Индивидуальная (коррекционная) программа
рабочая программа на тему

Воронова Светлана Дмитриевна

Индивидуальная (коррекционная) программа логопедического сопровождения учащегося 5 класса, имеющего неврозоподобное заикание  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsd_individualnaya_korrek_programma.rar30 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

учителей-логопедов

Пр № _ от _________2013 г.

_________Бабина Л.Ф.

    ''Утверждаю''

Директор ГКС(К)ОУ

 «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-

интернат № 26 V вида:        

_________ Максимова Л.И.

Государственное  казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26 V вида»

Индивидуальная (коррекционная) программа логопедического сопровождения учащегося 5 класса, имеющего неврозоподобное заикание  

на 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед Воронова С.Д.

Пояснительная записка

Сахно В. 5-й класс

Режим занятий:

Мероприятия: 3 раза в неделю

Всего: 84 часов

Характеристика:

неврозоподобное  заикание, присутствуют  сопутствующие речевые и двигательные расстройства: ненужные слова «вот это», притопывание ноги, наклон туловища вперед, произнося определенные звуки, слова и предложения на вдохе, недостатки словаря и грамматические структуры речи, темп речи  замедленный, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия).

Цель: закрепление рефлекса плавной речи и воспитание речевой дисциплины, привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации.

Задача:

  • сгладить и автоматизировать плавную речь в различных ситуациях,
  • улучшить способность выражать свои мысли последовательно, в виде адекватной речи,,
  • воспитать умение владеть собой,
  • учить проявлять волю и демонстрировать речь независимо от обстановки.

На первом этапе (1 квартал) обеспечиваем отработку дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений, работу над гласными звуками.

Отработка и закрепление методов правильной речи строится на основе активной психотерапевтической (индивидуальной и групповой) и аутогенной тренировки по снятию мышечного напряжения и методов обучения релаксации.

На втором этапе работы (2 четверть) обеспечиваем отработку мягкой атаки при произнесении согласных звуков в некоторых тренировочных упражнениях, в начале слова, в наиболее трудных сочетаниях.

По мере усложнения речевого материала для работы по снятию напряжения при произнесении согласных лучше использовать программный материал школьных предметов (литература, география, физика, история и т.д.)

На третьем этапе работы (3 четверть) – продолжается работа по  закреплению методы релаксации, аутотренинга. Отрабатывается соблюдение четких, длинных пауз, выделение опорного слова или логического центра, правильного использования длительного речевого выдоха, слияния слов. Работа над интонационно-выразительной стороной речи.

На четвертом этапе работы (4 четверть) – проводится закрепление приобретенных навыков во всех видах и формах речи: рассказы по опорным словам, на заданную тему, выступления на школьных мероприятиях, конкурсах чтецов, экскурсий, общение с незнакомыми людьми.

Активная психотерапевтическая работа по снятию страха речи, выработка уверенности в возможности общения в различных ситуациях.

Содержание программы  

Даты

Этапы коррекции

Тема

Содержание

02.09-13.09

Диагностический

Обследование устной речи.

Обследование письменной речи.

Обследование чтения.

16.09-27.09

Формирование техники речи

Артикуляционные упражнения. Приемы расслабления. Работа над дыханием.

Уяснение значения артикуляции и дыхания в акте речи.

Упражнения для губ и языка.

Упражнения на расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей.

Обучение технике

диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

30.09-04.10

Активизация органов артикуляции и дыхания

Работа над артикуляцией.

Формирование навыка диафрагмального вдоха и

удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и

мышечного напряжения. Обучение приемам самомассажа (расслабление мышц шеи, мимической и

артикуляционной мускулатуры).

07.10-11.10

Артикуляция гласных звуков.

Гласные 1 и 2 ряда. Их артикуляция. Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на

материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков. Дыхательная гимнастика.

14.10-18.10

Артикуляция согласных звуков.

Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и

стечением согласных). Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.

21.10-25.10

Артикуляция согласных звуков.

Обучение вибрационному массажу со звуком. Счетная зарядка.

28.10-01.11

Произношение  слогов.

Отработка плавного произнесения на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных.

Самомассаж лица и шеи.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.

11.11-15.11

Произношение  слогов.

Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями:

дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом

речи. Счетная зарядка.

18.11-22-11

Работа над словами и фразой.

Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи.

Работа над простой фразой.

25.11-30.11

Работа над развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков.

Использование вопросно-ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий.

02.12-06.12

Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи.

Работа над интонацией.

Счетная зарядка.

09.12-14.12

Работа над логическим ударением.

16.12-26.12

Работа над логической паузой.

13.01-31.01

Фраза и короткие рассказы из жизни детей

Работа над выразительностью речи:

  • интонация;
  • логическое ударение;
  • логическая пауза.

03.02-07.02

Ударение.

Интонация утвердительная, вопросительная, восклицательная.

Запомни: «В каждом слове выделяй ударный звук».

