Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука.
план-конспект урока по информатике и икт по теме
План-конспект урока информатики, содержащий разработанную повторительно-обучающую работу, работу по осмыслению и усвоению нового материала, а также дидактический материал для организации проверки домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsia5.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука.
Цель: рассмотреть классы программ обработки звука, закрепить понятие «формат файла», рассмотреть характеристику форматов графических, звуковых, видеофайлов, формировать навыки решения задач на кодирование звуковой информации; развивать логико-алгоритмическое мышление, память, внимание, связную речь; воспитывать культуру информационного общения.
Оборудование: ПОЭВМ, медиапроектор, дидактический материал (карточки-задания).
Ход урока.
- Организационное начало.
- Приветствие.
- Проверка готовности группы к уроку.
- Работа с дежурными.
- Повторительно-обучающая работа.
- Индивидуальный устный опрос.
- Понятие и основные характеристики цифрового звука.
- Преобразование и воспроизведение звуковой информации.
- Принципы оцифровки звука.
- Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера?
Ответ: 16 битов.
Карточка 2.
Объем свободной памяти на диске — 0,1 Гб, разрядность звуковой платы — 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 44 100 Гц?
Ответ: 20,3 минуты.
Карточка 3.
Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мб, разрядность звуковой платы - 8. С какой частотой дискретизации записан звук? (Ответ: 22,05 кГц).
Карточка 4.
Две минуты записи цифрового моноаудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера (разрешение звука)?
Карточка 5.
Определить информационный объем цифрового аудио файла, длительность звучания которого составляет 10 секунда при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов.
- Выполнение тестового задания.
Тест по теме " Кодирование звуковой информации"
1. Основной принцип кодирования звука - это...
А) дискретизация, т.е. преобразование непрерывного сигнала в набор дискретных численных значений амплитуды;
Б) использование максимального количества символов, поставленных в соответствии с таблицей кодировки;
В) использование аудиоадаптера для преобразования звуковой волны;
Г) использование специального программного обеспечения - аудиоредактора.
2. Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти ЭВМ:
А) Акустическая система - звуковая волна - электрический сигнал – аудиоадаптер – память ЭВМ;
Б) Двоичный код - память ЭВМ - аудиоадаптер - акустическая система - электрический сигнал - звуковая волна;
В) Память ЭВМ - двоичный код - аудиоадаптер - электрический сигнал - акустическая система (динамик) - звуковая волна.
3. Аудиоадаптер - это...
А) видеоплата;
Б) аудиоплата;
В) носитель информации;
Г) орган воспроизведения звука;
4. Единица измерения частоты дискретизации -
А) бит б) Герц в) Ватт г) Ампер
5. Формула для расчета информационного объема (в байтах) цифрового моноаудиофайла:
А) (частота дискретизации в Мб) * ( время записи в сек) * (разрешение в битах).
Б) (частота дискретизации в Гц) * (разрешение в битах)/16.
В) (частота дискретизации в Гц) * ( время записи в мин) * (разрешение в байтах)/8.
Г) (частота дискретизации в Гц) * ( время записи в сек) * (разрешение в битах)/8.
6. Укажите форматы звуковых файлов (может быть несколько):
А) .wav; б) .jpeg; в) .mov; г) .mp3; д) .3gp; е) .midi.
7. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:
А) от частоты дискретизации и глубины кодирования;
б) от глубины цвета и разрешающей способности монитора;
в) от международного стандарта кодирования.
8. Два звуковых файла записаны с одинаковой частотой дискретизации и глубиной кодирования. Информационный объем файла, записанного в стереорежиме, больше информационного объема файла, записанного в монорежиме:
А) в 4 раза;
б) в 2 раза;
в) объемы одинаковые.
9. Что такое «формат файла»?
А) описание структуры данных, записанных в компьютерном файле.
Б) применение алгоритмов сжатия данных к файлам, хранящимся в цифровом виде.
