Урок развития речи в 8 классе
план-конспект урока (8 класс) на тему

Терешина Татьяна Валентиновна

Урок развития речи в 8 классе коррекционной школы. Урок ориентирован в основном на конструирование предложений и построение текста для детей разного уровня развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок развития речи в 8 классе

                     

                    Учитель:  Терешина Татьяна Валентиновна

                                          План  урока

Тип урока - комбинированный

Тема: "Описание действий".  

Цель урока: знакомство с типом речи «описание действия»  и ролью наречий при описании действий.

Задачи:

образовательные:

  1. Формирование у учеников представления о типе речи – описании действий.
  2. Выявление  роли наречий в тексте описания действий.
  3. Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.

коррекционно-развивающие:

  1. Составление словосочетаний, предложений, конструирование текста посредством групповой и индивидуальной работы.
  2. Развитие связной   речи, пополнение словарного запаса.
  3. Развитие зрительной памяти, слухового восприятия, мыслительной деятельности.
  4. Развивать личностные качества учащихся.

воспитательные:

  1. Воспитание умения работать в парах, команде.
  2. Воспитывать нравственные качества через приобщение к народным промыслам и бережное отношение к произведениям человеческого труда.

здоровьесберегающие:

  1. Планирование объема материала с учетом повышенной утомляемости детей.
  2. Создание благоприятного психологического климата.
  3. Соблюдение режима охраны зрения.
  4. Чередование статических, динамических и творческих заданий

 

План  урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  1. Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Сообщение темы и цели урока

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку

Воспитательные. Здоровьесберега-ющие. Настрой на работу, организация внимания

  1. Логопедическая разминка

Прочтение  пословиц

Коррекционно-развивающие. Коррегировать и развивать связную устную речь через прочтение русских пословиц

  1. Беседа. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Повторение.  Связь с новым материалом.  Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала.

Повторение

Образовательные. Показать практическую значимость изучения нового материала, вызвать интерес к изучению новой темы

  1. Словарная работа

Обратить внимание учащихся на лексическое значение новых слов

Работа со словарем

Коррекционно-развивающие. Выявить лексическое значение новых слов

  1. Применение ТСО    (5 мин)

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе

Просмотр видеоматериала

Образовательные. Самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения

  1. Практическая работа

Заполнение таблицы

Заполнение таблицы

Коррекционно-развивающие. Обучение применять на практике полученные знания

  1. Физкультминутка

Проведение физкультминутки

Выполнение физических движений,

Здоровьесбере- гающие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

  1. Самостоятельная работа

Обеспечение учащихся раздаточным материалом для самостоятельной работы

Выполнение индивидуальной работы

Коррекционно-развивающие. Дифференциация. Каждый ученик выполняет посильное для него задание

  1. Проверка и коллективное составление текста    (5-7 мин.)

Набирает на компьютере и проецирует на экран сделанное учениками задание.

Последовательно, в зависимости от задания, прочитывают выполненное задание

Коррекционно-развивающие. В ходе выполнения, учащиеся сами составляют текст и могут сразу прочитать его на экране.

  1. Подведение итогов

Ведет обобщающую беседу, позволяя учащимся самим сделать вывод

Делают выводы

Образовательные, воспитательные.

                                            Конспект урока

Тема: "Описание действий"

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку.  Сядьте прямо, начинаем наш урок.

В течение всей жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает. Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов. 

Тема нашего урока -  "Описание действий", а цели урока: знакомство с типом речи «описание действия»  и ролью наречий при описании действий.

  1. Логопедическая разминка. (3 минуты)

Сейчас вы по цепочке прочитаете пословицы, которые лежат у вас на столе. Приложение 1

  1. Беседа (7 минут)

  • – Давайте вспомним, с какими типами речи мы знакомы?
  • - Ответ: повествование, рассуждение, описание.
  • - Прочитайте тексты и назовите тип речи.
  • - чем характеризуется  каждый тип речи?

Повествование

Обычно говорится о последовательных действиях и событиях.

Описание

Говорится об одновременных признаках.

Изображаются предметы, люди, животные, природа…

Рассуждение

Излагаются причины явлений, событий,

их взаимная связь.

Посмотрите на текст описание. Приложение 2

Дымковскую игрушку всегда лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что сразу создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали аккуратно накладывают и обязательно скрепляют с основной формой.

- Какой это тип речи? Описание.

- Описание чего? Действий.

– Слова какой части речи выделены в тексте жирным шрифтом?

- А что обозначает глагол? Действие.  Значит, при составлении текста-описания большую роль играют глаголы.

- Какая часть речи помогает описать действие более точно и выразительно?  Наречия.  Они уточняют как именно совершается действие

- Значит,  что мы сегодня будем учиться описывать? Действия.

- Да, мы составим текст о том, как сделать вот такую дымковскую игрушку. Но сначала, кто мне скажет

  1. Словарная работа (3 минуты)
  • - Что представляет собой дымковская игрушка?
  • - что означает слово «декоративные»?
  • - что такое «Промысел»?

