Познавательно-исследовательский проект в группе компенсирующей направленности VII вида "Моя малая Родина"
проект на тему
Познавательно-исследовательский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ VII ВИДА МАДОУ №40 г.Кызыла
«Моя Малая Родина»
Составила: учитель дефектолог Ховалыг А.А.
Кызыл-2014
Актуальность.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Особенно это важно в коррекционных группах. В нашей группе воспитываются дети с задержкой психического развития. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Нравственное воспитание является, одной из важнейших сторон общего развития детей с ЗПР дошкольного возраста, ведь любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников с ЗПР – процесс сложный и длительный. Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР нравственно-патриотическое воспитание должно осуществляется во всех видах деятельности.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но ежегодные данные диагностики показывают на необходимость усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего родного края. Введение в коррекционную работу проективного метода позволяет использовать разнообразные средства и приемы обучения, обеспечивает интеграцию знаний и умений на основе общего интереса и взаимодействия педагогов, детей и родителей. В то же время он охватывает все виды детской деятельности и позволяет решать задачи развития во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОСТ ДО). В год 100летия единения России и Тувы, 100летия города Кызыла решили реализовать познавательно-исследовательский проект: «Моя Малая Родина».
Данный проект направлен на активное участие всех участников проекта. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви, гордости к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитание толерантности, сознательного бережного отношения к своему городу, детскому саду, ко всему живому.
Задачи:
- Дать знания детям о родной республике Тува, городе Кызыле: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Кызыл.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Республики Тува.
- Познакомить с культурой и традициями Республики Тува.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, республике, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Пополнить знания педагогов и родителей об Республике Тува, о городе Кызыле.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной Республики.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном городе, республике.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
- Педагоги и родители пополнят знания об своей малой Родине, о городе.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению.
Участники проекта
- дети коррекционной группы компенсирующей направленности VII вида
- специалисты ДОУ (дефектолог, логопед, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре, учитель тувинского языка)
- воспитатели
- родители
Сроки реализации
15-сентября – 15 мая
1 этап Подготовительный:
- Диагностика детей с целью определения уровня знаний о Малой Родине, о своем ближайшем окружении.
- Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, готовность сотрудничать
- Обращение к специалистам, создание творческой группы (включаются , заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех участников проекта.
2 этап Практический
Формы и методы работы с педагогами
- Сообщение «История возникновения города Кызыла»
- Семинар-практикум «Тувинские национальные игры» - учитель тув. языка
- Открытый просмотр интегрированного занятия в коррекционной группе «Мой город Кызыл» - учитель-дефектолог
- Консультация о поэтах, писателях, камнерезах, хоомейжи, С.К.Шойгу.-воспитатель
- Консультации «Красная книга Республики Тува», «Символика Республики Тува», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат» .
- Оформление экологического уголка в ДОУ «Климатические зоны Тувы»
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
- дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает?», «Вежливый разговор по телефону»
- сюжетно-ролевая игра «Семья», «Кафе», «Больница», «Аптека»
- тувинские национальные игры: «Кажык», «Тэвек», «Построй юрту», «Юрта, юрта круглый дом»
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Лото», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсии по городу
- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города»
- Знакомство с тувинским народным творчеством: песни, частушки, скороговорки, загадки.
- Знакомство с национальным костюм тувинского и русского народа.
- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Символика России», «Моя Родина – Тыва», «Юрта, юрта – круглый дом», «Мой город - Кызыл», «С юбилеем любимый Кызыл!», «Моё имя, его значение», « Моя семья.»,
- Просмотр презентации «Мой Кызыл»
- Просмотр презентации «Домашние животные Тувы», «Животный мир Тувы», «Животные Тувы, занесенные в Красную книгу»
- Просмотр видеофильма «Мой детский сад»
- Посещение музея.
- Посещение празднования 100-летия г.Кызыла.
Продуктивная деятельность
- Тувинские узоры. – рисование по шаблону, раскрашивание, штриховка.
- Достопримечательности Кызыла – раскрашивание
- Аппликация «Флаг Республики Тыва»
- Лепка «Обелиск Центр Азии»
- Конструирование «Наш город», «Мой дом»
- Создание папки рисунков «Кызыл глазами детей и родителей»
- Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
- Оформление фотоальбома «Кызыл вчера и сегодня»
- Коллективное оформление поздравительной открытки «С юбилеем любимый Кызыл!»
Развитие речи
- составление творческих рассказов «Мой любимый Кызыл », «Люблю по городу гулять…»
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мама, папа и я вместе дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
- знакомство с творчеством детских писателей Тувы, с детской газетой «Сылдысчыгаш» (Звездочка).
- Разучивание стихов, песен о Туве, Кызыле.
- Чтение тувинских народных сказок «Мальчик с тремя знаниями», «Золотая птица», «Кодур-оол и Биче-кыс» и т.д.
Музыка
- Утренник «Шагаа»
- Просмотр презентации «Тувинские музыкальные инструменты»
- Оформление музыкального уголка
- В свободной деятельности прослушивание гимна Республики Тыва, национальных детских песен «Лето в деревне» муз. В.Танова, сл.Э Филимонова; «Тувинский чай» муз.А.Танова; сл.Ч. Кара-Куске; «Арбай-Хоор» пальчиковая игра, подобная «Сороко-белобока» Муз. О. Кара-Кат, муз. О.Бавужап и т.д
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности патриотического воспитания.
- Оформление папки-передвижки «Республика в Центре Азии», «Люди Центра Азии»
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами тувинского быта.
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о Кызыле»
- Оформление альбомов “Достопримечательности нашего города”, “Животные Тувы, занесенные в Красную книгу ”, «Домашний животные Тувы (як, верблюд, северные олени)», «Природа нашего края»
- Информация для родителей «Символика Республики Тыва»
3 этап. Итогово-аналитический
- Итоговая диагностика детей.
- Оформление уголка краеведения «Моя Тува»
- Открытое занятие “Мой город Кызыл ”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Совместный досуг с родителями “Знатоки родного края”. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПО СКАЗКАМ В.СУТЕЕВА» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Использование театрализованной деятельности по теме «Сказки Владимира Сутеева» как средство коррекции и разностороннего развития детей с задержкой психического развития.В большинстве случа...
Творческий краткосрочный проект в группе компенсирующей направленности: «Тайны звёздного неба»
Обоснование проблемы:Расширить знания детей об освоении космоса.Расширить знания детей о достижениях в области космонавтики.Актуальность проблемы:Обусловлено тем, что космос вызывает интерес у детей и...
Проект по театрализованной деятельности в группах компенсирующей направленности «В гостях у сказки Кот, петух и лиса».
Проект по театрализованной деятельностив группах компенсирующей направленности«В гостях у сказки Кот, петух и лиса»....
Творческий познавательно - игровой, исследовательский проект в речевой группе компенсирующей направленности: "Разноцветный мир".
Обоснование проблемы: 1. Недостаточно систематизированы знани...
Занятие - КВН на тему: «Павлово - Родина моя» (разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР ОНР 6-7 лет)
Представленный конспект занятия - КВН является одной из форм работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по проекту «Россия – Родина моя» (р...
Проект по развитию речи детей группы компенсирующей направленности «Зимушка- зима»
Цель проекта: расширение кругозора детей по теме «Зима». Развитие звуковой и интонационной культуры речи детей, лексико -грамматических категорий,связной речи.Воспитание любви к прир...
Творческий проект по тестопластике «Соленая радость» для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности с ТНР
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25996186","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...