В) часть имени файла, которое отделяется от основного имени точкой.
Ответы: 1а, 2в, 3б, 4б, 5г, 6а,г,е, 7а, 8б, 9а.
- Подведение итогов этапа.
Аргументирую отметки за устный ответ, собираю карточки с заданиями. Даю общую оценку усвоения материала.
- Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
- Сообщение темы и цели урока.
2. Первичное восприятие нового материала.
Любая программа для работы со звуком на ПК использует в той или иной форме одну из этих технологий либо обе сразу.
Классы программ обработки звука:
- Звуковые процессоры (audio processors)
- Системы многоканальной записи и сведения (multitrack recorders)
- Генераторы и анализаторы сигналов (audio generators/analysers)
- Звуковые редакторы (audio editors)
- Музыкальные редакторы (music/MIDI editors);
- Музыкальные процессоры (music/MIDI processors);
- Автокомпозиторы (auto composers);
- Автоаккомпаниаторы (auto accompaniment generators, jammers);
- Распознаватели нот (score recognition software)
- Преобразователи форматов (format convertors)
- Считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков (CD rippers/grabbers)
- Проигрыватели (players)
- Системы для радиовещания и дискотек (delivery systems)
- Звуковые процессоры - имитируют работу типовых устройств обработки звука, применяемых в студийной работе, — усилителей, ограничителей, шумоподавителей, компандеров, эффект-блоков и т.п.
- Системы многоканальной записи и сведения - предназначены для многодорожечной записи и воспроизведения фонограмм подобно многоканальному магнитофону, а также для сведения (микширования) многодорожечной фонограммы. Основными функциями являются монтажные операции на дорожках, совмещение звуковых фрагментов, организация плавного перехода одних фрагментов в другие, регулировка громкости и положения на стереопанораме для каждой дорожки, перезапись всей дорожки или ее отдельных фрагментов.
- Генераторы и анализаторы сигналов - служат для создания и исследования звуковых сигналов с заданными параметрами — формой, частотой, амплитудой, спектром, динамикой; полученный сигнал может использоваться для проверки и настройки звуковой аппаратуры, модификации музыкальных тембров путем смешивания или модуляции исходного сигнала, создания новых тембров и т.п.
- Звуковые редакторы (аудиоредактор) - программа для редактирования звуковой информации в цифровом представлении (цифровой звукозаписи).
Назначение аудиоредакторов:
- запись музыкальных композиций,
- подготовка фонограмм для радио, теле и интернет-вещания,
- озвучивание фильмов и компьютерных игр,
- реставрация старых фонограмм (предварительно оцифрованных),
- акустический анализа речи.
- профессионально используются звукорежиссерами.
- Музыкальные редакторы обычно работает не с конкретными звучаниями, а лишь с некоторой схемой их создания, которая обычно базируется на различных видах нотной записи, расширенной специфическими средствами управления инструментами.
- Музыкальные процессоры служат для обработки музыкальных партий в формате MIDI — внесения исполнительских нюансов, изменения стиля исполнения, «оживления» композиции.
- Автокомпозиторы пользуясь различными приемами, автоматически создают элементы музыкального творчества — мелодический или гармонический рисунок, либо готовую композицию, составленную из типовых схем и фрагментов. Служат для быстрого создания заготовок композиций и конечного продукта.
- Автоаккомпаниаторы -служат для автоматической выдачи готового музыкального аккомпанемента — в реальном времени либо в добавление к заданным сольным партиям подобно популярным музыкальным клавишным инструментам.
- Распознаватели нот - достаточно узкий класс программ, пытающихся путем анализа звукового сигнала или изображения выделить в нем отдельные музыкальные ноты (звучащие, нарисованные или напечатанные) и выдать результат в формате MIDI-партитуры. (Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.)