  1. Просмотр видеоматериала.(2 минуты)

Сейчас мы посмотрим, как делается вот такая дымковская игрушка. А вы обратите  внимание, какие действия выполняет мастер, чтобы сделать и потом расписать ее.

  1. Практическая работа. Заполнение таблицы (7-10 минут)

Впишите в таблицу, последовательные действия описывающие  мастера при изготовлении дымковской игрушки.  Все помогают заполнять

Мастер, изготавливающий форму

Художник, расписывающий фигурку

  1. Берет кусок глины

Подбирает краски

  1. Отделяет нужное количество деталей игрушки

Готовит нужные кисти

  1. Из самого большого куска лепит туловище

Белит игрушку мелом

  1. Придает форму каждой детали

Рисует лицо

  1. Прижимает детали к туловищу

Одевает в яркие одежды

  1. Заглаживает швы

Наносит традиционный орнамент

  1. Добавляет украшения

  1. Оставляет игрушку высыхать

  1. Физкультминутка (2 минуты)

Быстро встаньте,
Расправьте плечи,
Вытяните руки вперед,
Поднимите вверх,
Опустите вниз,
Глубоко вздохните,
Медленно выдохните,
Сядьте.

  • сколько действий совершили? (8)
  • сколько наречий названо? (6)
  • зачем нужны наречия?

  1. Самостоятельная работа(7 минут)

А сейчас мы коллективно составим текст описание действий при изготовлении дымковской игрушки. Какие мы будем использовать части речи? Для того, чтобы составить такой текст каждый должен выполнить свое задание.

  1. Составьте словосочетания из глаголов и наречий (Рома Крестин, Никита Новиков)
  2. Составьте предложение, используя  таблицу. (Клачков Никита, Иванов Олег, Гулбиани Давид, Егоров Андрей)
  3. Составьте текст, используя таблицу

а) лепка (Галя, Антон)

б) роспись (Лена, Иван)

  1. Проверка и коллективное составление текста (7 минут)

А)Сначала Саша, Рома и Никита Новиков прочитают, какие они составили с\с

Б) Какие предложения составили с такими словосочетаниями Никита Клачков, Олег, Давид, Андрей,

В) Галя, Антон, Ангелина, Ваня, Лена прочитают предложения,  последовательно излагая действия мастера при изготовлении.

Учитель записывает на компьютере  прочитанный учениками текст.

  1. Подведение итогов. (2 минуты)

- Какой мы с вами составили текст? Назовите тип речи. Какие части речи нам помогли в этом?  Оценки.

Приложения

Приложение 1

Поговорки

Один с сошкой, а семеро с ложкой;

Глаза страшат, а руки делают;

Работай в охоту, так поешь в охоту;

Наши пряли, ваши спали;

Труд человека кормит, а лень портит;

Что припасешь, то и пожуешь;

Спать долго, жить с долгом;

Ремесло пить-есть не просит, а хлеба приносит;

Кто что знает, тем и хлеб добывает;

Скучен день до вечера, коли делать нечего;

Без дела жить – только небо коптить.

Приложение 2

Карточки с текстом

Дымковскую игрушку всегда лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что  сразу создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали  аккуратно накладывают и  обязательно скрепляют с основной формой.

Приложение 3

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка).

Русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров (Вятка).

Д.и. лепят из глины, обжигают и по грунту ярко раскрашивают краской, украшают сусальным золотом. Изображает животных, всадников, дам, сказочные, бытовые сцены.

Декоративный 1. Служащий для украшения. Декоративные растения.

                          2. Живописный, красочно-нарядный. Декоративный пейзаж

Промысел   1. Добывание чего-нибудь,  добыча, охота. Промысел жемчуга

2. Занятие охотой, добыча зверя, птицы, рыбы. Рыболовный промысел

3. Мелкое ремесленное производство. Местные промыслы

Приложение 4

Таблица для заполнения на доске

Мастер, изготавливающий форму игрушки

Художник, расписывающий игрушку

Берет кусок глины

Тщательно подбирает краски

Отделяет нужное количество деталей игрушки

Готовит нужные кисти

Из самого большого куска лепит туловище

Беление мелом

Придает форму каждой детали

Аккуратно рисует лицо

Прижимает детали к туловищу

Одевает в яркие одежды

Заглаживает швы

Наносит традиционный орнамент

Добавляет украшения

Оставляет игрушку высыхать

Приложение 5

Карточки с упражнением:

Соедини линией глагол и наречие, чтобы получилось словосочетание.

                                               Лепка игрушки

Глагол

Наречие

Соединять

Аккуратно

Накладывать

Тщательно

Прижимать

Потом

Скреплять

Постепенно

Соедини линией глагол и наречие, чтобы получилось словосочетание.

                                                      Раскраска игрушки

Глагол

Наречие

Подбирает

Внимательно

Готовит

Тщательно

Рисует

Аккуратно

Наносит

Старательно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...