Урок развития речи в 8 классе
план-конспект урока (8 класс) на тему
Урок развития речи в 8 классе коррекционной школы. Урок ориентирован в основном на конструирование предложений и построение текста для детей разного уровня развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 8 классе
Учитель: Терешина Татьяна Валентиновна
План урока
Тип урока - комбинированный
Тема: "Описание действий".
Цель урока: знакомство с типом речи «описание действия» и ролью наречий при описании действий.
Задачи:
образовательные:
- Формирование у учеников представления о типе речи – описании действий.
- Выявление роли наречий в тексте описания действий.
- Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.
коррекционно-развивающие:
- Составление словосочетаний, предложений, конструирование текста посредством групповой и индивидуальной работы.
- Развитие связной речи, пополнение словарного запаса.
- Развитие зрительной памяти, слухового восприятия, мыслительной деятельности.
- Развивать личностные качества учащихся.
воспитательные:
- Воспитание умения работать в парах, команде.
- Воспитывать нравственные качества через приобщение к народным промыслам и бережное отношение к произведениям человеческого труда.
здоровьесберегающие:
- Планирование объема материала с учетом повышенной утомляемости детей.
- Создание благоприятного психологического климата.
- Соблюдение режима охраны зрения.
- Чередование статических, динамических и творческих заданий
План урока
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
| Подготовить учащихся к работе на уроке. Сообщение темы и цели урока | Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку | Воспитательные. Здоровьесберега-ющие. Настрой на работу, организация внимания |
| Прочтение пословиц | Коррекционно-развивающие. Коррегировать и развивать связную устную речь через прочтение русских пословиц | |
| Повторение. Связь с новым материалом. Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала. | Повторение | Образовательные. Показать практическую значимость изучения нового материала, вызвать интерес к изучению новой темы |
| Обратить внимание учащихся на лексическое значение новых слов | Работа со словарем | Коррекционно-развивающие. Выявить лексическое значение новых слов |
| Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе | Просмотр видеоматериала | Образовательные. Самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения |
| Заполнение таблицы | Заполнение таблицы | Коррекционно-развивающие. Обучение применять на практике полученные знания |
| Проведение физкультминутки | Выполнение физических движений, | Здоровьесбере- гающие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
| Обеспечение учащихся раздаточным материалом для самостоятельной работы | Выполнение индивидуальной работы | Коррекционно-развивающие. Дифференциация. Каждый ученик выполняет посильное для него задание |
| Набирает на компьютере и проецирует на экран сделанное учениками задание. | Последовательно, в зависимости от задания, прочитывают выполненное задание | Коррекционно-развивающие. В ходе выполнения, учащиеся сами составляют текст и могут сразу прочитать его на экране. |
| Ведет обобщающую беседу, позволяя учащимся самим сделать вывод | Делают выводы | Образовательные, воспитательные. |
Конспект урока
Тема: "Описание действий"
Ход урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку. Сядьте прямо, начинаем наш урок.
В течение всей жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает. Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов.
Тема нашего урока - "Описание действий", а цели урока: знакомство с типом речи «описание действия» и ролью наречий при описании действий.
- Логопедическая разминка. (3 минуты)
Сейчас вы по цепочке прочитаете пословицы, которые лежат у вас на столе. Приложение 1
- Беседа (7 минут)
- – Давайте вспомним, с какими типами речи мы знакомы?
- - Ответ: повествование, рассуждение, описание.
- - Прочитайте тексты и назовите тип речи.
- - чем характеризуется каждый тип речи?
Повествование
Обычно говорится о последовательных действиях и событиях.
Описание
Говорится об одновременных признаках.
Изображаются предметы, люди, животные, природа…
Рассуждение
Излагаются причины явлений, событий,
их взаимная связь.
Посмотрите на текст описание. Приложение 2
Дымковскую игрушку всегда лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что сразу создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали аккуратно накладывают и обязательно скрепляют с основной формой.
- Какой это тип речи? Описание.
- Описание чего? Действий.
– Слова какой части речи выделены в тексте жирным шрифтом?
- А что обозначает глагол? Действие. Значит, при составлении текста-описания большую роль играют глаголы.
- Какая часть речи помогает описать действие более точно и выразительно? Наречия. Они уточняют как именно совершается действие
- Значит, что мы сегодня будем учиться описывать? Действия.
- Да, мы составим текст о том, как сделать вот такую дымковскую игрушку. Но сначала, кто мне скажет
- Словарная работа (3 минуты)
- - Что представляет собой дымковская игрушка?
- - что означает слово «декоративные»?
- - что такое «Промысел»?