Произнесение слов с ударением в начале слова сопряжено, затем отражённо.

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

10.02-21.02

Пауза в речи.

Сопряжённая речь.

Дыхательные и голосовые упражнения.

Запомни: «В речи соблюдай паузы».

Пауза это остановка, во время которой делается вдох.

Разнообразить голосовые модуляции.

24.02-28.02

Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи.

Работа над стихотворной речью. Сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры.

Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз).

03.03-07.03

Хоровое и самостоятельное

чтение, заучивание наизусть.

11.03-14.03

Заучивание четверостишья сопря-жено, затем отражённо с соблюде-нием изученных правил речи.

17.03-21.03

Работа над чтением в прозе.

Упражнение в чтении сказок, отрывков из текста, чтение пьес.

Упражнение в хоровом, сопряжено-отраженном чтении, самостоятельном чтении, чтени по ролям, заучивание наизусть.

01.04-07.04

Пересказ текста.

Использование коротких повествовательных рассказов разных по объему, пересказ школьных уроков.  Использование хорового, сопряжено-отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, пересказ своими словами.

07.04-11.04

Составление рассказов.

В сочетании одновременно с работой над пересказом. Составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Упражнение в составлении рассказа с помощью вопросов, составление пись-менного плана рассказа, составление рассказа-описания, рассказа о прочитанной книге, просмотренном фильме.

14.04-18.04

Тренировка свободной речи.

Составление рассказа – описания.

Закрепление на практике правил речи.

Произнесение длинных предложений с паузами (читаем и рассказываем сказку).

Игра «Для чего это нужно?».

Составляем рассказ – описание (игрушка, животные, птица).

Описание (описывает кого-то или что-то).

21.04-25.04

Составление рассказов на заданную тему.

Составление рассказа без предварительной подготовки (небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения).

28.04-08.05

Творческий пересказ.

Задания к творческому пересказу:

  • составить конец рассказа по его началу.
  • составить начало рассказа по его концу.
  • придумать начало и конец по середине рассказа.

12.05-16.05

Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы

Разговорные уроки.

Создание и обыгрывание бытовых ситуаций. Коллективный разговор,

диалоги. Устные сочинения.

19.05-30.05

Обследование устной речи.

Обследование письменной речи.

Обследование чтения.

Информационно-методическое обеспечение:

5 класс

1. Литература. 5кл. 2 гл. / Авт.-сост. В.Ю. Коровин. - М., Просвещение, 2007.

4. Фонетический разбор. 2-4 класс. Ушакова О. Д. - М., Лиера, 2008.

5. Рабочая тетрадь.  5-7кл. "Орография". - М Открытый мир, 1998.

6. Рабочая тетрадь.  5-6кл.  "Морфология" Ч. 1.2. - М Открытый мир, 1998.

7. Рабочая тетрадь для 5кл. "Комплексный анализ текста". А.Б. Малюшкин. -М., Творческий центр, 2006.

 8. Разноуровневые задания по русскому языку. 5кл. В.В. Васильева - Ростов н / Д, Феникс, 2003.

9. Система упражнений для коррекции чтение и письма детей с ОНР. Л.Г. Кобзарева т.д. - Воронеж, Учитель, 2003.

10. Развитие речи на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова.  - М., Просвещение, 2004.

11. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе. Л.Л. Андрюхова Ростов-н /Д, Феникс, 2003.

12. Сборник диктантов по русскому языку. Л.А. . Винградова,  - М., Просвещение, 1973.

13. Компьютерная программа "Дельфа-142", "Видимая речь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления индивидуальной коррекционной программы

Алгоритм составления индивидуальной программыисточник: интернет ресурс...

Индивидуальная (коррекционная) программа

Индивидуальная (коррекционная) программа логопедического сопровождения учащегося 5 класса, имеющего неврозоподобное заикание ...

Выступление на педагогическом совете: "Индивидуальная коррекционная программа учителя-дефектолога для ребёнка с ОВЗ"

Выступление на педагогическом совете: "Индивидуальная коррекционная программа учителя-дефектолога для ребёнка с ОВЗ"...

Индивидуальная коррекционная программа для младшего школьника (при потери близкого человека)

Индивидуальная коррекционная программа для младшего школьника (при потери близкого человека) Цель: сопровождение и помощь ребенку перенести утрату близкого человека менее безболезненно.Задачи: - ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. Комплекс индивидуальных психокоррекционных программ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТАОсновными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются:Смена ведущих мотивовРазвитие общих движенийРазвитие восприятия  как ориентир...

«ПОДРОСТОК» Индивидуальная коррекционная программа социально-педагогической реабилитации подростка к обучению в школе

Разработка индивидуальной коррекционной программы социально -психолого - педагогической реабилитации подростка к обучению в школепродиктована необходимостью психологического сопровождения подростка со...

Индивидуально-коррекционная программа

коррекция звукопроизношения...