Игра по русскому языку "Форд Боярд"
презентация к уроку (10 класс) на тему

Андреева Елена Васильевна

Игра закрепляет знания детей об изученных частях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_russkomu_yazyku.pptx1.14 МБ
Файл igra_po_russkomu_yazyku.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра по русскому языку «Форд – Боярд »

Слайд 3

Разминка Их столько, сколько звезд на небе! Слова Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. Глагол

Слайд 4

«Самый внимательный» Задание: посчитать, сколько раз в тексте употребляется глагол. Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка . Чурка был парень тихий - больше молчал, чем говорил. А жена его - Пигунайка -больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь. Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняется. Станет рыбу ловить - до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдет. А уж курить чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается. Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали! Три дела были и у Пигунайки : говорить, спать да сны разгадывать. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Ну, а сны Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают, сбудется ли то, что Пигунайка говорит, - не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали. (По Д.Нагишкину )

Слайд 5

« Перепутаница ». Задание: Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределенную форму Собака хрюкает Волк блеет Овца лает Свинья гогочет Гусь кудахчет Кузнечик мяукает Кошка стрекочет Курица воет

Слайд 6

«Где глагол?» Задание: Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова. Ведро дало течь , и вода стала течь . Мама стала печь пироги, а сын на печь залез. Снежное покрывало покрывало все поле. Мы получили хорошие вести . Надо вести брата в садик.

Слайд 7

Испытание временем Задание : Образуйте новые формы глаголов 3 лица, ед. ч.: слышать рисовать видеть говорить

Слайд 8

Испытание спряжением Задание: Определите спряжение глаголов. Плач… капризное дитя. Ет или ит ? С раннего утра свет… яркое солнце. Ет или ит ? Девочка рису… синим карандашом. Ет или ит ? Под зеленой елкой леж … подарки. Ат или ят ?

Слайд 9

«КТО БЫСТРЕЕ»? Задание: Продолжить пословицу, объяснить написание – ться , - тся в глаголах. На карточках письменно вставляете ь знак там, где он необходим и соединяете начало и конец пословицы. Кто умеет веселит_ся , (…) Не надо хвалит_ся , (…) Кто любит трудит_ся , (…) Кто хочет от жизни толку добит_ся , (…) тот должен много трудит_ся . тому без дела (не) сидит_ся . коли (не) знаешь, как рожь родит_ся . того горе боит_ся .

Слайд 10

Проверяем 1). Кто умеет веселиться, того горе боится. 2). Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. 3). Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 4). Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.

Слайд 11

Замени одним словом Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Вставлять палки в колеса – Обвести вокруг пальца – Выбиться из сил – Пропустить мимо ушей – Зарубить на носу –

Слайд 12

Составьте высказывание. "ГЛАГОЛ ПРИДАЕТ РЕЧИ ЖИЗНЬ – ПРИСУТСТВИЕМ СВОИМ ЖИВОТВОРИТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА” Н.Греч .



Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328  Нижегородская область, Дивеевский район, п. Сатис,

улица Московская, дом 42

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ТЕМА: «Игра по русскому языку «Форт Боярд»».

                                                                         Учитель письма и чтения

                                                                                      Андреева Елена Васильевна

2012-2013 учебный год

Цель: Повторить и закрепить ранее пройденный материал, используя необычную, соревновательную форму занятия.

Задачи:

образовательные:

  1. Совершенствовать умение различать лицо глаголов, определять время, число глаголов.
  2. Формировать у обучающихся умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

 коррекционно - развивающие:

  1. 1. Способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия через работу с      различными  источниками информации.
  2. Способствовать развитию и коррекции внимания через выполнение заданий.
  3. Способствовать коррекции памяти через многократное повторение  материала.
  4. Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.

воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в коллективе.
  2. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,

Компьютерное сопровождение урока:  презентация.

Раздаточный материал: тематические картинки, карточки на закрепление материала.

                                   Ход мероприятия:

  1. Организация начала мероприятия.

Цель: подготовить обучающихся  к работе.

