программа факультатива "Дорогой здоровья"
рабочая программа по теме
Программа направлена на закрепление умений, навыков ЗОЖ учащихся, в первую очередь на закрепление правил личной гигиены, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирования навыков правильной организации своего досуга, ценностного отношения к своей жизни и жизни других, а так же на пропаганду ЗОЖ в семейном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogoy_zdorovya.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
ЗОЖ обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, помогает стойко переносить различные психические и физические нагрузки, вредные для здоровья.
Программа разработана для учащихся 5 – 9 классов школы 8 вида. Данный курс является важным и актуальным в современной школе.
Программа направлена на закрепление умений, навыков ЗОЖ учащихся, в первую очередь на закрепление правил личной гигиены, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирования навыков правильной организации своего досуга, ценностного отношения к своей жизни и жизни других, а так же на пропаганду ЗОЖ в семейном воспитании.
Сегодня состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу. Анализ диагностических карт учащихся показал, что учащиеся знают правила ЗОЖ, но выполняют их ситуативно, а некоторые учащиеся нарушают эти правила (курят, употребляют спиртные напитки, своевременно не выполняют правила личной гигиены).
Планирование ведётся с учётом возрастных особенностей.
Для эффективной внеклассной работы в этом направлении используются следующие формы и методы:
- Просмотр видеофильмов с последующим обсуждении.
- Выпуск бюллетеней, листовок ЗОЖ.
- Беседы медицинских работников.
- Встречи с сотрудниками ЦРБ, ОВД, пожарной части.
- Практические занятия по закреплению санитарно – гигиенических навыков.
- Проведение практических опытов.
- Тематические беседа, диспуты, с/р игры.
Цель и задача программы
Основная цель образовательной программы – гигиеническое обучение и воспитание школьников формирование у учащихся ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний и умений и навыков здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели программы предполагает решение следующих задач.
- Сформировать правильное представление о здоровье и ЗОЖ, знания, умения, навыки здоровье сберегающего поведения.
- Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью.
- Формировать потребностно – мотивационных основ гигиенического поведения.
Программа включает в себя медико – социально – педагогические аспекты.
- Медицинский аспект реализуется в разделах, посвящённых ознакомлению учащихся с основными неинфекционными, инфекционными и социально значимыми заболеваниями.
- Социальный аспект включён в разделы, посвящённые формированию нравственного здоровья, ознакомлению с социально значимыми заболеваниями.
- Психологический аспект реализуется в психологическом сопровождении формировании ЗОЖ. Этот раздел программы «навыки жизни». Выбор наиболее эффективных с психологической точки зрения и форм проведения занятий по формированию ЗОЖ.
В целях преемственности и целевой направленности предлагается осуществлять гигиеническое обучение и воспитание, формирование потребности, знаний, умений и навыков здорового образа жизни у школьников разных ступеней по следующим приоритетным направлениям.
Раздел 1. Основы здорового образа жизни.
Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Раздел 3. Необходимые жизненные навыки.
Основное содержание программы
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.
- Правила обеспечения безопасности и дорожного движения.
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно–транспортных происшествий. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.
- Правила безопасного поведения на воде.
Особенности состояния водоёмов в разные времена года.
Соблюдение правил безопасности при курении.
Опасность водоёмов зимой, весной. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание помощи терпящим бедствие на льду.
- Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме, школе. Способы эвакуации из горящего здания.
Возникновение пожара на транспорте, и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновении пожара на транспорте.
- Правила безопасного поведения в быту.
Опасность возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлении и ожогах.
Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении работ дома.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
1-4 класс
- Знать и понимать ЗОЖ :
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;
- значение пищи для развития человека и рациональное питание, о роли физической культуры и спорта, закаливание и укрепление здоровья;
- правила личной гигиены, соблюдение привил личной гигиены;
- опасные ситуации и умения обращаться за помощью;
- правила личной безопасности на улицах и дорогах;
- способы охраны своего здоровья от простуды и других инфекционных заболеваний;
- вредные привычки какой вред представляют они для здоровья;
- значение досуга, образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
5 – 6 класс
- Знать основы ЗОЖ; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.
- Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера.
- Знать о значении пищи для развития человека и рациональном
- питании. О роли физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья, о роли значения личной гигиены.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Уметь быть опрятным поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
- Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью.
- Закаливать свой организм.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
7 – 9 класс
- Знать взаимодействие и взаимосвязи природы, общества и их влияние на здоровье человека, соблюдение правил гигиенического поведения.
- Знать о психоактивных веществах и их влияние на организм человека.
- Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье подростка.
- Знать правила межличностного общения, правила, правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Соблюдать навыки личной гигиены.
- Уметь подобрать средства для ухода за телом, волосами, приёме пищи, подготовке домашних заданий, прогулках, подготовке ко сну.
- Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью.
- Обеспечение личной безопасности на улицах и дорогах.
- Пользование бытовыми приборами и инструментами.
Календарно- тематическое планирование 1-4 классы
Я и моё здоровье.
1класс | 2класс | 3 класс | 4 класс |
1.Чистота залог здоровья. 2. Грязные руки грозят бедой. 3. Надо, надо умываться по утрам и вечерам. 4. Чтобы зубы не болели. 5. Как сохранить хороший слух. 6. Береги зрение с детства. 7. Осанка- стройная спина. 8. Спортивные состязания»Сильные,смелые,ловкие». 9. Как закаляться. Обливание и обтирание. 10. Игра путешествие» Праздник чистоты и порядка». 11. Как вести себя когда что то болит. 12. Беседа с врачом о простудных заболеваниях. 13. Беседа с врачом об инфекционных заболеваниях. | 1.Для чего человеку нужна кожа. 2.Сон и здоровье. 3. Что и как мы едим. 4. Почему люди болеют. 5.Режим дня. 6.Расти здоровым(правила личной гигиены и правила безопасности. 7.Друзья Мойдодыра. 8.Уход за руками и ногами. 9.Самая здоровая улыбка. 10.Беседа с врачом о простудных заболеваниях. 11. Беседа с врачом об инфекционных заболеваниях. 12.Как вести себя,когда что то болит. 13.Утро зарядкой встречают. 14.Режим дня. 15. Что мы узнали нового? 16.Праздник « День здоровья».
| 1.Повторенье-мать ученья. 2.Как справиться с инфекцией. 3.Описание болезни часотка и педикулёз. 4.Почему случаются травмы. 5.Если из раны течёт кровь. 6.Осторожно электрический ток. Экстренная помощь. 8.Куренью-нет! 9.Полезные продукты. Витамины. 10. Беседа с врачом о простудных заболеваниях. 11.Беседа с врачом об инфекционных заболаваниях. 12.Русская баня- источник здоровья. 13.Путешествие в Страну здоровья. | 1.Здоровому всё здорово. 2.Движение это жизнь. 3.Личная гигиена человека. 4.Рациональное питание. 5.Здоровый отдых. 6.Вредные привычки(наркомания и токсикомания). 7.Курение и его последствия. 8.Алкоголизм – враг здоровья. 9.Традиционные русские игры. 10.Беседа для девочек. 11.Половое различие.(беседа для мальчиков). 12.Беседа с врачом о простудных заболеваниях. 13.Беседа с врачом об инфекционных заболеваниях. 14.Праздник «Спорт ,учёба и труд рядом живут». |
Мир природы
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.Природа и я. Правила поведения в лесу. 2. Осторожно ядовитые растения. 3. Не всякий грибок в кузовок. 4. Викторина загадки природы. 5.Экскурсия. В лес за здоровьем. 6.Сказка под ногами. 7. Гроза. | 1. Моё место в природе. 2.Чудеса из лесных материалов. 3.От простуды босиком. 4.Волшебный солнца свет. 5.Мой любимый уголок природы. 6. Лесные уроки вежливости. 7.Путешествие в город Огород. 8.Правила поведения на воде, на льду. 9.Природные изменения, стихийные бедствия. | 1.Природа глазами души. 2.Лекарственные растения. 3.Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья. 4.Целительная сила воды. 5.Азбука купания и плавания. 6.Загораем- умеючи. 7.Помощь утопающему. 8.Оздоровительная прогулка в лес. 9.Берегись клещей. | 1.Экскурсия. Наблюдение за птицами.. 2.Природная кладовая здоровья. 3.Дары лесной аптеки. 4.Берёза дерево необыкновенное. 5.Деревья лечат. 6.Укусы насекомых и диких животных. 7.Обморожение. 8.Лесной пожар. 9.Солнечный удар. |
