» (конспекты занятий)

2. Тематический план занятий

/средний дошкольный возраст/

месяц

№ недели

Тема

Количество занятий

Дифференциация звуков

Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

На  слух

В произношении

I период

сентябрь

1

Обследование детей

2

3

Формирова-

ние представле-

ний о звуках.

Знакомство со словом.

2

Нерече-

вые звуки:

звуковые

игрушки

(барабан, бубен,

погремушки и др.)

Знакомство с понятиями – ЗВУК, СЛОВО.

Длинные и короткие слова.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных, формы родительного падежа с предлогом «У». Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, среднего и женского рода. Категории числа и лица глаголов настоящего времени.

Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий.

4

Слова – признаки.

Слова –действия.

2

Нерече-

вые звуки: шорох бумаги,

удары деревян-ными, метал-

лически-ми предметами и др.

Закрепление понятий «звук», «слово».

октябрь

5

Знакомство с предложе-

нием.

2

Нерече-

вые звуки.

Знакомство с понятием: предложение

6

Звук А

Звук У

2

А, У от прочих гласных

А - У

Выделение гласных звуков из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного из начала слова.

7

Звук О

Звук Э

2

О, Э от прочих гласных

О – Э

А – О - У

Выделение ударного гласного из начала слова.

Анализ звукового ряда типа уа, ау, аиу.

Объединение этих предложений в короткий текст. Обогащение словаря по лексическим темам: Овощи, фрукты, грибы, осень, перелетные птицы, деревья, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт.

8

Звук Ы

Звук И

2

Ы, И от прочих гласных

Ы –И

И – А - У

Выделение ударного гласного из начала слова.

Анализ звукового ряда.

9

Гласные звуки.

2

И – А – У  Э – Ы – О

Выделение гласных звуков из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного из начала слова.

Анализ звукового ряда.

Знакомство с символами гласных звуков

ноябрь

10

Звук  П

2

П от прочих звуков

Выделение последнего согласного в слове.

Знакомство с символами согласных звуков.

11

Звук Б

2

Б от прочих звуков

П – Б

Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов.

12

Звук Н

2

Н от прочих звуков

Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.

13

Звук м

2

М от прочих звуков

Н – М

Н – М

Нахождение заданного звука в словах.

Определение первого согласного в слове.

II период

декабрь

14

Звук  Т

2

Т от прочих соглас-

ных

Нахождение заданного звука в словах.

Определение первого, последнего согласного в словах .

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образования относительных прилагательных (меховая шуба, меховые сапоги, снежная баба).

Согласование числительных с существительными (Пять снеговиков, снежинок). Подбор однокоренных слов. Образование сложных слов (снегопад, пылесос, самолет). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам.

15

Звук  Д

2

Д от прочих соглас-

ных

Т - Д

Т – Д

Подбор слов на заданный звук. Определение первого и последнего звука в словах типа том, дом.

16

Звук  К

2

К от прочих соглас-

ных

Т – Д - К

Подбор слов с заданным звуком.

Определение гласного звука  в положении после согласного: мак, кот, кит и др.

17

Звук Х

2

Х от прочих соглас-

ных

К - Х

К – Х

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого и последнего звука в слове.

январь

18

Каникулы

19

Звук Г

2

К  - Г –

Т – Х

Г - К

Определение позиции звука в слове (начало, середина и конец).

20

Звук В

2

В от прочих соглас-

ных

Деление слов на слоги.

Определение позиции звука в слове (начало, середина и конец).

Распространение предложений путем добавления однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений. Составление предложений по опорным словам. Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. Обогащение словаря по лексическим темам: зима, зимующие птицы, новый год, дикие и домашние животные, профессии.

февраль

21

Звук Ф

2

В – Ф

В – Ф

Деление слов на слоги.

Определение позиции звука в слове (начало, середина и конец).

22

Звук С

2

С – Ф - В

Слоги слияния.

Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове.

23

Звук З

2

С – З

С – З

Слоги слияния.

Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове.

24

Звуки С- З

2

С – З

С – З

Сۥ – Зۥ

Деление предложений на слова.

Позиция звука в слове.

III период

март

25

Звук Ц

2

С –  Ц

С – З - Ц

Деление предложений на слова.

Определение гласного звука  в положении после согласного.

Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных. Подбор однокоренных слов. Образование приставочных глаголов. Употребление

26

Звук Ш

2

С – Ш

С - Ш

Деление предложений на слова.

Позиция звука в слове.

27

Звук Ж

2

Ж – З

Ж - З

Слоги слияния.

Анализ  прямого слога.

Предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа). Подбор слов с противоположным значением. Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными. Составление рассказов; оречевление серии выполненных действий. Обогащение словаря по лексическим темам:  весна, семья, наш город, водоемы, рыбы, спорт, насекомые, птицы, цветы, лето.

