Программа коррекционного кружка "Игровая мозаика"
рабочая программа по теме
развивающие игры для детей 5-6 лет с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционного кружка «Игровая мозаика»
(развивающие игры для детей 5-6 лет с нарушениями речи)
Актуальность:
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционной работы определяется продуманной системой, в которую включены ребёнок, учитель-логопед, воспитатель, родители, близкие. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными, играми. Выбор и использование методов определяется содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, индивидуально-психологическими особенностями детей. Но в отличии от логогруппы, где занятия проходят ежедневно, на логопункте занятия проходят три раза в неделю, что естественно недостаточно для детей, страдающих нарушениями речи. Поэтому, для наилучшего закрепления материала, отработки определённых артикуляционных укладов, расширения кругозора детей и наработки активного словаря был разработан кружок «Игровая мозаика». Каждой неделе соответствует определённая лексическая тема. Для каждой темы подобраны специальные игры и упражнения: на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, правильного дыхания, для развития лексико-грамматического строя речи, высших психических функций. Кружковые занятия не дублируют занятия, запланированные коррекционной программой детского сада, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях. Занятия в кружке ведутся 1 раз в неделю по 30 минут.
Направленность кружка « Игровая мозаика»:
Вся кружковая деятельность проводится в игровой форме. Почему игра? Да потому, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно игра становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, формирования личности ребёнка. С помощью игры на разнообразном игровом материале можно активизировать самостоятельную и познавательную активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся у детей знания об окружающем мире, создавать благоприятные ситуации к общению, побуждать к высказыванию мыслей, чувств. В данный сборник вошли игры по развитию артикуляционного аппарата, голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, игры на различных музыкальных инструментах (бубны, колокольчик, губная гармошка, барабан и др.), речедвигательные игры и упражнения, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи, игрогимнастика, психогимнастика и др.
Основные принципы программы кружка « Игровая мозаика»:
Систематичность и последовательность предлагаемого материала с постепенным усложнением. Концентричность – возвращение к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Единство обучающих, коррекционных и воспитывающих задач. Деятельный подход к технологии содержания работы.
Цель кружка: повысить эффективность коррекционно-образовательной работы, содействовать развитию речи детей.
Задачи:
- развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;
- развитие общей и мелкой моторики детей;
- укрепление речевого и артикуляционного аппарата;
- формирование правильного речевого дыхания;
- воспитание всесторонне развитой личности.
Правила игры с детьми:
- Начинать игру с игровых тренингов для развития речи, внимания.
- Игра должна приносить радость ребёнку.
- В играх действовать по принципу «от простого к сложному».
- Не требовать решения поставленной задачи с первой попытки.
- Проверять правильность решения задачи путём самоконтроля.
- Не сдерживать двигательную активность детей.
Методы и приёмы:
- Наблюдение.
- Индивидуальная игра.
- Совместные действия с ребёнком.
- Моделирование.
- Постановка проблемной задачи.
- Решение логических задач.
- Соревнование.
- Коррекционная работа с детьми с учётом педагогической диагностики.
Материальная база:
- Оборудование для развития общих движений.
- Игрушки для развития движений рук и ручных навыков.
- Игрушки для развития тактильного восприятия.
- Игрушки и средства для развития зрительного восприятия.
- Игрушки для развития слухового восприятия.
- Игрушки для развития мышления.
- Игрушки для развития речи и языка.
- Игрушки для социально-эмоционального развития.
- Материалы для изобразительного творчества.
- Средства для музыкального развития.
- Книги для детей.
Наш девиз: «Весело играем, речь развиваем!»
