Программа коррекционного кружка "Игровая мозаика"
рабочая программа по теме
развивающие игры для детей 5-6 лет с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_mozaika.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционного кружка «Игровая мозаика»
(развивающие игры для детей 5-6 лет с нарушениями речи)
Актуальность:
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционной работы определяется продуманной системой, в которую включены ребёнок, учитель-логопед, воспитатель, родители, близкие. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными, играми. Выбор и использование методов определяется содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, индивидуально-психологическими особенностями детей. Но в отличии от логогруппы, где занятия проходят ежедневно, на логопункте занятия проходят три раза в неделю, что естественно недостаточно для детей, страдающих нарушениями речи. Поэтому, для наилучшего закрепления материала, отработки определённых артикуляционных укладов, расширения кругозора детей и наработки активного словаря был разработан кружок «Игровая мозаика». Каждой неделе соответствует определённая лексическая тема. Для каждой темы подобраны специальные игры и упражнения: на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, правильного дыхания, для развития лексико-грамматического строя речи, высших психических функций. Кружковые занятия не дублируют занятия, запланированные коррекционной программой детского сада, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях. Занятия в кружке ведутся 1 раз в неделю по 30 минут.
Направленность кружка « Игровая мозаика»:
Вся кружковая деятельность проводится в игровой форме. Почему игра? Да потому, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно игра становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, формирования личности ребёнка. С помощью игры на разнообразном игровом материале можно активизировать самостоятельную и познавательную активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся у детей знания об окружающем мире, создавать благоприятные ситуации к общению, побуждать к высказыванию мыслей, чувств. В данный сборник вошли игры по развитию артикуляционного аппарата, голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, игры на различных музыкальных инструментах (бубны, колокольчик, губная гармошка, барабан и др.), речедвигательные игры и упражнения, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи, игрогимнастика, психогимнастика и др.
Основные принципы программы кружка « Игровая мозаика»:
Систематичность и последовательность предлагаемого материала с постепенным усложнением. Концентричность – возвращение к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Единство обучающих, коррекционных и воспитывающих задач. Деятельный подход к технологии содержания работы.
Цель кружка: повысить эффективность коррекционно-образовательной работы, содействовать развитию речи детей.
Задачи:
- развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;
- развитие общей и мелкой моторики детей;
- укрепление речевого и артикуляционного аппарата;
- формирование правильного речевого дыхания;
- воспитание всесторонне развитой личности.
Правила игры с детьми:
- Начинать игру с игровых тренингов для развития речи, внимания.
- Игра должна приносить радость ребёнку.
- В играх действовать по принципу «от простого к сложному».
- Не требовать решения поставленной задачи с первой попытки.
- Проверять правильность решения задачи путём самоконтроля.
- Не сдерживать двигательную активность детей.
Методы и приёмы:
- Наблюдение.
- Индивидуальная игра.
- Совместные действия с ребёнком.
- Моделирование.
- Постановка проблемной задачи.
- Решение логических задач.
- Соревнование.
- Коррекционная работа с детьми с учётом педагогической диагностики.
Материальная база:
- Оборудование для развития общих движений.
- Игрушки для развития движений рук и ручных навыков.
- Игрушки для развития тактильного восприятия.
- Игрушки и средства для развития зрительного восприятия.
- Игрушки для развития слухового восприятия.
- Игрушки для развития мышления.
- Игрушки для развития речи и языка.
- Игрушки для социально-эмоционального развития.
- Материалы для изобразительного творчества.
- Средства для музыкального развития.
- Книги для детей.
Наш девиз: «Весело играем, речь развиваем!»
