Индивидуальная (коррекционная) программа
рабочая программа на тему
Индивидуальная (коррекционная) программа логопедического сопровождения учащегося 5 класса, имеющего неврозоподобное заикание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsd_individualnaya_korrek_programma.rar | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей-логопедов Пр № _ от _________2013 г. _________Бабина Л.Ф. | ''Утверждаю'' Директор ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 26 V вида: _________ Максимова Л.И. |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26 V вида»
Индивидуальная (коррекционная) программа логопедического сопровождения учащегося 5 класса, имеющего неврозоподобное заикание
на 2013-2014 учебный год
Учитель-логопед Воронова С.Д.
Пояснительная записка
Сахно В. 5-й класс
Режим занятий:
Мероприятия: 3 раза в неделю
Всего: 84 часов
Характеристика:
неврозоподобное заикание, присутствуют сопутствующие речевые и двигательные расстройства: ненужные слова «вот это», притопывание ноги, наклон туловища вперед, произнося определенные звуки, слова и предложения на вдохе, недостатки словаря и грамматические структуры речи, темп речи замедленный, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия).
Цель: закрепление рефлекса плавной речи и воспитание речевой дисциплины, привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации.
Задача:
- сгладить и автоматизировать плавную речь в различных ситуациях,
- улучшить способность выражать свои мысли последовательно, в виде адекватной речи,,
- воспитать умение владеть собой,
- учить проявлять волю и демонстрировать речь независимо от обстановки.
На первом этапе (1 квартал) обеспечиваем отработку дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений, работу над гласными звуками.
Отработка и закрепление методов правильной речи строится на основе активной психотерапевтической (индивидуальной и групповой) и аутогенной тренировки по снятию мышечного напряжения и методов обучения релаксации.
На втором этапе работы (2 четверть) обеспечиваем отработку мягкой атаки при произнесении согласных звуков в некоторых тренировочных упражнениях, в начале слова, в наиболее трудных сочетаниях.
По мере усложнения речевого материала для работы по снятию напряжения при произнесении согласных лучше использовать программный материал школьных предметов (литература, география, физика, история и т.д.)
На третьем этапе работы (3 четверть) – продолжается работа по закреплению методы релаксации, аутотренинга. Отрабатывается соблюдение четких, длинных пауз, выделение опорного слова или логического центра, правильного использования длительного речевого выдоха, слияния слов. Работа над интонационно-выразительной стороной речи.
На четвертом этапе работы (4 четверть) – проводится закрепление приобретенных навыков во всех видах и формах речи: рассказы по опорным словам, на заданную тему, выступления на школьных мероприятиях, конкурсах чтецов, экскурсий, общение с незнакомыми людьми.
Активная психотерапевтическая работа по снятию страха речи, выработка уверенности в возможности общения в различных ситуациях.
Содержание программы
Даты | Этапы коррекции | Тема | Содержание |
02.09-13.09 | Диагностический | Обследование устной речи. Обследование письменной речи. Обследование чтения. | |
16.09-27.09 | Формирование техники речи | Артикуляционные упражнения. Приемы расслабления. Работа над дыханием. | Уяснение значения артикуляции и дыхания в акте речи. Упражнения для губ и языка. Упражнения на расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей. Обучение технике диафрагмально-релаксационного типа дыхания. |
30.09-04.10 | Активизация органов артикуляции и дыхания | Работа над артикуляцией. | Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Обучение приемам самомассажа (расслабление мышц шеи, мимической и артикуляционной мускулатуры). |
07.10-11.10 | Артикуляция гласных звуков. | Гласные 1 и 2 ряда. Их артикуляция. Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков. Дыхательная гимнастика. | |
14.10-18.10 | Артикуляция согласных звуков. | Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха. | |
21.10-25.10 | Артикуляция согласных звуков. | Обучение вибрационному массажу со звуком. Счетная зарядка. | |
28.10-01.11 | Произношение слогов. | Отработка плавного произнесения на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Самомассаж лица и шеи. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха. | |
11.11-15.11 | Произношение слогов. | Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи. Счетная зарядка. | |
18.11-22-11 | Работа над словами и фразой. | Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой. | |
25.11-30.11 | Работа над развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно-ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. | ||
02.12-06.12 | Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи. | Работа над интонацией. Счетная зарядка. | |
09.12-14.12 | Работа над логическим ударением. | ||
16.12-26.12 | Работа над логической паузой. | ||
13.01-31.01 | Фраза и короткие рассказы из жизни детей | Работа над выразительностью речи:
| |
03.02-07.02 | Ударение. | Интонация утвердительная, вопросительная, восклицательная. | Запомни: «В каждом слове выделяй ударный звук». Произнесение слов с ударением в начале слова сопряжено, затем отражённо. Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением). |
10.02-21.02 | Пауза в речи. | Сопряжённая речь. | Дыхательные и голосовые упражнения. Запомни: «В речи соблюдай паузы». Пауза это остановка, во время которой делается вдох. Разнообразить голосовые модуляции. |
24.02-28.02 | Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи. | Работа над стихотворной речью. Сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. | Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). |
03.03-07.03 | Хоровое и самостоятельное чтение, заучивание наизусть. | ||
11.03-14.03 | Заучивание четверостишья сопря-жено, затем отражённо с соблюде-нием изученных правил речи. | ||
17.03-21.03 | Работа над чтением в прозе. | Упражнение в чтении сказок, отрывков из текста, чтение пьес. Упражнение в хоровом, сопряжено-отраженном чтении, самостоятельном чтении, чтени по ролям, заучивание наизусть. | |
01.04-07.04 | Пересказ текста. | Использование коротких повествовательных рассказов разных по объему, пересказ школьных уроков. Использование хорового, сопряжено-отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, пересказ своими словами. | |
07.04-11.04 | Составление рассказов. | В сочетании одновременно с работой над пересказом. Составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Упражнение в составлении рассказа с помощью вопросов, составление пись-менного плана рассказа, составление рассказа-описания, рассказа о прочитанной книге, просмотренном фильме. | |
14.04-18.04 | Тренировка свободной речи. | Составление рассказа – описания. | Закрепление на практике правил речи. Произнесение длинных предложений с паузами (читаем и рассказываем сказку). Игра «Для чего это нужно?». Составляем рассказ – описание (игрушка, животные, птица). Описание (описывает кого-то или что-то). |
21.04-25.04 | Составление рассказов на заданную тему. | Составление рассказа без предварительной подготовки (небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения). | |
28.04-08.05 | Творческий пересказ. | Задания к творческому пересказу:
| |
12.05-16.05 | Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы | Разговорные уроки. | Создание и обыгрывание бытовых ситуаций. Коллективный разговор, диалоги. Устные сочинения. |
19.05-30.05 | Обследование устной речи. Обследование письменной речи. Обследование чтения. |
Информационно-методическое обеспечение:
5 класс
1. Литература. 5кл. 2 гл. / Авт.-сост. В.Ю. Коровин. - М., Просвещение, 2007.
4. Фонетический разбор. 2-4 класс. Ушакова О. Д. - М., Лиера, 2008.
5. Рабочая тетрадь. 5-7кл. "Орография". - М Открытый мир, 1998.
6. Рабочая тетрадь. 5-6кл. "Морфология" Ч. 1.2. - М Открытый мир, 1998.
7. Рабочая тетрадь для 5кл. "Комплексный анализ текста". А.Б. Малюшкин. -М., Творческий центр, 2006.
8. Разноуровневые задания по русскому языку. 5кл. В.В. Васильева - Ростов н / Д, Феникс, 2003.
9. Система упражнений для коррекции чтение и письма детей с ОНР. Л.Г. Кобзарева т.д. - Воронеж, Учитель, 2003.
10. Развитие речи на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. - М., Просвещение, 2004.
11. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе. Л.Л. Андрюхова Ростов-н /Д, Феникс, 2003.
12. Сборник диктантов по русскому языку. Л.А. . Винградова, - М., Просвещение, 1973.
13. Компьютерная программа "Дельфа-142", "Видимая речь".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм составления индивидуальной коррекционной программы
Алгоритм составления индивидуальной программыисточник: интернет ресурс...
Индивидуальная (коррекционная) программа
Индивидуальная (коррекционная) программа логопедического сопровождения учащегося 5 класса, имеющего неврозоподобное заикание ...
Выступление на педагогическом совете: "Индивидуальная коррекционная программа учителя-дефектолога для ребёнка с ОВЗ"
Выступление на педагогическом совете: "Индивидуальная коррекционная программа учителя-дефектолога для ребёнка с ОВЗ"...
Индивидуальная коррекционная программа для младшего школьника (при потери близкого человека)
Индивидуальная коррекционная программа для младшего школьника (при потери близкого человека) Цель: сопровождение и помощь ребенку перенести утрату близкого человека менее безболезненно.Задачи: - ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. Комплекс индивидуальных психокоррекционных программ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТАОсновными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются:Смена ведущих мотивовРазвитие общих движенийРазвитие восприятия как ориентир...
«ПОДРОСТОК» Индивидуальная коррекционная программа социально-педагогической реабилитации подростка к обучению в школе
Разработка индивидуальной коррекционной программы социально -психолого - педагогической реабилитации подростка к обучению в школепродиктована необходимостью психологического сопровождения подростка со...
Индивидуально-коррекционная программа
коррекция звукопроизношения...