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

 Будем в Форд Боярд играть.

Мы отвечаем дружно

И здесь сомненья нет, -

Сегодня будет дружба владычицей побед!

  1. Сообщение темы и цели.

Цель: сообщить  тему; поставить перед обучающимися цель.

- Ребята,  скажите, вы любите путешествовать?. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное.  Мы совершим интересное виртуальное путешествие в «Форт Боярд». Как вы думаете, что это такое?   (укрепленная крепость постройки середины 19 века, расположенная у берегов Франции в море в Бискайском заливе).

«Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников (двум командам, с 2010 года) необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Цель игры — охота за сокровищами форта.

В игре принимают участие одновременно две команды, в каждой по 2 игрока. Вам задание: придумать название команды.

Дорога нам предстоит дальняя, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим «Форт Боярд». А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели, изучая тему «Глагол».

Прежде чем отправиться в путешествие, объясняю условия игры: за каждое правильно выполненное задание вы получаете ключи.  В конце игры у вас должно быть всего 7 ключей и слов-подсказок, из которых вам нужно будет составить высказывание. Только при этом условии вы получите клад.

Итак, готовы отправиться в «Форт Боярд»? Начинаем.

III. «Разминка»

Вам нужно ответить на 2 вопроса мудреца:

1).О чем говорится в загадке?

 Их столько, сколько звезд на небе!

 Правильно, в загадке говорится о словах.

«Видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около 3 тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так писал автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

2).  О чем говорится в стихотворении?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

- Правильно, в стихотворении говорится о глаголе.    

Глагол – это весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, играть – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.

Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:

"Глагол является основой языка.

Найти верный глагол для фразы -значит, дать движение фразе”.

 - Русский язык чрезвычайно богат глаголами.  О глаголе расскажет нам Алена. Пожалуйста, тебе слово.

Слово "глагол” пришло к нам из старославянского языка. Глаголить – говорить. Одним из его значений было слово "речь”, "речь вообще”. Именно в этом смысле в стихотворении А.С.Пушкина "Пророк” звучат строки "Глаголом жги сердца людей”. Именно с помощью глагола мы узнаем, что в мире двигается, говорит, меняет краски, звуки. Вместе с именем существительным глагол – чемпион по употребляемости.

  - Что такое глагол? Дайте определение глагола.

1. Что обозначает глагол? (действие)

2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

3. Как изменяется глаголы? (по временам)

4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)

5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)

6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)

Молодцы! Справились с разминкой, вижу, что вы готовы к игре, а теперь переходим к основным испытаниям

IV.На нашем пути  препятствие №1.«Самый внимательный»

Задание: посчитать, сколько раз в тексте употребляется глагол.

Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка. Чурка был парень тихий - больше молчал, чем говорил. А жена его -Пигунайка -больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь.

Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняется. Станет рыбу ловить  - до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдет. А уж курить чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается. Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали!

Три дела были и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Ну, а сны  Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают, сбудется ли то, что Пигунайка говорит, - не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали.            (По Д.Нагишкину)

Умницы! Вы справились с 1 испытание и заработали 1 ключ!  

Слово - подсказка

V. На нашем пути  препятствие №2. «Перепутаница».

Задание: Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределенную форму

Собака                   хрюкает

Волк                       блеет

Овца                       лает

Свинья                   гогочет

Гусь                        кудахчет

Кузнечик                мяукает

Кошка                    стрекочет

Курица                   воет

 Проверяем по карточкам. Образец на слайде.

Умницы! Вы справились с 2 испытание и заработали 2 ключ!    

Слово - подсказка

VI. Испытание № 3 «Где глагол?».

Задание: Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

Вы справились с очередным испытанием. Ключ ваш.              

   Слово - подсказка              

VII.  Испытание временем № 4

 Вопрос: Как изменяются глаголы? По временам.

 Задание на карточках: Образуйте новые формы глаголов 3 лица, ед. ч.: слышать, рисовать, видеть, говорить

 Проверяем!

