Игра по русскому языку "Своя игра"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Данная разработка содержит материал для проведения игры по русскому языку по типу игры "Своя игра". Она позволит повторить пройденный материал за курс 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoya_igra_6_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку

«Своя игра»

 Правила игры: класс разделить на равные бригады по 6 человек. Игра проводится в три раунда, в первом раунде 24 вопроса, во втором – тоже, в третьем – один. Вопросы разбиты на шесть категорий (в каждом по четыре). В первом раунде их стоимость от 10 до 40 очков, а во втором – от 20 до 80, в третьем раунде ученики устанавливают цену сами. До начала игры участники каждой бригады имеют право выбрать участников первого раунда, второго раунда и третьего.

На доске чертится поле, на котором написаны категории и стоимость каждого вопроса. На доске же ведется подсчет очков. За правильный ответ ученик получает количество очков, равное стоимости вопроса. При неправильном ответе это количество очков отнимается. Перед началом игры у каждой команды по 50 очков.

Начинается первый раунд. Игровые места занимают первые   участники от каждой бригады. Они разыгрывают первые двенадцать вопросов.  Кто начинает, определяется по жребию. В дальнейшем право выбора получает правильно ответивший игрок. Если никто правильного ответа не дает, то выбор остается за прежним участником. Далее игроков сменяют вторые номера от каждой бригады, они разыгрывают оставшиеся двенадцать вопросов.

Во втором раунде участвуют по три игрока от бригады. Они сменяют друг друга, выбрав восемь вопросов.

В третьем раунде участвуют по одному человеку от каждой бригады. Два помощника, один из которых ведет подсчет предложенных вопросов на каждом этапе, второй – на доске ведет подсчет очков.

1 раунд

Лексика

10 – Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению? (омонимы)

20 – Это женское имя является и именем нарицательным. (Надежда, Вера, Любовь)

30 – Она бывает длинная, густая, светлая, темная, или острая, блестящая, или песчаная, узкая. Что это? (коса)

40 – Какое хлебобулочное изделие оставляет человека абсолютно спокойным даже при большом желании хозяина видеть его у себя в гостях? (калач – калачом не заманишь)

Простой вопрос

10 – Наука об именах собственных. (ономастика)

20 – как называются слова типа МВД, МПС, МГУ? (сложносокращенные, аббревиатура)

30 – Что общего у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге? (корень)

40 – В какую букву надо поместить слово – согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О поместить слово-согласие «ДА» = вода)

Народная мудрость

10 – Он здоровый в здоровом теле. (дух)

20 – В нее лезет задиристый человек, только усугубляя ситуацию. (бутылка)

30 –Она пуще неволи.  (охота)

40 – Заведение, пишущее, пока не прикрыли.  (контора)

Сообразительны ли вы?

10 – Весь ли глаз берегут, охраняя очень ценную вещь? (зеницу ока)

20 – На что дышит человек, которому недолго осталось жить? (на ладан)

30 – Что надо испортить на лице, чтобы крепко запомнить что-либо? (зарубить на носу)

40 – Если вы начинаете дело с ходу, сразу, считается, что вы трогаете мужа коровы за костяной вырост на голове. (быка за рога)

Анаграммы (это слова, переставив буквы в которых, не убирая и не прибавляя ничего, можно получить новое, полнозначное слово)

10 – куст (стук)

20 – кара (арка)

30 – шутка (штука)

40 – плеск (склеп)

Проверим вашу грамотность

(Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку)

10 – Я одел пальто и пошел гулять (Надел)

20 – Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб? (У рыб нет зубов)

30 – Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.

40 – Степа присел на пенек, собиравший грибы.

2 раунд.

Фразеология

20 – Вспомните фразеологизм со значением «молчать». (закрыть рот на замок)

40- - Иногда мы употребляем выражение «От А до Я», что значит «все на свете», «от начала до конца». Почему же до реформы русской азбуки в 1918 году говорили «от Аза до Ижицы»?

60 – Каково происхождение выражения «А король-то голый!» и что оно обозначает. (из сказки Андерсена, остался ни с чем)

80 – О чем идет речь? «Не цветы, а вянут; не ладоши, а хлопают; не белье, а их развешивают» (уши)

Лексика

20 – В словарный запас каждого школьника входит слово «наизусть». Назовите исторических родственников этого слова. (уста, устно)

40 – Все вы знаете басню Крылова «Квартет». А как она называлась бы, если бы музыкантов было бы восемь? (октава, октет)

60 – Монолог, монография, монолит, монотонно – что означает их общая часть? (один)

80 – Какое свойство русской лексики использует автор: вечером Мила в садике  клумбу разбила. Брат ее, мальчик Иван, тоже разбил … стакан. (омонимия)

Словари

20 – Чем знаменит В.И.Даль?

40 – Что можно узнать в этимологическом словаре?

60 – Назовите пять видов лингвистических словарей. (орфографический, фразеологический, словарь трудностей, толковый, словарь синонимов, антонимов и т.д.)

80 – В каком словаре можно узнать о правильном произношении слов? (орфоэпическом)

Проверим вашу грамотность

20 – Моя подруга не уверена в свои силы.

40 – Замените русским словом слово «реставрация». (восстановление)

60 – Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.

Народная мудрость

20 – Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (карман)

40 – Он сыплется из старой вещи.  (песок)

60 – Ненужная вещь в чужом монастыре. (устав)

80 – Что можно проесть на голове? (плешь)

Сообразительны ли вы?

20 – С какой частью тела сравнивают очень одинокого человека? (с пальцем, один как перст)

40 – Какое животное нужно съесть человеку, чтобы доказать, что он очень хорошо разбирается в данном деле? (собаку)

60 – Что иногда приходится положить на кухонную мебель, когда очень хочется есть, но нет денег? (зубы на полку)

80 – Может ли голова умного человека приготовить еду? (да, если она варит)

3 раунд (количество очков определяют участники)

Не прикасаясь к схемам рукой, лишь глазами отследите, каким цифрам соответствуют буквы, расставьте их по порядку, и вы сможете прочитать слова, из которых составится загадка.

12

14

4

7

17

2

11

21

1

8

19

10

15

5

6

16

20

3

13

18

9

а

а

з

ч

у

т

Н

а

ч

и

о

в

л

В

у

е

к

о

ч

р

Т

 

«Что звучит в начале урока?» (ответ: буква «У»)

Подсчет очков, награждение победителей.

I раунд

Л  е  к  с  и  к  а

П  р  о  с  т  о  й       в  о  п  р  о  с

Н  а  р  о  д  н  а  я    м  у  д  р  о  с  т  ь

С  о  о  б  р  а  з  и  т  е  л  ь  н  ы    л  и    в  ы ?

А  н  а  г  р  а  м  м  ы

П  р  о  в  е  р  и  м     в  а  ш  у    г  р  а  м  о  т  н  о  с  т  ь

II раунд

Ф  р  а  з  е  о  л  о  г  и  я

Л  е  к  с  и  к  а

С  л  о  в  а  р  и

П  р  о  в  е  р  и  м     в  а  ш  у    г  р  а  м  о  т  н  о  с  т  ь

Н  а  р  о  д  н  а  я    м  у  д  р  о  с  т  ь

С  о  о  б  р  а  з  и  т  е  л  ь  н  ы    л  и    в  ы ?

III раунд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Интерактивная игра по русскому языку "Своя игра"

игра-повторение по русскому языку...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...