Список детей:
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. |
Тематическое планирование
Дата | № п/п | Название мероприятия | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата | Развитие лексико-грамматического строя и связной речи | Развитие высших психических функций |
Сентябрь | 1 | «Давай дружить!» | Мы – друзья! Дружные ребята | Весёлый язычок | Отгадай по описанию Я знаю 5 имён | Добрые слова |
2 | «Поездка в Диснейленд» (игрушки) | Весёлый мяч Карусель Непослушная неваляшка Найди игрушку | Поиграем Вертушки | Чудесный мешочек Один - много Скажи ласково Из чего сделаны? Магазин игрушек | Импровизация Тряпочная кукла | |
Октябрь | 3 | «Дед Егор зовёт во двор» (домашние животные) | На дворе | Кошка умывается Ослик | Мяу, Гав и другие Взрослые и детёныши Кто что ест? Кто кем становится? Посчитай-ка Кто как голос подаёт? Чей хвостик? Придумай кличку | Этюд Домашние животные |
4 | «Во саду ли в огороде…» (фрукты и овощи) | Урожай У Лариски две редиски Садовник Компот | Весёлый огород Узнай на вкус Узнай по запаху | Чудесный мешочек Посчитай-ка Что из чего делают? Назови ласково Закончи предложение Борщ и компот | Этюд Огородное пугало | |
5 | «К бабушке на оладушки» (семья) | Семья Моем руки | Месим тесто Печём блины Чей голосок? | Семья Собери и назови Чем похожи и чем отличаются? Скажи ласково Словесный портрет | Кто я? | |
6 | «Дождик шлёпает по лужам» (признаки осени) | Осенью Дождик | Осень Ветер и ветерок | Загадки Подбери действие Что бывает осенью К нам пришла…(осень) Хорошо - плохо | Этюд Солнце, тучи и дождик | |
Ноябрь | 7 | «О чём рассказал старый дуб?» (деревья и грибы) | Осенние листья Деревья-друзья По грибы Деревья и грибы | В лесной чаще Лесные звуки Грибок | Отгадай по описанию Подбери признак Узнай по части Какой листочек? Сосчитай до пяти Съедобный - несъедобный | Шишки, жёлуди, орехи |
8 | «Приключения маленькой Бабы Яги» (сказки) | В сказке Бабушка Яга | Неожиданные встречи | Буриме Отгадай по характеру Отгадай по предмету Скажи наоборот | Импровизация Сказочный герой | |
9 | «Десять птичек – стайка» | Птицы Летает – не летает Птичка песенки поёт | Птенцы Кукушка Дятел Аист | Доскажи словечко Посчитай-ка Скажи по-другому Четвёртый лишний У кого кто? Зимующие и перелётные | Игра-перевоплощение Мы птицы | |
10 | «Невероятные приключения детей и зверей» (дикие животные) | Орешки и скорлупки Зверобика | Непоседы и тихони Ёжик Зайчик Белочка Медведь Волк | Звериное семейство Кто что ест? Один-много Чья голова? Отгадай по описанию Кто где живёт? | Этюд Повадки зверей | |
Декабрь | 11 | «Мы построим дом и друзей позовём!» | У оленя дом большой Замок Зачем нам дом? | Строители | Из чего? Подбери признак Четвёртый лишний На что похоже? Чей домик? | Этюд Родимый дом |
12 | «Откуда стол пришёл?» (мебель) | Много мебели в квартире | Умельцы | Доскажи словечко Сосчитай-ка Назови ласково Куда что нужно? Что с чем? А что у вас? | Игра-перевоплощение мебель | |
13 | «Волшебница зима» (признаки) | Снег Вот на улице мороз Сосулька | Зимняя зарядка Звуки зимнего леса | Подбери слово Скажи ласково Без чего не бывает зимы? Следы на снегу | Импровизация Метелица | |
14 | «Самый лучший праздник!» (Новый год) | Новый год Ёлочный хоровод Бумажные снежки | Ёлочка красавица | Что за чудо-красота! Доскажи словечко Исправь ошибки Шутки от Мишутки | Пожелания | |
Январь | 15 | «Мороз трещит и колется» (зимние забавы) | Наступили холода Снеговик На улице Зимнее дерево | Зимние забавы | Четвёртый лишний Зимние словечки Чего не бывает зимой? Если …, то … | Настроение зимой |
16 | «Эти забавные животные» (животные жарких стран) | Черепаха Вверх-вниз Жираф | В зоопарке | Кто что ест? Отгадай по части Добавь словечко Четвёртый лишний Кто у кого? Составь слово | Импровизация Где обедал, воробей? | |
17 | «Приключения Стобеда» (человек, части тела) | Мимическая зарядка Мои друзья Что? Где? Зеркало | Человечек Это я! | Скажи правильно Назови ласково Для чего? Доскажи словечко Великан и гномик Если …, то … | Любопытная Варвара | |
Февраль | 18 | «Иголка, нитка, узелок» (одежда, обувь, головные уборы) | Я умею Одежда Туфельки для Маши | Рассеянный с улицы Бассейной | Один – много Что из чего – какое? Маленькие модельеры Чем похожи (отличаются)? Часть и целое Чьи вещи? | Этюд Шляпы |
