Программа "В царстве звуков"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитем речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 69.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51»
ПРОГРАММА
« В царстве звуков»
Утверждена на Совете педагогов (протокол №5 от 22.05.2008)
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Ф.И.О., должность автора: Альвухина Татьяна Викторовна – учитель-логопед.
Год разработки программы: 2009г.
г.Новомосковск.
1. Пояснительная записка.
1.1 Актуальность программы.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, «р» и «л» звуками «ль» и йот, «с» и «ш» звуком «ф» и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формой.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырем – пять годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния.
Результативность логопедической работы будет зависеть от ряда факторов:
- сложность речевого нарушения,
- условия организации коррекционной работы.
- особенности психического развития ребенка,
- профессиональные качества учителя-логопеда
- выбор эффективных методов и приемов коррекционной работы.
1.2. Научная обоснованность программы.
Ориентируясь на Закон РФ «Об Образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и временными требованиями к дошкольному образованию нами была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции развития детей, отягощенных речевой патологией и разработать программу по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР.
Попытки комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи в свое время проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина. Этой же проблемой занимались Е.М.Струнина, О.С.Ушакова, А.И.Максимова, Г.А.Тумакова. Игровые приемы предлагалось использовать при устранении заикания (Волкова 1983; Выгодская, Пеллингер, 1984), при воспитании звуковой культуры у детей в детских садах (Максаков, 1982; Тумакова, 1983;) и в незначительной степени – в логопедической работе с детьми (Генинг, Герман, 1980; Селиверстов, 1987).
Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребенка, но часто забываем об этом.
Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых – так окружить его игрой, чтобы он не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
1.3. Направленность и уровень программы.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду, учитель - логопед решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Предлагаемая нами программа предназначена не только для формирования и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, фразах, но и позволяет решить сразу несколько задач:
- Побудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игры и упражнения в различные режимные моменты.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51» на протяжении восьми лет функционирует группа для детей от 4 до 5 лет с ФФНР.
Коррекционная работа с детьми в этой группе направлена на преодоление у них речевых и психофизиологических нарушений.
В основу нашей работы положены принципы системности, комплексности и конкретности. Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка-логопата. Конкретность – сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она входит и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
1.4. Показания и противопоказания.
Программа адресована всем воспитанникам ДОУ без предъявления особых требований.
1.5. Содержание /в общем виде/
В основу занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с максимальным использованием дидактических игр и упражнений, направленных на автоматизацию звуков в речи.
Система фронтальных занятий по формированию произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу нашей работы положены комплексность и игровые приемы.
Основное отличие этой системы состоит в том, что занятия по изучению одного звука подчинены одной теме или сюжету, все задания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Все задания предлагаются в форме дидактических игр и упражнений.
Структура фронтальных занятий по формированию произношения звуков включает обязательные моменты:
- оргмомент;
- сообщение темы занятия;
- характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
- произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
- произношение звуков в словах;
- физминутка;
- работа с предложением;
- итог занятия.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Последовательность ознакомления со звуками в основном предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А.Каше (М.,1985)
Дидактические игры и упражнения, используемые нами в практике работы, способствуют спонтанному развитию связной речи, более быстрой автоматизации поставленных звуков, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Все игры и упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть использованы всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
1.6. Длительность программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Состоит из 72 занятий.
1.7. Количество занятий в неделю.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляет 20 минут. Оптимальное количество детей 10 - 12 человек.
1.8. Условия реализации.
- Групповая комната, столы, стулья по количеству детей.
- Дидактический материал по обследованию речи детей.
- Дидактический материал по обучению детей элементарным навыкам звукового анализа и синтеза.
- Дидактический материал по формированию у детей произношения.
- Пособия для развития связной речи, лексико-грамматических категорий.
- Пособия по развитию у детей мелкой моторики;
- Картотека индивидуальных занятий.
- Картотека чистоговорок /для автоматизации звуков/
- Картотека «Игры с пальчиками» (формирование и развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики);
- Картотека игр и упражнений по развитию у детей фонематических процессов: «Фонематика».
- Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Картотека игр и упражнений «Работа над дыханием».
