Автоматизация звука Л
план-конспект занятия на тему

Горобец Юлия Даудовна

Предмет: Индивидуальное логопедическое занятие

 

Тема: Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

 

Цель: Закрепить четкое произношение [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука Л8.6 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Алиева Юлия Даудовна

Предмет: Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: Закрепить четкое произношение [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  1. Автоматизировать звук [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

  1. Развивать речь, психические процессы, фонематический слух, мелкую моторику, четкую артикуляцию.

  1. Активизировать словарь по теме: «Мебель»

  1. Воспитывать усидчивость, активность, желание преодолеть дефект.

Словарь: согласный, твердый, звонкий.

Оборудование: Зеркала, сигналы, профиль, иллюстрации: Девочка Лада, гора, матрешки для мимических упражнений и мышки для дыхательной гимнастики, стол, стул, лампа.

Карточки со словами : большой, красивый, коричневый, карточки со словами.

Ход урока

1.Психологический настрой.  

-Здравствуйте ребята, сегодня индивидуальное занятие проведу у вас я, зовут меня Юлия Даудовна. Чему мы будем учиться на индивидуальном занятии?

Д: - Мы будем учиться правильно  и красиво говорить.

У: - А что помогает нам красиво правильно говорить?

Д: - Органы артикуляции.

- Сегодня к нам на урок пришла гостья, а как ее зовут вы скажите,  если    правильно разложите буквы              

    на  Ла – Лана

-Правильно, нашу гостью зовут Лана. Она будет наблюдать за вашей работой на уроке.

2.Подготовительная работа:

А) Мимическая гимнастика « Мимические упражнения»

У: - Выполним мимические упражнения. Ребята, посмотрите на доску, какие замечательные матрешки пришли к нам в класс вместе с Ланой, давайте поздороваемся с ними, повторяя их выражение лица. Возьмите зеркала.

Д: - дети берут зеркала и повторяют мимику.

У: - Какую матрешку оставим на уроку ( улыбающуюся)

-Ребята, какие упражнения вы выполняли?

Д: - Мы выполняли мимические упражнения.

Б) Дыхательная гимнастика.

У: Выполним упражнение на дыхание, будем учиться правильно дышать, вдох через нос, выдох через рот. (следить за дыханием , чтобы не поднимались плечи).

- Давайте вместе с мышонком поиграем  в футбол. Подуйте на них, чтобы мячик покатился. ( Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох).

-Ребята, чему вы учились, выполняя задание?

Д: Мы учились правильно дышать. 

В) Упражнения для силы голоса.

-Выполним упражнения для голоса. Будем учиться говорить громко и тихо.

У: - Ребята, посмотрите какая большая гора, давайте поднимемся на нее!

Для того чтобы подняться на нее, для этого мы должны громко произнести звук[а], а  спускаемся вниз на звук [у] ,понижая голос.

Как мы учились говорить?

Д: - Мы учились говорить громко, тихо.

Г) Пальчиковая гимнастика

- Ребята, давайте выполним пальчиковую гимнастику, и покажем Лане, как хорошо это у нас получается.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя.

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Вот большой!
А это - средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У – у – у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем ими нажимать
И движенья выполнять

У: - Ребята, какую гимнастику мы выполняли?

Д: - Мы выполняли пальчиковую гимнастику.

У: - Ладе очень понравилась наша пальчиковая гимнастика! А вам понравилась?

Д: - Да, понравилась.

Д) Артикуляционная гимнастика.

Выполним артикуляционную гимнастику. Чтобы правильно говорить.

«улыбка»

«заборчик»

«хоботок»

«лопатка»

 «трубочка»

« трубочка – улыбка»

 «чашечка»

У: - Какую гимнастику мы выполняли? Для чего?

Д: - артикуляционную гимнастику, чтобы правильно говорить.

У: - Лане очень понравилось как выполняли упражнения. Молодцы!

3.Сообщение новой темы.