19 | «Город машин» (транспорт) | Едем, летим или плывём? Пролетает самолёт | Моторчик Машина Вверх и вниз | Четвёртый лишний Раздели на части Назови одним словом Один – много Кто чем управляет? Из чего сделано? | Изобрази водителя или пассажира | |
20 | «Подводные жители» | Рыбка-озорница Опасное купание Удочка | Море | Рыболов Отгадай Чего не хватает? Один – много Четвёртый лишний Это правда или нет? | Импровизация Под водой | |
21 | «Защитники Отечества» | Мы играем Пограничники Бойцы-молодцы | А ну-ка, повтори! | Наша армия Военные профессии Нас много Скажи правильно Закончи мысль | Этюд Стойкий солдатик | |
Март | 22 | «Маму свою очень люблю» | Мамочка моя Помощники | Для мамы | 8-е Марта Скажи ласково Мама умеет Словесный портрет Добрые советы | Самая лучшая |
23 | «О чём поют воробушки?» (признаки весны) | Весна-красна Кап, кап! Ветерок | Распускаются почки… | Слушай, думай, отвечай Без чего не бывает весны? Скажи ласково Один – много Посчитай-ка Подбери признак Скажи наоборот | Этюд На солнышке | |
24 | «У бабушки Федоры» (посуда) | Моем посуду Накрываем на стол Подбери по рисунку | Самовар кипит… | Отгадай Четвёртый лишний Части посуды Как называется? Чего не хватает? Скажи ласково Можно и нельзя | Импровизация Хрупкая чашка и пузатый самовар | |
25 | «Раз ромашка, два вьюнок» (цветы) | Цветик-колокольчик Утром и вечером | Дюймовочка Одуванчик | Отгадай Чем похожи и чем отличаются? Один – много Части растения Я знаю пять названий… Букет цветов | Посадили семечко | |
Апрель | 26 | «Кем быть?» (профессии) | Профессии Шофёры | Воспитатель и Незнайка | Доскажи словечко Кому какой предмет? Кто что делает? Путаница Кто водит транспорт? На чём играет музыкант? | Этюд Кто я? |
27 | «К звёздам!» (космос) | На ракете | Космические путешественники | Астроном Отгадай Большой - маленький Один – много Четвёртый лишний Это правда или нет? | Импровизация В невесомости | |
28 | «В гости к Лунтику» (насекомые) | Гусеница Мотылёк Пауки и жуки | Комарик Пчёлка Бабочка | Угадай, кто? Назови ласково Один – много Кто как передвигается? Кто где? | Этюд Бабочка и жук | |
29 | «Спортландия» | Весёлая зарядка | Воздушный футбол | Доскажи словечко Один-много Кому нужен этот предмет? Четвёртый лишний А что у вас? | Штанга | |
Май | 30 | «Страна, где мы живём» | Наша страна | Мы | Что такое Родина? Столица Флаг, герб Подбери словечко Адрес Я – мы | На параде |
31 | «Здравствуй, лето!» | Облака | Летняя зарядка | Буриме Узнай по описанию Скажи наоборот Скажи ласково Летние развлечения | Этюд Добрый великан |
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика» - Санкт-Петербург, 2005
- Крупенчук О.И. «Пальчиковая гимнастика», Москва, 2005
- Косинова Е.М. «Большой логопедический учебник для самых маленьких», Москва, 2007
- Курмаева Э.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет», Москва, 2011
- Лебедева «Трудный звук – ты наш друг!», Москва, 2004
- Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить» – Москва, 2003
- Поваляева М.А. «Дидактический материал по логопедии» Ростов-на-Дону, 2002
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики – Москва, 2012
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – Москва, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика"
Вязание является народным ремеслом. Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа. Данная программа направлена на формирование культуры че...
Программа кружка "Математическая мозаика"
Программа кружка «Математическая мозаика» для 5 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа ...
Рабочая программа кружка аппликаций "Мозаика"
Кружковая работа - это неотъемлемая часть воспитания. Предлагается рабочая программа кружка "Мозаика", с помощью которой можно заинтересовать каждого воспитанника....
Рабочая программа кружка "Математическая мозаика" для 5 класса
В программе представлены темы занятий математического кружка для обучающихся пятых классов ...
рабочая программа кружка "Пластилиновая мозаика"
Программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, имеющего нарушение интеллекта, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной рабо...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа кружка «Ателье «Мозаика» (технология шитья из лоскутов)
Уровень программы: разноуровневаяВозрастная категория: от 9 до 14 летСостав группы: 19 человекСрок реализации: 1 год...