- Просмотр видеоматериала.(2 минуты)
Сейчас мы посмотрим, как делается вот такая дымковская игрушка. А вы обратите внимание, какие действия выполняет мастер, чтобы сделать и потом расписать ее.
- Практическая работа. Заполнение таблицы (7-10 минут)
Впишите в таблицу, последовательные действия описывающие мастера при изготовлении дымковской игрушки. Все помогают заполнять
Мастер, изготавливающий форму | Художник, расписывающий фигурку |
| Подбирает краски |
| Готовит нужные кисти |
| Белит игрушку мелом |
| Рисует лицо |
| Одевает в яркие одежды |
| Наносит традиционный орнамент |
| |
|
- Физкультминутка (2 минуты)
Быстро встаньте,
Расправьте плечи,
Вытяните руки вперед,
Поднимите вверх,
Опустите вниз,
Глубоко вздохните,
Медленно выдохните,
Сядьте.
- сколько действий совершили? (8)
- сколько наречий названо? (6)
- зачем нужны наречия?
- Самостоятельная работа(7 минут)
А сейчас мы коллективно составим текст описание действий при изготовлении дымковской игрушки. Какие мы будем использовать части речи? Для того, чтобы составить такой текст каждый должен выполнить свое задание.
- Составьте словосочетания из глаголов и наречий (Рома Крестин, Никита Новиков)
- Составьте предложение, используя таблицу. (Клачков Никита, Иванов Олег, Гулбиани Давид, Егоров Андрей)
- Составьте текст, используя таблицу
а) лепка (Галя, Антон)
б) роспись (Лена, Иван)
- Проверка и коллективное составление текста (7 минут)
А)Сначала Саша, Рома и Никита Новиков прочитают, какие они составили с\с
Б) Какие предложения составили с такими словосочетаниями Никита Клачков, Олег, Давид, Андрей,
В) Галя, Антон, Ангелина, Ваня, Лена прочитают предложения, последовательно излагая действия мастера при изготовлении.
Учитель записывает на компьютере прочитанный учениками текст.
- Подведение итогов. (2 минуты)
- Какой мы с вами составили текст? Назовите тип речи. Какие части речи нам помогли в этом? Оценки.
Приложения
Приложение 1
Поговорки
Один с сошкой, а семеро с ложкой;
Глаза страшат, а руки делают;
Работай в охоту, так поешь в охоту;
Наши пряли, ваши спали;
Труд человека кормит, а лень портит;
Что припасешь, то и пожуешь;
Спать долго, жить с долгом;
Ремесло пить-есть не просит, а хлеба приносит;
Кто что знает, тем и хлеб добывает;
Скучен день до вечера, коли делать нечего;
Без дела жить – только небо коптить.
Приложение 2
Карточки с текстом
Дымковскую игрушку всегда лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что сразу создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали аккуратно накладывают и обязательно скрепляют с основной формой.
Приложение 3
Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка).
Русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров (Вятка).
Д.и. лепят из глины, обжигают и по грунту ярко раскрашивают краской, украшают сусальным золотом. Изображает животных, всадников, дам, сказочные, бытовые сцены.
Декоративный 1. Служащий для украшения. Декоративные растения.
2. Живописный, красочно-нарядный. Декоративный пейзаж
Промысел 1. Добывание чего-нибудь, добыча, охота. Промысел жемчуга
2. Занятие охотой, добыча зверя, птицы, рыбы. Рыболовный промысел
3. Мелкое ремесленное производство. Местные промыслы
Приложение 4
Таблица для заполнения на доске
Мастер, изготавливающий форму игрушки | Художник, расписывающий игрушку |
Берет кусок глины | Тщательно подбирает краски |
Отделяет нужное количество деталей игрушки | Готовит нужные кисти |
Из самого большого куска лепит туловище | Беление мелом |
Придает форму каждой детали | Аккуратно рисует лицо |
Прижимает детали к туловищу | Одевает в яркие одежды |
Заглаживает швы | Наносит традиционный орнамент |
Добавляет украшения | |
Оставляет игрушку высыхать |
Приложение 5
Карточки с упражнением:
Соедини линией глагол и наречие, чтобы получилось словосочетание.
Лепка игрушки | |
Глагол | Наречие |
Соединять | Аккуратно |
Накладывать | Тщательно |
Прижимать | Потом |
Скреплять | Постепенно |
Соедини линией глагол и наречие, чтобы получилось словосочетание.
Раскраска игрушки | |
Глагол | Наречие |
Подбирает | Внимательно |
Готовит | Тщательно |
Рисует | Аккуратно |
Наносит | Старательно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...