У:- Назовите имя нашей гостьи?

Д:- Ее зовут Лана.

У:- Какой звук слышится в начале слова?

Д:- звук [л].

У: Сегодня у нас на уроке дежурный звук [л]  

1.Работа с профилем.

У: - Возьмите зеркала и произнесите звук [л]

- Как расположены органы речи, когда произносим звук [л] ?

…выйди к доске и покажи на профиле как расположены органы артикуляции при произнесении звука [л].

Д: - Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2.Развитие фонематического слуха.

У: - Сейчас мы будем  учиться выделять звук [л] среди других звуков.

Услышав звук [л] хлопните в ладоши

п,  б,  л,  р,  м,  л,  н,  м,  л;

А теперь будем выделять звук [л] среди слогов.

по,  бу,  ла,  ру,  ма,  ло,  лы.

Выделим слова со звуком [л].

Стол, диван, лампа, шкаф, стул, кровать

-Ребята, среди чего мы выделяли звук [л] ?

Д: - Мы выделяли звук [л] из других звуков, из слогов и слов.

3.Работа по картинкам.

На доске картинки:

Стол, кровать, лампа, стул, диван.

-Назовите картинки.

-Выберите картинки со звуком [л].

-Какие лишние, почему?

Д:- Лишние диван, кровать. В этих словах нет звука  [л].

У:- Назовите еще раз картинки со звуком [л]

Д:- стол,  лампа, стул.

У:- Молодцы!

4.Звуковой анализ.

У:- Выполним звуковой анализ слова «лампа».

-Сколько слогов в слове лампа? Назовите первый слог, а затем второй слог.

Д:- В слове два слога, первый слог- ЛА, второй слог МПА.

У:- Сколько в слове гласных и согласных звуков?

Д:- В слове два гласных звука и три согласных звука.

У:- Назовите сначала гласные звуки, а затем согласные.

Д:- гласные звуки [а] и [а] . Согласные звуки [л] [м] и [п].

У: Определите место звука [л] в слове.

Д:- Звук [л] в слове лампа стоит в начале слова.

У:- Какой первый звук? Каким сигналом обозначим?

Д:- Первый звук [л], он согласный, твердый, звонкий. Обозначим его синим цветом со звоночком.

-Какой второй звук, каким цветом его обозначим?

Д:-  следующий звук [а], он гласный, обозначим его красным цветом.

У:- Какой третий звук?

Д:- третий звук [м], он согласный, твердый, звонкий. Обозначим его синим цветом со звоночком.

У:- Какой четвертый звук, каким сигналом обозначим?

Д:- звук [п] он согласный, глухой, твердый. Обозначим синим  цветом, без звоночка.

У:- Какой следующий звук, каким сигналом обозначим?

Д:-  следующий звук [а], он гласный, обозначим его красным цветом.

У:- Какой анализ выполняли?

Д:- Мы выполняли звуковой анализ.

Физминутка

Ребята, давайте немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Автоматизация звука в словосочетаниях.

СТУЛ (Какой?)                                         большой

                                                       коричневый

        красивый

СТОЛ (Какой?)                             кухонный

                                                 

                                                   письменный

                          праздничный

У:- Что мы составляли?

Д:- Мы составляли словосочетания.

Автоматизация звука в предложениях.

Ребята, давайте составим предложения, опираясь на словосочетания.

-Красивый стул у окна.

-Коричневый стул на кухне.

-Письменный стол в комнате

-Кухонный стол на улице.

У:- Что мы сейчас составляли?

Д:- Мы составляли предложения.

Итог урока

У:- Над каким звуком мы сегодня работали?

Д:- Сегодня мы работали нал звуком [л].

У:- Чему мы учились на занятии?

Д:- На занятии мы учились правильно говорить.

У:- Что понравилось на занятии?

Д:- Ребята, мне и Лане очень понравилось с вами работать. Урок окончен!           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»

              Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей)                 Задачи...

Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.

Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...