Прошедшее время – слышал, рисовал, увидел, говорил.

Настоящее время -  слышит, рисует, видит,говорит.

Будущее время-будет слышать,будет    рисовать, увидит,    будет  говорить.

 Так держать! 4 ключ у вас в руках.                                                      

Слово - подсказка

VIII. Испытание спряжением № 5

 Вспомните. Как определить спряжение глагола?

1. Указать ударение. Если окончание ударное, то – ешь, - ет, - ут (-ют) – 1 спр., -ишь, - ит, - ат (ят) – 2 спр.

 Ребята, а какая самая трудная тема при изучении глагола? (Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения).

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

1. Поставить глагол в неопределенной форме

2. Определить, какая гласная стоит перед – ть

Ко 2 спр. относятся:

а) все глаголы на –ить (кроме брить, стелить)

б) 7 глаголв на –еть

в) 4 глагола на – ать

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

Задания индивидуальны. Устное объяснение по одному( 2 человека от 1 команды, 2 – от другой). Определите спряжение глаголов.        

 Плач.. капризное дитя.    Ет или ит ?

 С раннего утра свет..  яркое солнце.    Ет или ит ?

 Девочка рису… синим карандашом.   Ет или ит ?

 Под зеленой елкой леж… подарки.     Ат или ят?

Слово - подсказка

IX. Испытание № 6 «КТО БЫСТРЕЕ»?

Задание: вспомните орфограмму «Правописание глаголов на – тся и – ться».

 Продолжить пословицу, объяснить написание –ться, -тся в глаголах.    На карточках письменно вставляете ь знак там, где он необходим и соединяете начало и конец пословицы.

1). Кто умеетвеселит_ся, (…)

2). Не надо хвалит_ся, (…)

3). Кто любиттрудит_ся, (…)

4). Кто хочет от жизни толку добит_ся, (…)

1) тот должен много трудит_ся.

2) тому без дела (не) сидит_ся.

3) коли (не) знаешь, как рожь родит_ся.

4) того горе боит_ся.

 Карточки отдаем на проверку жюри, а мы с вами проверяем устно.

1). Кто умеет веселиться, того горе боится.

2). Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.

3). Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

4). Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.

Объясните написание глаголов не знаешь, не сидится.

 Молодцы! Ключ № 6 вы заработали.

 Слово - подсказка

Осталось совсем немного и вы получите клад!

X. Испытание № 7 Замени одним словом

Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Окончание выдели.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

Какую изученную орфограмму вы здесь можете назвать? (ь знак после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. числа) Молодцы! У вас все получилось. Очередной ключ ваш.

Умницы! Последний ключ № 7 ваш.                    

Слово - подсказка  Теперь у вас все 7 ключей! 7 слов – подсказок.

Добыть сокровища можно только выполнив последнее  задание:

XI. Составьте высказывание.

"ГЛАГОЛ ПРИДАЕТ РЕЧИ ЖИЗНЬ – ПРИСУТСТВИЕМ СВОИМ ЖИВОТВОРИТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА” Н.Греч.

Вы – большие молодцы! Ваши знания  - это и есть найденные сокровища!

  - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое. Спасибо за работу на уроке!

XII. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по русскому языку "Своя игра"

Данная разработка содержит материал для проведения игры по русскому языку по типу игры "Своя игра". Она позволит повторить пройденный материал за курс 5-6 классов...

Внеклассное мероприятие. Игра "Ключи от форта Боярд"

В игре участвуют две команды. Команды должны пройти ряд испытаний (этапов). За каждый успешно пройденный этап команда – победитель получает ключ. Ключ дает право открыть букву в записанных словах на б...

Урок – игра «Ключи от Форта Боярд»

Урок – игра  по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"...

Игра "Ключи от Форд Боярд"

Игра  проведена в 9 -10 классах .Игра проводилась в рамках недели математики .Игра развивает интерес к математике, развивает логику, мышление и умение работать в коллективе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Интерактивная игра по русскому языку "Своя игра"

игра-повторение по русскому языку...