- Информационный банк «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР» (конспекты занятий)
2. Тематический план занятий
/средний дошкольный возраст/
месяц | № недели | Тема | Количество занятий | Дифференциация звуков | Подготовка к звуковому анализу и синтезу | Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи | |
На слух | В произношении | ||||||
I период | |||||||
сентябрь | 1 | Обследование детей | |||||
2 | |||||||
3 | Формирова- ние представле- ний о звуках. Знакомство со словом. | 2 | Нерече- вые звуки: звуковые игрушки (барабан, бубен, погремушки и др.) | Знакомство с понятиями – ЗВУК, СЛОВО. Длинные и короткие слова. | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных, формы родительного падежа с предлогом «У». Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, среднего и женского рода. Категории числа и лица глаголов настоящего времени. Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. | ||
4 | Слова – признаки. Слова –действия. | 2 | Нерече- вые звуки: шорох бумаги, удары деревян-ными, метал- лически-ми предметами и др. | Закрепление понятий «звук», «слово». | |||
октябрь | 5 | Знакомство с предложе- нием. | 2 | Нерече- вые звуки. | Знакомство с понятием: предложение | ||
6 | Звук А Звук У | 2 | А, У от прочих гласных | А - У | Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. | ||
7 | Звук О Звук Э | 2 | О, Э от прочих гласных | О – Э А – О - У | Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа уа, ау, аиу. | Объединение этих предложений в короткий текст. Обогащение словаря по лексическим темам: Овощи, фрукты, грибы, осень, перелетные птицы, деревья, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт. | |
8 | Звук Ы Звук И | 2 | Ы, И от прочих гласных | Ы –И И – А - У | Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда. | ||
9 | Гласные звуки. | 2 | И – А – У Э – Ы – О | Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда. Знакомство с символами гласных звуков | |||
ноябрь | 10 | Звук П | 2 | П от прочих звуков | Выделение последнего согласного в слове. Знакомство с символами согласных звуков. | ||
11 | Звук Б | 2 | Б от прочих звуков | П – Б | Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов. | ||
12 | Звук Н | 2 | Н от прочих звуков | Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. | |||
13 | Звук м | 2 | М от прочих звуков Н – М | Н – М | Нахождение заданного звука в словах. Определение первого согласного в слове. | ||
II период | |||||||
декабрь | 14 | Звук Т | 2 | Т от прочих соглас- ных | Нахождение заданного звука в словах. Определение первого, последнего согласного в словах . | Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образования относительных прилагательных (меховая шуба, меховые сапоги, снежная баба). Согласование числительных с существительными (Пять снеговиков, снежинок). Подбор однокоренных слов. Образование сложных слов (снегопад, пылесос, самолет). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. | |
15 | Звук Д | 2 | Д от прочих соглас- ных Т - Д | Т – Д | Подбор слов на заданный звук. Определение первого и последнего звука в словах типа том, дом. | ||
16 | Звук К | 2 | К от прочих соглас- ных Т – Д - К | Подбор слов с заданным звуком. Определение гласного звука в положении после согласного: мак, кот, кит и др. | |||
17 | Звук Х | 2 | Х от прочих соглас- ных К - Х | К – Х | Подбор слов с заданным звуком. Определение первого и последнего звука в слове. | ||
январь | 18 | Каникулы | |||||
19 | Звук Г | 2 | К - Г – Т – Х | Г - К | Определение позиции звука в слове (начало, середина и конец). | ||
20 | Звук В | 2 | В от прочих соглас- ных | Деление слов на слоги. Определение позиции звука в слове (начало, середина и конец). | Распространение предложений путем добавления однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений. Составление предложений по опорным словам. Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. Обогащение словаря по лексическим темам: зима, зимующие птицы, новый год, дикие и домашние животные, профессии. | ||
февраль | 21 | Звук Ф | 2 | В – Ф | В – Ф | Деление слов на слоги. Определение позиции звука в слове (начало, середина и конец). | |
22 | Звук С | 2 | С – Ф - В | Слоги слияния. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. | |||
23 | Звук З | 2 | С – З | С – З | Слоги слияния. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. | ||
24 | Звуки С- З | 2 | С – З | С – З Сۥ – Зۥ | Деление предложений на слова. Позиция звука в слове. | ||
III период | |||||||
март | 25 | Звук Ц | 2 | С – Ц | С – З - Ц | Деление предложений на слова. Определение гласного звука в положении после согласного. | Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных. Подбор однокоренных слов. Образование приставочных глаголов. Употребление |
26 | Звук Ш | 2 | С – Ш | С - Ш | Деление предложений на слова. Позиция звука в слове. | ||
27 | Звук Ж | 2 | Ж – З | Ж - З | Слоги слияния. Анализ прямого слога. | Предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа). Подбор слов с противоположным значением. Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными. Составление рассказов; оречевление серии выполненных действий. Обогащение словаря по лексическим темам: весна, семья, наш город, водоемы, рыбы, спорт, насекомые, птицы, цветы, лето. | |