- Преобразователи форматов - выполняют преобразование одного вида звуковой информации в другой без изменения принципа представления данных м служат для переноса данных между системами, в которых приняты разные форматы и методы кодирования. Преобразование формата может быть искажающим и неискажающим. При неискажающем преобразовании никакая информация, содержащаяся в исходных данных, не теряется, хотя в процессе может быть добавлена дополнительная информация. При искажающем преобразовании происходит необратимая потеря какой-либо части исходной информации, что нередко влечет за собой ухудшение конечных параметров звука.
- Считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков служат для прямого считывания звуковой информации с компакт-диска в цифровом формате посредством привода CD-ROM. В отличие от записи посредством звукового адаптера, при котором происходит двойное промежуточное преобразование — в ЦАП проигрывателя и в АЦП адаптера, переносят цифровое представление звука с дорожки на жесткий диск точно и без потерь.
- Аудиопроигрыватели предназначены для воспроизведения звукового или музыкального потока.
- Системы для радиовещания и дискотек - предназначены для ведения звуковых программ в реальном времени, предоставляют возможности быстрого выбора источников звука, заранее заготовленных роликов, динамического управления их воспроизведением.
- Итог урока.
- Обобщающая беседа.
Обращаем внимание на основные понятия урока.
- Задавание на дом
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аудиоредактор, индивидуальное задание: подготовить основную информацию (компания-разработчик, функции, возможности программы, тип лицензии: коммерческая или свободно распространяемая) о аудиоредакторах: mp3DirectCut, Adobe Audition, Free Audio Editor, Sound Forge, Nero WaveEditor.
Карточка 1.
Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера?
Карточка 2.
Объем свободной памяти на диске — 0,1 Гб, разрядность звуковой платы — 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 44 100 Гц?
Карточка 3.
Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мб, разрядность звуковой платы - 8. С какой частотой дискретизации записан звук?
Карточка 4.
Две минуты записи цифрового моноаудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера (разрешение звука)?
Карточка 5.
Определить информационный объем цифрового аудио файла, длительность звучания которого составляет 10 секунда при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов.
Тест по теме " Кодирование звуковой информации"
1. Основной принцип кодирования звука - это...
А) дискретизация, т.е. преобразование непрерывного сигнала в набор дискретных численных значений амплитуды;
Б) использование максимального количества символов, поставленных в соответствии с таблицей кодировки;
В) использование аудиоадаптера для преобразования звуковой волны;
Г) использование специального программного обеспечения - аудиоредактора.
2. Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти ЭВМ:
А) Акустическая система - звуковая волна - электрический сигнал – аудиоадаптер – память ЭВМ;
Б) Двоичный код - память ЭВМ - аудиоадаптер - акустическая система - электрический сигнал - звуковая волна;
В) Память ЭВМ - двоичный код - аудиоадаптер - электрический сигнал - акустическая система (динамик) - звуковая волна.
3. Аудиоадаптер - это...
А) видеоплата; Б) аудиоплата; В) носитель информации; Г) орган воспроизведения звука;
4. Единица измерения частоты дискретизации -
А) бит б) Герц в) Ватт г) Ампер
5. Формула для расчета информационного объема (в байтах) цифрового моноаудиофайла:
А) (частота дискретизации в Мб) * ( время записи в сек) * (разрешение в битах).
Б) (частота дискретизации в Гц) * (разрешение в битах)/16.
В) (частота дискретизации в Гц) * ( время записи в мин) * (разрешение в байтах)/8.
Г) (частота дискретизации в Гц) * ( время записи в сек) * (разрешение в битах)/8.
6. Укажите форматы звуковых файлов (может быть несколько):
А) .wav; б) .jpeg; в) .mov; г) .mp3; д) .3gp; е) .midi.
7. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:
А) от частоты дискретизации и глубины кодирования;
б) от глубины цвета и разрешающей способности монитора;
в) от международного стандарта кодирования.
8. Два звуковых файла записаны с одинаковой частотой дискретизации и глубиной кодирования. Информационный объем файла, записанного в стереорежиме, больше информационного объема файла, записанного в монорежиме:
А) в 4 раза;
б) в 2 раза;
в) объемы одинаковые.