Я и общество. Безопасное поведение. Домашние опасности.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.Правила, обязательные для всех. 2.Как вести себя в гостях. Я принимаю подарок. Я дарю подарок. 3.Правила поведения в театре и кино. 4.Правила вежливого общения. Волшебные слова. 5.Как вести себя в транспорте и на улице. 6.Зелёный,жёлтый,красный. 7.Дорожные знаки. 8.Дорога и её составляющие части. 9.Велосипед как средство здорового образа жизни. 10.Острые.колющие и режущие предметы. 11.Лекарства и бытовая химия. 12.Опаснве места в доме. 13.Опасно огонь! | 1.Травма.Можно ли уберечься от травм. 2. Первая помощь при травмах. 3.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. 4.Правила перехода через дорогу. 5.Правила обращения с огнём. 6.Отравление угарными газами, ядовитыми веществами. 7.Не открывай дверь не знакомому. 8.Газ в доме. 9.Осторожно! Тает снег! | 1.Экстремальные ситуации, связанные с незнакомым человеком. 2.Вызов экстренной помощи. 3.Правила юного пешехода. 4.Обязанности пассажиров. 5.Прогулка по безопасному маршруту. 6.Личная безопасность на улице в подъезде. 7.Основные причины травмирования школьников на дорогах и улицах. 8.Правила поведения с электроприборами. 9.Опасные зоны в помещении. 10.Чрезвычайные ситуации - что это? 11.Осторожно большая вода. | 1.Где и как переходить улицу. 2.Остановочный путь автомобиля. 3.Движение в тёмное время суток. 4.Дорожные знаки. 5.Поездка в общественном транспорте. 6.Безопастность в железнодорожном транспорте. 7.Правила обращения с газовыми приборами. 8.Пожарная безопасность. Эвакуация. Ожог. 9.Пожары и взрывы. 10.Пользование современной бытовой техникой. 11.Вызов экстренной помощи(01, 02, 03, 04). |
Календарно – тематическое планирование
5 класс
Четверть | Тема | Количество часов |
1 |
| 1 1 1 1 1 1 |
2 |
Секреты здоровья.
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
| 1 1 1 1 1 1 1 |
Тематическое планирование
6 – 7 классы
Четверть 1 | Тем
| Количество часов 1 1 1 1 1 1 11 |
2 |
| 1 1 1 1 1 1 1 |
3 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Тематическое планирование
8 – 9 классы
Четверть | Тема | Количество часов |
1 |
| 1 2 1 1 1 1 1 1 |
2 |
| 1 1 1 1 1 1 1 |
3 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 |
| 1 1 1 1 1 1 1 |
Уметь:
- выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;
- соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и так далее.
-самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций, в случае необходимости обратиться за экстренной медицинской помощью;
- отказаться от вредных привычек.
Ожидаемый конечный результат:
- Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов учащихся.
- Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния детей, по уменьшению заболеваемости, по формированию умений выстраивать отношения со сверстниками и другими людьми, по стремлению помочь окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"
разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Сквозная программа "В здоровом теле - здоровый дух"
v Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, ...
Спортивно-развлекательная программа "В здоровом теле - здоровый дух!"
Спортивный праздник укрепляет уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Дети в ходе игры не только развивают физические качества, но и узнают м...
День здоровья посвященный всемирному дню футбола. Тесты для 8-9 классов в теоретической части программы дня здоровья.
Тесты, построены как в серьезном, так и в шутливом тоне. некоторые вопросы требуют не просто знаний футбола, а смекалки, знания футболистов своей школы, знание футбольных терминов и общей истории футб...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...