КОНСПЕКТ интегрировано - образовательной деятельности в специализированной средней группе (нарушение зрения) Тема: «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» подгрупповое занятие
план-конспект занятия на тему

Чекинева Татьяна Николаевна.

Конспект интегрировано-образовательной деятельности в специализированной средней группе для детей с нарушениями зрения. Тема занятия "Осень в гости к нам пришла". Занятие подготовлено для подруппы детей с косоглазием и амблиопией. Предлагается четкая структура занятия с игровыми приемами, элементами здоровьесберегающих технологий таких как: зрительная гимнастика, упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Росинка» комбинированного вида

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

интегрировано - образовательной деятельности

в специализированной средней  группе

(нарушение зрения)

Тема: «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»

подгрупповое занятие

Подготовила :

учитель-дефектолог

высшей категории

Чекинева Татьяна Николаевна

г. Кумертау, 2013

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  1. Знакомить  детей с характерными признаками осени.
  2. Закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, в мире людей, животных и птиц.
  3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
  4. Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художественной выразительности стихи, загадки

 Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать пространственное  мышление  и зрительно поисковую функцию глаз.
  2. Развивать глазомер, умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвету)
  3. Обогащать чувственный опыт детей и тренировка всех сохранных анализаторов (слухового, тактильного, двигательного, зрительного)
  4. Развивать зрительное цветовосприятие и цветоразличение. Учить дифференцировать желтый, оранжевый, коричневый , зеленый цвета.
  5. Закреплять знания о геометрических фигурах: круге, овале, учить видеть их в предметах и объектах природы, окружающей обстановке.
  6. Развитие памяти и смысловой догадливости при отгадывании загадок.
  7. Развитие зрительного целенаправленного восприятия сюжетной картины; обучение алгоритму зрительного анализа несложного сюжета
  8. Продолжать учить ориентировки на микроплоскости (картине); закреплять понятия «верх-низ», «слева-справа»

Коррекционно-речевые:

  1. Продолжать обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине, используя карточки-схемы.
  2. Учить детей образовывать прилагательные от существительных, включать в активный словарь названия деревьев и листьев: дуб- дубовый;  клен- кленовый;  береза- березовый)
  3. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных..
  4. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  5. Продолжать учить согласовывать движения с речью. 
  6. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к ориентировке  через игру и умение к самостоятельному выполнению коррекционных заданий.
  2. Воспитывать любовь и бережное, заботливое отношение к природе.
  3. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Демонстрационный материал:

  • Набор сюжетных картинок  «Времена года »
  • Картина “Осень”, изготовленная по принципу динамических картинок.
  • Корзинка с осенними листьями  (березовый, кленовый, дубовый) из бумаги  желтого, оранжевого, коричневого, зеленого цвета
  • Карточки-схемы для обучения рассказыванию и зрительному анализу сюжетной картины
  • Мобиль «Осень»

Раздаточный материал:

  • Индивидуальные листы с заданиями:

«Раскрась листочки так, как я скажу»

«Нарисуй, как падают листочки»

  • Фломастеры , цветные карандаши

Предварительная работа:

  • Наблюдения за изменениями в природе осенью,
  • Рассматривание иллюстраций, беседы,
  • Прогулки  в осенний парк, по экологической тропе в детском саду
  • Чтение рассказов и стихов о временах года

Методические приемы:

  • игровой,
  • наглядный (использование иллюстрации),
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивид. ответы детей).

Структура проведения:

I.Организационная часть.

  •  Упражнение на мотивацию «Поможем осени»
  • Упражнение  на активизацию зрительных функций «Найди картинки об осени»

II. Основная часть. (работа по теме)

1.Рассматривание сюжетной картины “Осень” (с помощью карточек-схем)

  • Упражнение на развитие связной речи «Приметы осени»
  • Упражнение на ЗКР и на  развитие речевого дыхания 

«Сильный - слабый ветерок»

  • Упражнение  на снятие зрительного напряжения  «Листопад»

2.Работа по сюжетной картине «Осень»

  • Дидактическая игра на цветоразличение  «Соберем листочки по цвету»
  • Дидактическая игра на ориентировку в микропространстве  и на соотнесение объектов с геометрическими фигурами