Список детей:
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. |
Тематическое планирование
Дата | № п/п | Название мероприятия | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата | Развитие лексико-грамматического строя и связной речи | Развитие высших психических функций |
Сентябрь | 1 | «Давай дружить!» | Мы – друзья! Дружные ребята | Весёлый язычок | Отгадай по описанию Я знаю 5 имён | Добрые слова |
2 | «Поездка в Диснейленд» (игрушки) | Весёлый мяч Карусель Непослушная неваляшка Найди игрушку | Поиграем Вертушки | Чудесный мешочек Один - много Скажи ласково Из чего сделаны? Магазин игрушек | Импровизация Тряпочная кукла | |
Октябрь | 3 | «Дед Егор зовёт во двор» (домашние животные) | На дворе | Кошка умывается Ослик | Мяу, Гав и другие Взрослые и детёныши Кто что ест? Кто кем становится? Посчитай-ка Кто как голос подаёт? Чей хвостик? Придумай кличку | Этюд Домашние животные |
4 | «Во саду ли в огороде…» (фрукты и овощи) | Урожай У Лариски две редиски Садовник Компот | Весёлый огород Узнай на вкус Узнай по запаху | Чудесный мешочек Посчитай-ка Что из чего делают? Назови ласково Закончи предложение Борщ и компот | Этюд Огородное пугало | |
5 | «К бабушке на оладушки» (семья) | Семья Моем руки | Месим тесто Печём блины Чей голосок? | Семья Собери и назови Чем похожи и чем отличаются? Скажи ласково Словесный портрет | Кто я? | |
6 | «Дождик шлёпает по лужам» (признаки осени) | Осенью Дождик | Осень Ветер и ветерок | Загадки Подбери действие Что бывает осенью К нам пришла…(осень) Хорошо - плохо | Этюд Солнце, тучи и дождик | |
Ноябрь | 7 | «О чём рассказал старый дуб?» (деревья и грибы) | Осенние листья Деревья-друзья По грибы Деревья и грибы | В лесной чаще Лесные звуки Грибок | Отгадай по описанию Подбери признак Узнай по части Какой листочек? Сосчитай до пяти Съедобный - несъедобный | Шишки, жёлуди, орехи |
8 | «Приключения маленькой Бабы Яги» (сказки) | В сказке Бабушка Яга | Неожиданные встречи | Буриме Отгадай по характеру Отгадай по предмету Скажи наоборот | Импровизация Сказочный герой | |
9 | «Десять птичек – стайка» | Птицы Летает – не летает Птичка песенки поёт | Птенцы Кукушка Дятел Аист | Доскажи словечко Посчитай-ка Скажи по-другому Четвёртый лишний У кого кто? Зимующие и перелётные | Игра-перевоплощение Мы птицы | |
10 | «Невероятные приключения детей и зверей» (дикие животные) | Орешки и скорлупки Зверобика | Непоседы и тихони Ёжик Зайчик Белочка Медведь Волк | Звериное семейство Кто что ест? Один-много Чья голова? Отгадай по описанию Кто где живёт? | Этюд Повадки зверей | |
Декабрь | 11 | «Мы построим дом и друзей позовём!» | У оленя дом большой Замок Зачем нам дом? | Строители | Из чего? Подбери признак Четвёртый лишний На что похоже? Чей домик? | Этюд Родимый дом |
12 | «Откуда стол пришёл?» (мебель) | Много мебели в квартире | Умельцы | Доскажи словечко Сосчитай-ка Назови ласково Куда что нужно? Что с чем? А что у вас? | Игра-перевоплощение мебель | |
13 | «Волшебница зима» (признаки) | Снег Вот на улице мороз Сосулька | Зимняя зарядка Звуки зимнего леса | Подбери слово Скажи ласково Без чего не бывает зимы? Следы на снегу | Импровизация Метелица | |
14 | «Самый лучший праздник!» (Новый год) | Новый год Ёлочный хоровод Бумажные снежки | Ёлочка красавица | Что за чудо-красота! Доскажи словечко Исправь ошибки Шутки от Мишутки | Пожелания | |
Январь | 15 | «Мороз трещит и колется» (зимние забавы) | Наступили холода Снеговик На улице Зимнее дерево | Зимние забавы | Четвёртый лишний Зимние словечки Чего не бывает зимой? Если …, то … | Настроение зимой |
16 | «Эти забавные животные» (животные жарких стран) | Черепаха Вверх-вниз Жираф | В зоопарке | Кто что ест? Отгадай по части Добавь словечко Четвёртый лишний Кто у кого? Составь слово | Импровизация Где обедал, воробей? | |
17 | «Приключения Стобеда» (человек, части тела) | Мимическая зарядка Мои друзья Что? Где? Зеркало | Человечек Это я! | Скажи правильно Назови ласково Для чего? Доскажи словечко Великан и гномик Если …, то … | Любопытная Варвара | |
Февраль | 18 | «Иголка, нитка, узелок» (одежда, обувь, головные уборы) | Я умею Одежда Туфельки для Маши | Рассеянный с улицы Бассейной | Один – много Что из чего – какое? Маленькие модельеры Чем похожи (отличаются)? Часть и целое Чьи вещи? | Этюд Шляпы |
19 | «Город машин» (транспорт) | Едем, летим или плывём? Пролетает самолёт | Моторчик Машина Вверх и вниз | Четвёртый лишний Раздели на части Назови одним словом Один – много Кто чем управляет? Из чего сделано? | Изобрази водителя или пассажира | |