28 | Звук Щ | 2 | Ш – Ж – Щ | Ш – Ж – Щ | Анализ слов типа: жук, душ. | ||
Апрель | 39 | Звуки Ш - Ж | 2 | Ш – Ж | Ш – Ж – Щ – С – З | Анализ коротких слов. Позиция звука в слове. Деление слов на слоги. | |
30 | Звук Ч | 2 | Ч – Ш | Ч – Ш | Анализ коротких слов. Позиция звука в слове. Деление слов на слоги. | ||
31 | Звуки Й | 2 | Й от прочих соглас- ных и гласных звуков | Выделение звука среди других. Позиция звука в слове. | |||
32 | Звук Л | 2 | Л - Й | Анализ коротких слов. Позиция звука в слове. Придумывание слов с заданным звуком. | |||
33 | Звук Лۥ | 2 | Л – В | Л – Й - В | Анализ коротких слов. Позиция звука в слове. Придумывание слов с заданным звуком. | ||
май | 34 | Звук Р | 2 | Р – Л | Р - Л | Выделение звука среди других. Позиция звука в слове. Деление слов на слоги, предложений на слова. Анализ коротких слов. | |
35 | Звук Рۥ | 2 | Р - Рۥ | Р - Рۥ | Определение гласного звука в положении после согласного. Позиция звука в слове. | ||
36 | Звуки Л-Р. | 2 |
| Л – Р | Дифференциа- ция звуков на слух. Деление слов на слоги. Подбор слов с заданным звуком. | ||
37 | Гласные звуки. Согласные звуки. | 2 | Гласные и соглас- ные звуки. | Дифференциа- ция гласных и согласных звуков. Анализ коротких слов. Деление слов на слоги. Подбор слов с заданным звуком. |
3. Методы и средства оценки результативности программы.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Поэтому работа ведется в двух направлениях:
- Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношение звуков, слов, четкой артикуляции.
- развитие восприятия речи ( слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
В начале учебного года проводится обследование звукопроизношения. Результаты обследования фиксируются в таблице (№1). Отмечается не только та группа звуков, которая нарушена, но и характер, и уровень нарушения.
Для обследования произношения используются общепринятые в логопедии методики.
Далее заполняется «Экран звукопроизношения» (№2). Он отражает наличие речевых трудностей детей и динамику развития звукопроизносительной стороны каждого ребенка. Контрольные срезы проводятся 4 раза в год:
- сентябрь,
- декабрь,
- март
- июнь.
Обследование звуковой культуры речи ребенка в целом проходит в начале и в конце года. Результаты диагностики детей заносятся в таблицу (№3).
Результативность
2 раза в год (сентябрь, май) в соответствии с разработанной методикой проводится обследование состояния сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного года с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Итоги диагностики показали, что в процессе работы по данной программе у детей к концу года развивается артикуляционная моторика, фонетический и ритмический слух, интонационная выразительность, дети овладевают правильным звукопроизношением.
Результаты работы по программе показали целесообразность и обоснованность предлагаемого в ней подхода к коррекционно-развивающему обучении детей среднего дошкольного возраста.
2010-2011 учебный год
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
ЛИТЕРАТУРА.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- Ярославль, 2005г.
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. /Программа и методические рекомендации/ С-П-2002г.
- Т.А.Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет. М., Гном и Д 2002г.
- Г.А.Каше Исправление недостатков речи у дошкольников. // М., «Просв.» 1971г.
- Васильева С.А. Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., Школа-Пресс, 1999.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
- Собатович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М., 2003г.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., «Гном и Д», 2002.
16.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1997.
17.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 2002г.
18. Т.Б.Филичева. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1999г.
19. И.Р.Калмыкова. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Где слово немеет, там царствуют звуки..." Музыка на уроках литературы.
В статье приводятся фрагменты уроков в 5- 11 классах с использованием музыки. На конкретных примерах изучения программных произведений показывается, как музыка помогает создать эмоциональный настрой н...
Контроль знаний, умений, навыков к программе "Волшебные звуки"
Разработка содержит комплекс заданий для рубежного и итогового контроля знаний и умений обучающихся по программе "Волшебные звуки"...
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука.
План-конспект урока информатики, содержащий разработанную повторительно-обучающую работу, работу по осмыслению и усвоению нового материала, а также дидактический материал для организации проверки дома...
Тестовые задания к программе Волшебные звуки
Комплекс заданий для рубежного и итогового контроля обучающихся по программе «Волшебные звуки»...
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...
Программа кружка "Звук-волшебник"
Цель работы кружка: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая св...
Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга звука"
Для развития ребёнка, который наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, р...