9. Что такое «формат файла»?
А) описание структуры данных, записанных в компьютерном файле.
Б) применение алгоритмов сжатия данных к файлам, хранящимся в цифровом виде.
В) часть имени файла, которое отделяется от основного имени точкой.
Тест по теме " Кодирование звуковой информации"
1. Основной принцип кодирования звука - это...
А) дискретизация, т.е. преобразование непрерывного сигнала в набор дискретных численных значений амплитуды;
Б) использование максимального количества символов, поставленных в соответствии с таблицей кодировки;
В) использование аудиоадаптера для преобразования звуковой волны;
Г) использование специального программного обеспечения - аудиоредактора.
2. Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти ЭВМ:
А) Акустическая система - звуковая волна - электрический сигнал – аудиоадаптер – память ЭВМ;
Б) Двоичный код - память ЭВМ - аудиоадаптер - акустическая система - электрический сигнал - звуковая волна;
В) Память ЭВМ - двоичный код - аудиоадаптер - электрический сигнал - акустическая система (динамик) - звуковая волна.
3. Аудиоадаптер - это...
А) видеоплата; Б) аудиоплата; В) носитель информации; Г) орган воспроизведения звука;
4. Единица измерения частоты дискретизации -
А) бит б) Герц в) Ватт г) Ампер
5. Формула для расчета информационного объема (в байтах) цифрового моноаудиофайла:
А) (частота дискретизации в Мб) * ( время записи в сек) * (разрешение в битах).
Б) (частота дискретизации в Гц) * (разрешение в битах)/16.
В) (частота дискретизации в Гц) * ( время записи в мин) * (разрешение в байтах)/8.
Г) (частота дискретизации в Гц) * ( время записи в сек) * (разрешение в битах)/8.
6. Укажите форматы звуковых файлов (может быть несколько):
А) .wav; б) .jpeg; в) .mov; г) .mp3; д) .3gp; е) .midi.
7. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:
А) от частоты дискретизации и глубины кодирования;
б) от глубины цвета и разрешающей способности монитора;
в) от международного стандарта кодирования.
8. Два звуковых файла записаны с одинаковой частотой дискретизации и глубиной кодирования. Информационный объем файла, записанного в стереорежиме, больше информационного объема файла, записанного в монорежиме:
А) в 4 раза;
б) в 2 раза;
в) объемы одинаковые.
9. Что такое «формат файла»?
А) описание структуры данных, записанных в компьютерном файле.
Б) применение алгоритмов сжатия данных к файлам, хранящимся в цифровом виде.
В) часть имени файла, которое отделяется от основного имени точкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БОКСЕРОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ
Практико–ориентированный проект...
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БОКСЕРОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ
Практико–ориентированный проект...
«Индивидуальный подход к физической подготовке юношей, достигших призывного возраста, с учетом функциональных возможностей организма».
В общем комплексе мер, направленных на подготовку граждан допризывного возраста к военной службе, физическое воспитание занимает одно из ведущих мест. За последние 20 лет число годных к военной ...
Мастер-класс "Компьютерная обработка звука (для чайников)"
Представлены материалы проведенного мастер-класса....
Основные функциональные возможности графического редактора GIMP.
GIMP (полное название The GNU Image Manipulation Program) — полноценный бесплатный графический редактор доступный для трех самых популярных операционных систем: Linux, Windows и MacOS.Программа GIMP ...
Практическая работа "Численные эксперименты по обработке звука"
Дидактический материал - практическая работа по теме "Численные эксперименты по обработке звука" предназначен для учащихся профильных классов(информационно-технологический и физико-математический проф...
Назначение и функциональные возможности Excel
Excel – это электронная таблица, она принесла с собой огромное облегчение в расчетах и в формулах. Ученые доказали что работа в этой программе ускорила процесс в десятки раз, так что калькулятор...