28

Звук Щ

2

Ш – Ж – Щ

Ш – Ж – Щ

Анализ слов типа: жук, душ.

Апрель

39

Звуки Ш -  Ж

2

Ш – Ж

Ш – Ж – Щ – С – З

Анализ коротких слов.

Позиция звука в слове.

Деление слов на слоги.

30

Звук Ч

2

Ч – Ш

Ч – Ш

Анализ коротких слов.

Позиция звука в слове.

Деление слов на слоги.

31

Звуки Й

2

Й от прочих соглас-

ных  и гласных звуков

Выделение звука среди других.

Позиция звука в слове.

32

Звук Л

2

Л - Й

Анализ коротких слов.

Позиция звука в слове.

Придумывание слов с заданным звуком.

33

Звук Лۥ

2

Л – В

Л – Й - В

Анализ коротких слов.

Позиция звука в слове.

Придумывание слов с заданным звуком.

май

34

Звук Р

2

Р – Л

Р - Л

Выделение звука среди других.

Позиция звука в слове.

Деление слов на слоги, предложений на слова.

Анализ коротких слов.

35

Звук Рۥ

2

Р - Рۥ

Р - Рۥ

Определение гласного звука  в положении после согласного.

Позиция звука в слове.

36

Звуки Л-Р.

2

 

Л – Р

Дифференциа-

ция звуков на слух.

Деление слов на слоги.

Подбор слов с заданным звуком.

37

Гласные звуки.

Согласные звуки.

2

Гласные и соглас-

ные звуки.

Дифференциа-

ция гласных и согласных звуков. Анализ коротких слов. Деление слов на слоги. Подбор слов с заданным звуком.

3. Методы и средства оценки результативности программы.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Поэтому работа ведется в двух направлениях:

-  Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношение звуков, слов, четкой артикуляции.

-  развитие восприятия речи ( слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

В начале учебного года проводится  обследование звукопроизношения. Результаты обследования фиксируются в таблице (№1). Отмечается не только та группа звуков, которая  нарушена, но  и характер, и уровень нарушения.

Для обследования произношения используются общепринятые в логопедии методики.

Далее  заполняется «Экран звукопроизношения» (№2). Он отражает наличие речевых трудностей детей и динамику развития звукопроизносительной стороны каждого ребенка. Контрольные срезы проводятся 4 раза в год:

  • сентябрь,
  • декабрь,
  • март
  • июнь.

Обследование звуковой культуры речи ребенка в целом проходит в начале и в конце года. Результаты диагностики детей заносятся в таблицу (№3).

Результативность

2 раза в год (сентябрь, май) в соответствии с разработанной методикой проводится  обследование состояния сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного года с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Итоги диагностики показали, что в процессе работы по данной программе у  детей  к концу года развивается артикуляционная моторика, фонетический и ритмический  слух, интонационная выразительность,  дети  овладевают правильным звукопроизношением.

Результаты работы по программе показали целесообразность и обоснованность предлагаемого в ней подхода к коррекционно-развивающему обучении детей среднего дошкольного возраста.

                         2010-2011 учебный год

                         2011-2012 учебный год

                       2012-2013 учебный год

        

                                                           

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- Ярославль, 2005г.
  2. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
  3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. /Программа и методические рекомендации/ С-П-2002г.
  4. Т.А.Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет. М., Гном и Д 2002г.
  5. Г.А.Каше Исправление недостатков речи у дошкольников. // М., «Просв.» 1971г.
  6. Васильева С.А. Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., Школа-Пресс, 1999.
  7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
  8. Собатович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М., 2003г.
  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., «Гном и Д», 2002.

16.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1997.

17.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 2002г.

18. Т.Б.Филичева. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1999г.

19. И.Р.Калмыкова. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Где слово немеет, там царствуют звуки..." Музыка на уроках литературы.

В статье приводятся фрагменты уроков в 5- 11 классах с использованием музыки. На конкретных примерах изучения программных произведений показывается, как музыка помогает создать эмоциональный настрой н...

Контроль знаний, умений, навыков к программе "Волшебные звуки"

Разработка содержит комплекс заданий для рубежного и итогового контроля знаний и умений обучающихся по программе "Волшебные звуки"...

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука.

План-конспект урока информатики, содержащий разработанную повторительно-обучающую работу, работу по осмыслению и усвоению нового материала, а также дидактический материал для организации проверки дома...

Тестовые задания к программе Волшебные звуки

Комплекс  заданий для рубежного и итогового контроля  обучающихся по программе «Волшебные звуки»...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...

Программа кружка "Звук-волшебник"

Цель работы кружка: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая св...

Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга звука"

Для развития ребёнка, который наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, р...