«Деревья осенью»

  • Дидактическое упражнение на совмещение с контурным изображением  «Украсим деревья листочками»
  • Упражнение на развитие ЗКР «Стихи про осень»

3.Закрепление знаний и умений по теме (работа за столом )

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Дерево» «Солнышко и тучка» «Осенние листочки»
  • Упражнение на развитие прослеживающей  функции глаз

«Раскрась листочек так, как я скажу»

«Проведи дорожку, по которой летит листочек »

III.Заключительная  часть. Итог занятия

  • Упражнение на обобщение знаний и  развитие памяти «Вспомни и скажи»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

I.Организационный момент

Упражнение на мотивацию 

«Поможем осени»

-Ребята! К нам сегодня на занятия пришли гости. Поздоровайтесь.

 Послушайте и отгадайте загадку

«Без красок и без кисти

раскрасила все листья?

Кто это?»

-Верно. Это осень. Она передала нам в группу картину это ее подарок.

- Осень очень торопится завершить все свои осенние дела и не успела, что-то доделать  на картине. Она просит нас ей помочь в этом.

-Ребята! Вы согласны помочь Осени

Упражнение на активизацию зрительных функций

«Найди картинки об осени»

 - Дети! Для того чтобы начать помогать Осени, нам нужно найти все картинки с осенним сюжетом.

Дети здороваются

Это осень.

Да.

Дети подходят к доске, где расположены картинки «Времена года»- и зрительно находят все картинки с осенним сюжетом.

II. Основная часть занятия (работа по теме)

I.Рассматривание сюжетной картины “Осень”   (с помощью карточек-схем)

Упражнение на формирование зрительных представлений и на развитие связной речи «Приметы осени»

-Ребята! Осень оставила для нас карточки-подсказки. Они и помогут найти нам то, что в картине не в порядке.

Первая карточка поможет рассказать об  осеннем солнце.

-Какое солнце осенью?

Вторая карточка поможет рассказать об осеннем небе.

- Какое небо осенью?

Третья карточка поможет рассказать о том, что происходит осенью на земле.

-Какая земля осенью?

Четвертая карточка поможет рассказать об одежде людей осенью.

-Что надевают осенью люди?

Пятая карточка поможет рассказать о деревьях осенью.

-Что происходит с деревьями осенью?

-Как называют явление, когда падают листья?

-Правильно. Листопад.

Упражнение на развитие фонематического слуха, речевого дыхания 

«Сильный - слабый ветерок»

-Ребята! Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь — как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь подуем на осенний мобиль, и увидим ветер.

Упражнение для глаз на снятие зрительного напряжения 

 «Листопад»

Осень дала мне целую корзинку с осенними листьями.

Ребята! Посмотрите, какой получается листопад

         Ветер северный подул

         Все листочки с деревьев сдул

         Полетели, закружились

         И на землю опустились

2.Работа по сюжетной картине «Осень»

Дидактическая игра на цветоразличение

«Соберем листочки по цвету »

-Ребята! Что получилось у нас  внизу на полу.

-Какого цвета листья?

- Дина соберет все желтые листочки.

 - Глеб соберет все коричневые листочки.

 - Никита соберет все оранжевые листочки.

-Ребята! В какое  время года листья на деревьях все зеленые и на березе, и на дубе, и на клене ?

-Верно. Летом. Соберите зеленые листочки  все вместе.

Дидактическая игра на соотнесение с геометрическими фигурами 

 «Деревья осенью»

-Ребята! рассмотрите еще раз внимательно картину. Кто догадался, что же не успела сделать Осень?

-Верно. Как называется дерево, которое расположено в середине картины?

Ребята! Посмотрите - это крона у березы

- Скажите, на какую геометрическую фигуру похожа крона березы?

-Как называется дерево, которое расположено справа от березы?

Как называется дерево, которое расположено слева от березы?

На какую геометрическую фигуру похожа крона клена и дуба?

Дидактическое упражнение

«Украсим деревья листочками»

-Ребята! Сколько больших  деревьев на картине?

Правильно -  это дуб, береза и клен. Вам надо березовые листочки разместить на кроне березы, дубовые на кроне дуба, кленовые листочки на кроне клена.

-Какого цвета листики у дуба?