20 | «Подводные жители» | Рыбка-озорница Опасное купание Удочка | Море | Рыболов Отгадай Чего не хватает? Один – много Четвёртый лишний Это правда или нет? | Импровизация Под водой | |
21 | «Защитники Отечества» | Мы играем Пограничники Бойцы-молодцы | А ну-ка, повтори! | Наша армия Военные профессии Нас много Скажи правильно Закончи мысль | Этюд Стойкий солдатик | |
Март | 22 | «Маму свою очень люблю» | Мамочка моя Помощники | Для мамы | 8-е Марта Скажи ласково Мама умеет Словесный портрет Добрые советы | Самая лучшая |
23 | «О чём поют воробушки?» (признаки весны) | Весна-красна Кап, кап! Ветерок | Распускаются почки… | Слушай, думай, отвечай Без чего не бывает весны? Скажи ласково Один – много Посчитай-ка Подбери признак Скажи наоборот | Этюд На солнышке | |
24 | «У бабушки Федоры» (посуда) | Моем посуду Накрываем на стол Подбери по рисунку | Самовар кипит… | Отгадай Четвёртый лишний Части посуды Как называется? Чего не хватает? Скажи ласково Можно и нельзя | Импровизация Хрупкая чашка и пузатый самовар | |
25 | «Раз ромашка, два вьюнок» (цветы) | Цветик-колокольчик Утром и вечером | Дюймовочка Одуванчик | Отгадай Чем похожи и чем отличаются? Один – много Части растения Я знаю пять названий… Букет цветов | Посадили семечко | |
Апрель | 26 | «Кем быть?» (профессии) | Профессии Шофёры | Воспитатель и Незнайка | Доскажи словечко Кому какой предмет? Кто что делает? Путаница Кто водит транспорт? На чём играет музыкант? | Этюд Кто я? |
27 | «К звёздам!» (космос) | На ракете | Космические путешественники | Астроном Отгадай Большой - маленький Один – много Четвёртый лишний Это правда или нет? | Импровизация В невесомости | |
28 | «В гости к Лунтику» (насекомые) | Гусеница Мотылёк Пауки и жуки | Комарик Пчёлка Бабочка | Угадай, кто? Назови ласково Один – много Кто как передвигается? Кто где? | Этюд Бабочка и жук | |
29 | «Спортландия» | Весёлая зарядка | Воздушный футбол | Доскажи словечко Один-много Кому нужен этот предмет? Четвёртый лишний А что у вас? | Штанга | |
Май | 30 | «Страна, где мы живём» | Наша страна | Мы | Что такое Родина? Столица Флаг, герб Подбери словечко Адрес Я – мы | На параде |
31 | «Здравствуй, лето!» | Облака | Летняя зарядка | Буриме Узнай по описанию Скажи наоборот Скажи ласково Летние развлечения | Этюд Добрый великан |
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика» - Санкт-Петербург, 2005
- Крупенчук О.И. «Пальчиковая гимнастика», Москва, 2005
- Косинова Е.М. «Большой логопедический учебник для самых маленьких», Москва, 2007
- Курмаева Э.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет», Москва, 2011
- Лебедева «Трудный звук – ты наш друг!», Москва, 2004
- Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить» – Москва, 2003
- Поваляева М.А. «Дидактический материал по логопедии» Ростов-на-Дону, 2002
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики – Москва, 2012
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – Москва, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-270934-1378703616.jpg)
рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика"
Вязание является народным ремеслом. Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа. Данная программа направлена на формирование культуры че...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-279719-1578924119.jpg)
Программа кружка "Математическая мозаика"
Программа кружка «Математическая мозаика» для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-964114-1508939109.jpg)
Рабочая программа кружка аппликаций "Мозаика"
Кружковая работа - это неотъемлемая часть воспитания. Предлагается рабочая программа кружка "Мозаика", с помощью которой можно заинтересовать каждого воспитанника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200579-1360587063.jpg)
Рабочая программа кружка "Математическая мозаика" для 5 класса
В программе представлены темы занятий математического кружка для обучающихся пятых классов ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107541-1548399928.jpg)
рабочая программа кружка "Пластилиновая мозаика"
Программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, имеющего нарушение интеллекта, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451825-1401177824.jpg)
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1506253-1705407393.jpg)
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа кружка «Ателье «Мозаика» (технология шитья из лоскутов)
Уровень программы: разноуровневаяВозрастная категория: от 9 до 14 летСостав группы: 19 человекСрок реализации: 1 год...