-Какого цвета листики у клена?

-Какого цвета листики у березы?

- Дети! Скажите ,

     лист с дуба – это  какой лист?

    лист с березы- это какой лист?

    лист с клена – это какой лист?

Я скажу слово лист, а вы скажите о нем ласково

дерево

ветка

Упражнение на развитие

четкости звукопроизношения 

 «Стихи про осень»

-Ребята, вот вы и помогли Осени , устранили непорядок  в картине.

- А сейчас вы прочтем  стихи об осени

3.Закрепление знаний и умений по теме (работа за столом )

Ребята! За стол сядет тот ребенок, который украшал березу (дуб, клен)

Упражнение на развитие моторики рук

«Дерево» «Солнышко и тучка»

Ребята! Поставьте одну руку на стол (на локоть), раскройте ладошку, растопырьте свои пальчики - это у нас будет солнышко, а теперь сверните пальчики в кулачок - это у нас будет тучка. Солнышко - кулачок раскрывается, тучка -кулачок собирается. ( повторяю несколько раз).

 А теперь поставим рядом вторую ручку. Одна рука у нас будет солнышко показывать, а другая рука- тучку. Потом наоборот (повторяю несколько раз).

Упражнение на развитие прослеживающей функции глаз

 «Раскрась листочек так, как я скажу» «Проведи дорожку, по которой летит листочек »

Дети раскрашивают на индивидуальных листах задание :

 листочек справа зеленым цветом – какой он летом , слева какой он осенью

Затем проводят по точкам «дорожку, по которой летит листочек »

(показ картины, вопросы  детям, при необходимости помощь с ответами).

Солнце осенью мало светит и не греет.

Небо осенью хмурое, серое, темное, часто идут дожди.

Осенью земля мокрая, на земле лежит ковер из листьев; трава засыхает, много луж ,

Люди осенью надевают теплую одежду: куртки, плащи, шапки, сапоги, теплые брюки.

Деревья осенью сбрасывают листья.

Листья на деревьях осенью становятся разноцветными и опадают.

Это листопад.

Дети произносят звук С-С-С

И звук  Сь - Сь –Сь

И дуют на мобиль с листочками

учитель-дефектолог рассыпает листья сверху вниз. Дети смотрят, как летят листочки- снятие зрительного напряжения

Ковер из листьев

Листья разноцветные

Дети выполняют задание

На полу остаются только зеленые листья

Летом листья на всех деревьях зеленые

Осень не успела раскрасить листочки на деревьях.

Это дерево береза.

(учитель-дефектолог лазерной указкой обводит по кроне березы,  дети следят глазами)

Крона березы похожа на овал

Это дерево клен

Это дерево дуб

Крона клена и дуба похожа на круг

На картине 3 больших дерева.

Дети совмещают листочки с контурным изображением на картине

Коричневые

Оранжевые

Желтые

Лист с дуба - дубовый

Лист с березы -  березовый

Лист с клена  -кленовый

Листочек

Деревце

веточка

Дети читают стихи об осени

Дети садятся за столы

Пальчиковая гимнастика по теме

Дети повторяют движения по показу.

III.Заключительная часть Итог занятия.

Игровое упражнение на обобщение знаний и на развитие памяти  

«Вспомни и ответь»

-Какое время года сейчас?

-Что передала Осень детям?

-Что не успела доделать Осень на картине?

-С какого дерева собирала листочки Дина (Глеб,Никита)

Дети передают листочек и отвечают на вопросы

-Какие приметы Осени  увидели на картине?

На какую геометрическую фигуру похожа крона березы (дуба, клена)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрировано - образовательной деятельности в специализированной средней группе (нарушения зрения) Тема: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» индивидуальное занятие

Конспект  интегрировано - образовательной деятельности в специализированной средней  группе (нарушение зрения) на тему "Прогулка в осенний лес" подготовлен для индивидуального проведен...

Конспект интегрированно-образовательной деятельности в специализированной подготовительной группе (нарушения зрения) Тема: "УРОКИ АВТОШКОЛЫ" фронтальное занятие

Конспект фронтального занятия разработан для детей подготовительной группы с нарушениями зрения. В ходе проведения занятия решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательные:Обобщить и систематизи...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...